Предпринимательство и экономическая свобода

Предпринимательство самым тесным и непосредственным образом связано с экономической свободой, которую мы будем понимать, как свободу от всевозможных ограничений внутреннего и внешнего характера. Очевидно, что чем меньше имеется обременяющих и стесняющих бизнес обстоятельств, тем легче индивидуальным и коллективным предпринимателям реализовывать на практике свои идеи, получать прибыль и удовлетворять запросы потребителей.

Наш краткий анализ начнём с рассмотрения внутренней свободы предпринимательства, которая включает в себя сферу производства идей, ментальных стереотипов и моделей, моральных запретов и табу. Мыслительные конструкции предпринимателей, а также людей их окружающих (характеризующих отношение к бизнесу), проецируются в реальные действия на поприще трудовых отношений, зарплатной политики, комфортности и безопасности труда, творчества, производственной дисциплины, качества продукции, помощи социально незащищённым людям, благотворительности и прочих факторов.

Здесь мы не можем обойти вниманием такую специфическую область, как свободу от моральных принципов. Для одних предпринимателей действует непреложное табу в экологических вопросах, на обман потребителей, изготовление контрафактной и некачественной продукции, применение мер недобросовестной конкуренции. Другие, напротив, освобождают себя от данных нравственных ограничений, считая, что прибыль превыше всего и ради барыша в 200-300% можно идти на серьёзные правонарушения (как тут не вспомнить выражение К. Маркса о том, что нет такого преступления, на которое не пошёл бы капитал за 300% прибыли).

К внутренней свободе предпринимательства относятся и такие моменты, как производство инноваций всех типов – продуктовых, организационных, управленческих, технологических. Способность по-новому увидеть будущее, понять роль и место перспективной разработки в системе производства, обмена и потребления – это тоже свобода предпринимательства, освобождение от шор повседневности, барьеров традиционного мышления, умение соединить научные достижения с бытом людей. Таким образом, свобода творчества, ментального и реального экспериментирования также является одним из базовых элементов свободы предпринимательства вообще.

Что же касается внешней экономической свободы, то в этом случае речь идёт о коллективном мышлении, общих представлениях о справедливости, правилах коммерции, конкуренции, интересах государства и потребителей. Все перечисленные нами факторы и преобладающие ценности находят своё воплощение в законодательных нормах, касающихся предпринимателей и правил ведения бизнеса.

К внешним факторам по расширению экономической свободы можно отнести режимы наибольшего благоприятствования в торговле, образования территорий опережающего развития или свободных экономических зон, снижение налогов или таможенных пошлин, предоставление предпринимателям современной рыночной инфраструктуры, информационной и пиар-поддержки бизнеса со стороны властей, снижение административного давления.

К ограничениям свободы предпринимательства относятся, без сомнения, международные санкции, эмбарго, запреты на торговлю с какими-либо странами, регионами или компаниями.

Внешнюю экономическую свободу значительно легче оценить в количественном измерении, нежели внутреннюю (которая оценивается на основе опросов). Для этого применяются специальные индексы экономической свободы, которые рассчитываются ежегодно отдельными международными организациями и фондами. В такие индексы входит ряд показателей, к числу которых относятся: свобода торговли, налоговая свобода, свобода бизнеса, свобода от коррупции, свобода трудовых отношений и ряд других критериев.

Личность предпринимателя. Предпринимательский образ мышления

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.