Роль и значение коммерческой тайны в медицинском бизнесе

Роль и значение коммерческой тайны

Роль и значение коммерческой тайны

Каждый частнопрактикующий врач или владелец медицинской компании, бизнес которого развивается успешно, хотел бы, чтобы такое положение сохранялось максимально долго, и поток прибыли не иссякал. Однако конкуренция есть конкуренция, и интересы прочих участников рынка начинают работать против владельца оригинального бизнеса. Успешность приводит к появлению последователей и подражателей. Многие другие лица, в числе которых собственные сотрудники, конкуренты, начинающие предприниматели, также хотели бы организовать аналогичный бизнес (по образу и подобию существующего) и извлекать с его помощью большие доходы.

Но зачастую существенным препятствием для прямого копирования чужого медицинского бизнеса являются конфиденциальные (секретные) сведения, лежащие в основе данной коммерческой деятельности. Без этих сведений не складывается законченная мозаика бизнеса, в ней образуются обширные незаполненные фрагменты и прорехи, через которые утекает прибыль и клиентура. Подобно тому, как математические уравнения нельзя решить без знания определенного числа неизвестных величин, так и в предпринимательском деле нельзя скопировать чей-либо бизнес без всей полноты коммерческих данных.

Таким образом, сердцевиной многих видов и форм медицинского предпринимательства является коммерческая тайна, то есть те сведения, которые открывают дорогу к копированию бизнеса, его воспроизводству в различных интерпретациях легальными и нелегальными способами. В более точной формулировке коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.[i]

Принято считать, что коммерческая тайна и защита служебной информации важна только в наукоемких производствах и в высоких технологиях (в фармацевтике, био- и нанотехнологиях, в разработке диагностического оборудования и т.п.). Такое представление слишком узко и не отражает всех реалий предпринимательской деятельности. На самом деле коммерческая тайна лежит в основе огромного числа медицинских компаний и частнопрактикующих врачей.

В одних сферах здравоохранения конфиденциальная информация устаревает уже через несколько дней (как, например, на специализированных веб-сайтах или в медицинских СМИ, когда конфиденциальные сведения циклически раскрываются в виде авторских публикаций), в других  коммерческая тайна «живет» от нескольких недель до нескольких месяцев (см. рис.1). И, наконец, достаточно длительные периоды сохранения коммерческой тайны (свыше 5 лет) характерны для отраслей фармацевтической промышленности, в медицинском машиностроении и некоторых других отраслях.

Рис.1. Условные сроки существования коммерческой тайны в различных отраслях медицинского бизнеса.

Рис.1. Условные сроки существования коммерческой тайны в различных отраслях медицинского бизнеса.

Следует также отметить, что практически вся сфера сервиса и медицинской промышленности, изготавливающей продукцию с высокой добавленной стоимостью, полностью или частично основывается на коммерческой тайне. В разряд закрытой информации попадают базы данных, сведения о клиентах, пациентах и технологиях, организационные и управленческие схемы, обучающие методики, составы и рецептуры лекарственных препаратов, способы контроля качества и многое другое. Всякая небрежность, халатность или умысел приводят к разглашению коммерческой тайны, в результате чего организаторы медицинского бизнеса получают дополнительных конкурентов, падение спроса и цен. Да и само существование оригинального бизнеса ставится под вопрос.

Все вышесказанное относится к уже существующему медицинскому бизнесу и налаженному производству. Однако только лишь этой стороной дела проблема защиты коммерческой информации не исчерпывается. Не менее важным является и другой аспект, связанный с бизнес-идеями и перспективами, со стратегией и тактикой развития бизнеса. Сейчас, как никогда прежде, высоко ценятся удачные бизнес-идеи и стратегические решения, которые могут быть легко похищены и присвоены другими участниками рыночных отношений. Доказать впоследствии свой приоритет разработчикам оригинальной бизнес-идеи будет практически невозможно. Похищенную идею могут видоизменить, придать ей новую направленность в практической реализации. И тогда вместо планируемой прибыли она будет приносить своему законному владельцу одни убытки и проблемы.

Носителем коммерческой тайны о лечебном учреждении или частнопрактикующем враче является государство в лице его финансовых и налоговых органов. Как и любые другие субъекты рынка – как медицинские компании, так и их работники, уплачивают в бюджеты всех уровней налоги. По величине уплаченных налогов можно судить о суммах доходов компании и ее персонала. Чем выше величина выплаченных налогов, тем успешнее деятельность медицинской компании или отдельно взятого частнопрактикующего врача. Эта очевидная взаимосвязь служит сигнальной информацией для криминальных элементов всех видов – вымогателей, мошенников, шантажистов, грабителей. Таким образом, разглашение налоговой тайны может быть чревато для предпринимателей и членов их семей криминальным давлением и даже физической расправой.

В этой связи следует отметить и значимость сохранения банковской тайны. Практически все современные медицинские учреждения и отдельные частнопрактикующие врачи пользуются услугами коммерческих банков – имеют в них расчетные и депозитные счета, осуществляют безналичные платежи, расчеты с партнерами и клиентами, проводят валютные операции. Иными словами, сотрудники банка знают все или почти все о текущем финансовом состоянии того или иного физического или юридического лица, являющегося клиентом банка. Утечка конфиденциальной информации об ухудшении или улучшении финансового состояния медицинского учреждения может стать источником неприятностей для бизнеса. В случае ухудшения занервничают кредиторы и партнеры клиники или частнопрактикующего врача, которые своими поспешными действиями могут окончательно подорвать бизнес. А улучшение финансовой базы бизнеса вызывает повышенный интерес к нему со стороны конкурентов, криминала и проверяющих инстанций.

Существенным каналом утечки конфиденциальной информации является собственный персонал медицинской компании. Ознакомившись с «внутренней кухней» лечебно-профилактического учреждения, механизмами взаимодействия с пациентами и клиентами, технологиями работы и принятия решений, сотрудники компании (чаще всего это лечащий состав, кредиторы и соучредители фирмы) увольняются и организуют по аналогии с существующим свой собственный бизнес, который, по сути дела, является копией существующего.

Имеется и еще один аспект, связанный с поддержанием режима коммерческой тайны в медицинском бизнесе. Этот аспект касается как недобросовестной конкуренции в целом, так и промышленного шпионажа в частности. Чужие технологические секреты всегда вызывают повышенный интерес со стороны прочих участников рынка и даже иностранных государств. И это вполне понятно. Раскрыв коммерческую тайну конкурирующих фирм, можно сэкономить значительные финансовые ресурсы и время, принять превентивные меры и сыграть на опережение. Высокая ценность такого рода информации заставляет предпринимателей обращаться к услугам частных детективных агентств и собственных служб безопасности. Незримая борьба на этом фронте продолжается безостановочно. О том, как она осуществляется, мы поговорим ниже, при анализе методов недобросовестной конкуренции и теневого бизнеса.

Рассмотрение общих вопросов, связанных с коммерческой тайной, позволяет сделать вывод о значительной, часто решающей роли конфиденциальной информации для деятельности частнопрактикующего врача или частной клиники. Более того, от надежности сохранения коммерческой тайны часто зависит не только судьба лечебного учреждения, но и безопасность, и благополучие организаторов медицинского бизнеса, а также членов их семей. Высокая значимость коммерческой тайны для успешной работы на рынках здравоохранения заставляет предпринимателей уделять вопросам информационной безопасности бизнеса самое пристальное внимание.


[i] Трактовка коммерческой тайны прив. по: Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», ст.3.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.