Деловая среда предпринимательства

Предпринимательство, как мы отмечали выше, является локомотивом развития экономики. Стремясь увеличить прибыльность своих бизнесов, предприниматели вынуждены искать новые источники спроса, неудовлетворённые потребности, возможности для расширения своего дела. Реализация поставленных целей возможна лишь при повышенной творческой, новаторской и интеллектуальной активности делового сообщества. От чего же она зависит? Что стимулирует или подавляет предпринимательство? Обычно это целый ряд факторов, к которым относятся следующие.

Налоговое бремя. Величина налоговых ставок на бизнес является основным моментом, стимулирующим или демотивирующим резидентов (лиц данной страны) и нерезидентов (иностранцев). Высокие налоги делают предпринимательство менее привлекательным делом, так как значительную часть прибыли приходится отдавать государству. И наоборот, низкие налоги стимулируют предпринимательскую активность, так как большая часть заработанных денег становится собственностью владельцев бизнеса.

Общественные ценности. Немаловажную роль в формировании благоприятной обстановки для осуществления предпринимательской деятельности играют общественные настроения, отношение преобладающей массы населения к бизнесу в целом и отдельным бизнесменам в частности. Если превалируют настроения уравнительного толка, когда предпринимательство расценивается как способ обогащения одних граждан за счет других, то это, само по себе, является сильным тормозящим моментом в развитии всех видов коммерческой деятельности.

Неблагожелательное и даже враждебное отношение к предпринимателям обостряется, когда представители бизнеса демонстрируют антисоциальное поведение и показное потребление. В условиях невысокого жизненного уровня основной массы населения наиболее богатые предприниматели приобретают роскошные яхты, футбольные клубы, самолеты, ювелирные раритеты. Их мораль и ценности диаметрально отличаются от мировоззрения общественных групп с более скромными доходами. Несовпадение моральных норм и представлений о должном поведении вызывает общественное противостояние и конфликты. Иногда дело доходит до того, что возмущенные массы осуществляют революции и пытаются вовсе ликвидировать институт предпринимательства. Однако установленная таким образом «социальная справедливость» ведёт к бедности и предпринимательство реставрируется. Определяющим моментом в новом принятии его обществом являются все те же ценности и мораль – как со стороны населения и государства, так и в среде самих предпринимателей.

Законодательство и правопорядок. Одной из значимых причин неразвитости предпринимательства во многих странах мира является слабая правовая база и неэффективная правоприменительная практика. Повсеместное нарушение закона, уклонение от уплаты налогов, взяточничество и коррупция, чиновничий произвол, отсутствие гарантий защиты собственности и личности предпринимателя, – все это в совокупности представляет значительное препятствие на пути развития бизнеса.

Очень мешают динамичному развитию предпринимательской деятельности такие факторы, как слабость и некомпетентность судебной системы, избирательное применение закона, двойные стандарты в рассмотрении хозяйственных споров. Приведение в надлежащий порядок законодательной базы предпринимательской деятельности, неукоснительное исполнение законов всеми сторонами хозяйственного оборота – залог успешного развития предпринимательства.

Экономическая обстановка. Важнейшим фактором предпринимательской среды является экономическая обстановка, в которой приходится функционировать бизнесу. Платёжеспособность населения и предприятий, ёмкость рынков, наличие дешёвой и квалифицированной рабочей силы, действующие неналоговые обременения (отчисления в пенсионные, медицинские и социальные фонды, величина местных сборов, таможенных пошлин и проч.) – все эти показатели в обязательном порядке учитываются отечественными и иностранными предпринимателями при принятии решения об инвестициях или реализации бизнес-проектов. Предпринимателей также интересуют такие хозяйственные показатели, как уровень инфляции, доступность и стоимость кредитных ресурсов, возможность выхода на рынки ценных бумаг, ограничения на движение капиталов.

При выборе места и сферы предпринимательской деятельности бизнесмены принимают в расчет соотношение заработной платы в данной стране и за рубежом, уровень социальных гарантий наемному персоналу, силу или слабость профессиональных союзов. Немаловажным фактором экономической обстановки является степень конкуренции на рынках и возможности заполнения перспективных продуктовых ниш.

Политическая ситуация. Для формирования благоприятной предпринимательской среды очень важным обстоятельством является политическая ситуация, которая во многом определяет инвестиционный климат и развитие бизнеса в какой-либо стране. От политических целей и приоритетов законодательной и исполнительной власти зависит, будет ли поддерживаться или подавляться предпринимательство как институт, каким формам предпринимательской деятельности будет отдаваться предпочтение, будет ли приветствоваться присутствие иностранного бизнеса и транснациональных корпораций на внутреннем рынке страны. Политика часто становится причиной международных санкций и различных эмбарго.

От политической воли правящей партии и влияния оппозиционных сил зависит вхождение страны в состав экономических блоков и союзов (ЕС, ЕврАЗЭС, ВТО и проч.), выбор партнеров по бизнесу, условия сотрудничества с дружественными и недружественными государствами.

Социальная среда. Доброжелательное или негативное отношение к предпринимательству и предпринимателям формируется, в основном, в широких общественных кругах. Настроения в обществе, идеологические и религиозные ориентации людей из различных социальных слоёв становятся определяющими при оценке личности предпринимателя, его социального статуса. Моральная поддержка обществом человека, который за счет собственного ума и таланта сумел подняться из низов общества на самую вершину социальной пирамиды, – в том числе за счет предпринимательской деятельности, – является наилучшей поддержкой для института предпринимательства.

Нельзя также не отметить, что социальная среда формирует приоритеты в потребительском поведении, в структуре потребностей и спроса. Мода и представления о престиже задают тон в покупках недвижимости, автомобилей, товаров определенных торговых марок. При различной социальной структуре общества и степени дифференциации населения по доходам развитие получают разные типы рынков, со своеобразной конъюнктурой и ёмкостью.

Институциональная структура рынка также является мощным фактором формирования среды предпринимательства. В частности, от того, насколько развиты рыночные институты – такие, как страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, агентства по рекламе и маркетингу, трудоустройству, учебные заведения, профсоюзные организации и иные структуры, зависит сам бизнес, его этика, культура, уровень организации и управления.

Выделенные нами факторы предпринимательской среды оказывают прямое и непосредственное влияние на предпринимателей и предприятия, производящие товары, услуги и информацию. От того, какими будут эти факторы, зависит, каким будет бизнес в стране, насколько он будет развит и какие потребности обслуживать.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.