Как найти спонсора для спортсмена

Вопрос о привлечении спонсора для начинающих и уже сложившихся атлетов достаточно часто приходит на почту сайта. Иногда спортсмены или их родители пишут о наболевшем в комментариях в надежде, что они дойдут до умов и сердец владельцев бизнеса, готовых на финансовую и материальную поддержку. Чаще всего помощи ищут представители индивидуальных видов спорта – различных видов единоборств, большого тенниса, шахмат и ряда других.

Скажу сразу, что вопрос о фандрайзинге и спонсорской поддержке для начинающих и мало известных спортсменов в России (да и в странах СНГ) очень тяжёл. Крупный и средний бизнес не видит в такого рода спонсорстве особых перспектив. Ну хорошо, говорят владельцы бизнеса, выделим мы такому-то перспективному фигуристу, боксёру или сноубордисту 500-700 тыс. рублей в год, и что мы будем с этого иметь? Сопровождение спортсмена по карьерной лестнице, его продвижение – не наш профиль. Да и будущие горизонты весьма туманны. Бизнес-плана нет. Даже если у спортсмена всё получится, на регулярных или коммерческих соревнованиях он (или она) покажет неплохой результат, он запросто может отвернуться от нас, в одночасье забыв об оказанной поддержке.

Да, но ведь можно предварительно составить контракт, в котором оговорить обязанности сторон. Конечно, это возможно и даже желательно. Но практика показывает, что для несовершеннолетних спортсменов контракт нужно заключать только с участием родителей (опекунов), а это зачастую превращается в головную боль для потенциального спонсора. Да и выгода от серьёзной поддержки может оказаться микроскопической или даже отрицательной. Последнее происходит в том случае, если атлет ведёт себя ненадлежащим образом, допускает случаи потребления алкоголя или допинга, скандалит где попало, дискредитирует торговую марку спонсора, нецензурно выражается, пишет грубые и вызывающие комментарии в соцсетях, троллит соперников и тренеров и т.д.

Отдельная история – это травмы, болезни, поражения в схватках. Сломленный соперником боец или атлет часто уже не может восстановиться и просто покидает большой спорт — особенно, если он не командный игрок.

Учитывая всё это, потенциальный спонсор решает не заморачиваться и под каким-либо предлогом сворачивает диалог.

Следует также подчеркнуть, что участие посредника в таких делах возможно, но достаточно накладно. За свои услуги агент может запросить половину привлечённой суммы, что наверняка не понравится спортсмену. В этом плане возможны и финансовые подтасовки (см. Спортивное спонсорство и махинации: российская специфика). Кроме того, спонсор может не удовлетвориться заверениями агента и захочет гарантий со стороны экспертов и действующих тренеров.

Поскольку рынок фандрайзинга по поводу привлечения стипендий, разовой и регулярной денежной подпитки в нашей стране не развит из-за своей низкой маржинальности и правовой неурегулированности, он и не создаёт адекватного предложения со стороны бизнеса. А спортивные министерства и департаменты физкультуры и спорта местных администраций просто не хотят слышать о таких атлетах, которые нуждаются в индивидуальной поддержке. Ответ всегда один – денег мало и на всех не хватает – даже именитым спортсменам и командам. Так что здесь от ворот поворот. А частных благотворительных фондов в области спорта и институтов поддержки молодых атлетов пока не создано. Так что спонсорами выступают, в основном, родители или родственники перспективных спортсменов.

Но если вы всё-таки решили не опускать руки и бороться до конца, вам следует иметь в виду следующее.

Когда спортсмен (менеджер, тренер команды) обращается к потенциальному спонсору за поддержкой, ему надо принять во внимание несколько обстоятельств. Во-первых, на спонсора при личной встрече желательно произвести позитивное впечатление. Это достигается не только за счёт возникающих личных симпатий и антипатий спонсора и благополучателя, но и за счёт толкового оперирования цифрами и вариантами сотрудничества.

Второй важный момент в рабочей встрече спортсмена (или его представителя) с вероятным спонсором – это наличие на руках атлета продуманного и хорошо составленного бизнес-плана, в котором есть все необходимые данные по будущему сотрудничеству. К такого рода данным относятся:

— предполагаемая длительность сотрудничества (разовая поддержка, периодическая или сезонная помощь, долгосрочный контракт);

— общая сумма спонсорской поддержки (если планируется получение денежных средств). В случае всякой иной помощи (помещениями, инвентарём, материальной, информационной, транспортной, правовой, маркетинговой, административной, рекламной, волонтёрской и проч.) следует оговорить её виды;

— взаимные права и обязанности спонсора и спортсмена (спортклуба), что и за какие деньги должно исполняться, какие санкции наступают в случае неисполнения контракта одной из сторон;

выгоды, которые приобретает будущий спонсор при заключении договора о сотрудничестве (рекламную поддержку за счёт эмблем, нашивок, стикеров, статей в интернете, соцсетях, в кругах болельщиков, за счёт иного продвижения средствами PR и репутационного менеджмента. Спонсор должен понимать, в чём конкретно состоят его выгоды. Ведь спонсорская помощь – это не благотворительность, а инвестиции, вложения капитала, от которого надо получить приемлемую отдачу. А раз так, то спонсор должен получить убедительные доказательства того, что инвестированные в атлета или команду средства будут работать не хуже (а может и лучше), чем традиционная реклама, промо-акции, заказной пиар. Спонсора придётся убеждать, что запоминание его имени, торговой марки, коммерческого наименования – это тоже капитал, который поможет лучше продавать продукцию компании, увеличить её репутационный вес в местном сообществе, создаст информационные поводы для обращения на себя внимания через корпоративный сайт, болельщиков, социальные сети.

К сказанному следует добавить, что потенциальному спонсору желательно показать наглядные иллюстрации в виде фотографий, видео, диаграмм, схем, выполненных в PowerPoint или иным способом.

И последнее. Просителю спонсорской помощи следует принимать во внимание и тот факт, что отказы в спонсорской поддержке встречаются гораздо чаще, чем согласие на сотрудничество. Поэтому при контактах с потенциальными спонсорами следует запастись терпением.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.