Оплата труда и гонорары в писательском бизнесе (Часть 2)

Для писателя вариант выплат гонорара по мере реализации тиража имеет скрытые «подводные камни», особенно если сам автор является иногородним. Примеры из собственного опыта говорят о том, что отдельные недобросовестные издательства начинают манипулировать данным пунктом, отказываясь выплачивать гонорар в обозначенные сроки. Мотивация при этом такая: в договоре не прописано место и способ выплаты вознаграждения автору, стало быть, приезжайте за получением денег в издательство. Очевидно, что для писателя, живущего в другом городе, такая поездка может быть экономически невыгодной. Чтобы получить ежеквартальный гонорар в 10 тыс. руб., ему придется потратить на незапланированную командировку такую же или даже большую сумму. Естественно, автор откладывает поездку до тех пор, пока сумма не накопится более значительная. А это дополнительное время в год-полтора. В этот период издательство спокойно распоряжается деньгами автора. Инфляционные потери издатели также в расчет не принимают.

Учитывая вышесказанное, писателю на стадии заключения договора издания рукописи следует позаботиться о включении в него пункта о перечислении гонорара на указанный банковский счет. Тем самым многие неудобства снимаются.

К уже сказанному хотелось бы добавить, что в последние 2-3 года на рынке стали появляться чисто виртуальные издательства, которые составляют серьезную конкуренцию издательствам традиционным. Их преимущества состоят в том, что им не надо иметь большой штат корректоров и редакторов (рукопись издается в авторской интерпретации согласно принципу Петра I, который запрещал боярам читать речь по бумажке – «Дабы дурость каждого видна всякому была»), дизайнеров и менеджеров. Виртуальных издателей не касаются издержки производства, связанные с транспортировкой книжной продукции, типографскими расходами, арендой помещений. Интернет-издательства публикуют автора работы по низкой цене (по 20-30 руб. за книгу), причем авторский гонорар составляет не 6-10%, а 30-50%. Вознаграждение автор получает за каждое скачивание книги.

Пока работа Интернет-издательств по продаже книг в электронной форме находится в стадии становления. Несмотря на кажущуюся простоту и выгодность для авторов, здесь также имеются свои проблемы и трудности. Считается, что низкая цена скачивания убьет пиратство или в значительной мере снизит его. Так ли это, покажет время. Есть и другие нюансы. Например, может ли пользователь, купивший электронный вариант книги, передавать ее для копирования или чтения другому пользователю? Или насколько адекватными и правдивыми будут данные о количестве скачиваний и перечисления денежных средств на счета авторов? Все это тема отдельного разговора.

Следующей формой выплаты авторского гонорара является установление фиксированной суммы, которая не привязана к тиражу и срокам реализации литературного произведения. Издательство, оценивая все экономические и маркетинговые факторы, а также риски и рыночную конъюнктуру, полагает выручить за данную книгу (и ее производные – аудиокнигу, компьютерную игру, визуализацию героев, издание на зарубежных рынках) 10 тыс. долл. После этого автору предлагается фиксированный гонорар в 2 тыс. долл. Выплата, как и в случае с начислением процента от тиража, может быть единовременной или производится частями.

Заключая договор издания с фиксированным гонораром, следует иметь в виду, что коммерческий успех книги может пройти мимо кошелька автора, так как его вознаграждение фактически не зависит ни от величины тиража, ни от стоимости книги в розничной торговле. Все сборы от повышенного читательского спроса достанутся издательству.

С другой стороны, при непринятии рынком новой книги писателя все риски и потери лягут на плечи издательства, которое неверно оценило перспективы издания или упустило из вида важные обстоятельства. Например, уже первые экземпляры дорогостоящего и качественного издания были отсканированы пиратами (или Интернет-библиотеками, что в общем одно и то же) и выложены в Сети для бесплатного скачивания. Пока издатель примет меры по защите своих авторских и смежных прав и закроет пиратские точки скачивания, книга уже распространится среди пользователей и спрос на издание в значительной степени сократиться.

Относительно Интернет-библиотек хотелось бы добавить еще некоторые соображения. Интернет-библиотеки бывают не только бесплатными, но и платными. Причем авторы от таких библиотек практически никогда не получают никаких гонораров и отчислений. Например, авторы кандидатских и докторских диссертаций только беспомощно наблюдают, как предприимчивые ребята торгуют в Сети их работами. Нужен текст диссертации – плати от 600 до 1500 руб. и получай контент, иллюстрации и приложения в электронной форме.

Не все так просто и с бесплатными электронными библиотеками. Фактически это коммерческие сайты, которые получают доходы от баннерной рекламы, расположенной на страницах данных ресурсов. Получается очень удобно разговаривать с авторами – мы же бесплатно распространяем знания, делаем полезное для общества дело, а вы все о низменном, о каких-то выплатах и гонорарах, о хищении интеллектуальной собственности. А что касается скачиваний, то мы, Интернет-библиотеки, обязательно предупреждаем пользователей, что после прочтения материалы должны быть удалены из памяти компьютера. Звучит столь же наивно, сколь и язвительно. В этой связи мы без всякой натяжки причисляем владельцев самостийных Интернет-библиотек к пиратам, которые прогрызают зияющие бреши в доходах как издателей, так и авторов.

Третьей формой взаимодействия авторов и издателей являются биржи писательских продуктов. Особенностью этих писательских рынков является то обстоятельство, что авторы могут представлять на них свои статьи и книги для последующей перепродажи всем желающим. Особенно востребован данный тип электронных рынков для копирайтеров – то есть писателей, специализирующихся на контенте для огромного количества корпоративных и персональных сайтов. Владельцы сайтов по разным причинам предъявляют спрос на различные статьи, аналитические материалы, тематические подборки, отзывы клиентов (действительных или мнимых), рецензии и прочие литературные труды, именуемые контентом. На сайты, выполняющие роль специализированных Интернет-бирж контента (к их числу относятся такие ресурсы, как advego.ru, textsale.ru и ряд других), авторы присылают свои труды по обширной тематике. Редакторы сайта проверяют их на аутентичность – не списаны ли они откуда-либо, и систематизируют по рубрикам – автомобили, бизнес и финансы, закон и право, спорт и т.д. Получается что-то вроде виртуального книжного магазина.

Потенциальным покупателям контента не дают при предварительном знакомстве с материалами полного текста во избежание хищения без оплаты. По выдержкам из материалов нужной направленности покупатель выбирает материал, оплачивает его электронными деньгами и знакомится с ним более детально. При необходимости проданный с биржи контент дорабатывается авторами.

Гонорар писателя составляет в среднем 20-25% от сумм, выплаченных покупателем литературного труда. При этом авторы могут писать на любые темы – как под конкретный заказ, так и по велению творческого порыва. В последнем случае литературный труд выставляется на продажу до востребования.

Выше мы уже упоминали, что определенное количество литературы, например, философской, технической, научной и прочих произведений пишется в соавторстве. Количество соавторов может быть весьма значительным и достигать в энциклопедических изданиях 100-150 чел. Распределение гонораров между соавторами производится по внутреннему соглашению, в зависимости от объемов затраченного труда, влияния, связей. Например, книга выходит в соавторстве: в работе над ней принимали участие три человека. Один соавтор является главным (его фамилия, как правило, стоит в заглавии первой; остальные – в алфавитном порядке), ему причитается 40%. Двум другим соавторам выплачивается по 35%. Это, разумеется, условное деление и пропорции могут быть любыми.

Несколько слов следует сказать и о соавторах, не попадающих в официальные заглавия книг и статей – так называемых литературных негров. По разным причинам люди, помогающие писать статьи или книги, не попадают в число соавторов. Одни равнодушны к писательской славе, пишут под псевдонимами или анонимно, другие предпочитают хорошие деньги за свой труд, третьи помогают друзьям и родственникам, у которых нет достаточного литературного опыта. Нередко бывает так, что известному и читаемому автору просто надоела какая-либо тема, вызывающая интерес у читательской аудитории, и он обращается к помощи людей, готовых за приемлемые деньги написать роман на заданную тему, не претендуя при этом на авторские права.

Мы уже отмечали выше, что одно и то же литературное произведение, подписанное разными именами, может приносить совершенно разные доходы и вызывать совершенно разный читательский спрос. Этот парадокс и используется писателями, нанимающих на работу литературных негров.

В коммерческом плане это выгодно практически всем сторонам. Узнаваемый автор, обладающий собственным брэндом, как бы сдает в аренду свою торговую марку, объясняя своим наемным помощникам, что и как надо писать. В бизнесе такая форма сотрудничества получила название франчайзинга. Если еще проще – то примеры подобного подхода мы видим на эстраде, когда узнаваемые исполнители поют на сцене под фонограмму. Зрители, даже замечая это, относятся к происходящему весьма спокойно, не считая данный прием неприемлемым обманом. Хотя мнения на этот счет могут быть самые разные.

Аналогичным образом обстоит дело и в писательском бизнесе. Литературные негры, нанятые на работу, подписывают с номинальным автором соглашение (контракт) о проведении определенной части подготовительных работ за фиксированную плату. При этом литературные негры берут на себя обязательство хранить коммерческую тайну и не предъявлять когда бы то ни было претензий на авторские права.

Обычно гонорар литературным неграм значительно перекрывает те возможные выплаты, которые бы они получили, производя писательские труды под собственным именем. Роль теневых соавторов их вполне устраивает. Так, например, упоминавшийся нами выше всемирно известный автор А.Дюма-отец, написал за свою жизнь около 600 романов. Ясно, что даже при его плодовитости и работоспособности в одиночку он этого сделать не мог. Поэтому он содержал штат литературных негров, которые и работали на него как предприятие. И что интересно, сам Дюма не возражал, чтобы фамилии некоторых из них появлялись на обложках книг, однако издатели всячески препятствовали этому, говоря, что читатель не желает видеть никаких соавторов. Поэтому литературные негры А.Дюма просто получали хорошее вознаграждение.

Институт литературных негров получил в настоящее время второе дыхание. Масса добровольных литературных и научных негров пишет курсовые, дипломные работы, кандидатские и докторские диссертации. Бизнесмены, политики, государственные чиновники становятся благодаря литературным неграм обладателями научных степеней и званий. Работают при этом литературные негры как индивидуально, так и коллективно. Зайдя в Интернет, мы можем найти расценки на их труд – например, 200-250 тыс. руб. за кандидатскую диссертацию, 500-600 тыс. руб. за докторскую.

Нередко прибегают к помощи литературных негров авторы, пишущие в Интернете, блоггеры, руководящие работники, крупные предприниматели. Правда, людей, пишущих за них, они скромно называют референтами, секретарями, спичрайтерами, а не грубо – литературными неграми.

Такова в общих чертах оплата труда и гонорары в писательском бизнесе.

См. также: Оплата труда и гонорары в писательском бизнесе (Часть 1)

Похожее ...

4 комментария

  1. Ужасно тяжело читать белый шрифт на чёрном фоне!

  2. Хорошие расценки… Но в провинции существенно меньше. Мой товарищ сейчас пишет докторскую примерно за 150-200 тыр…

  3. Спасибо за интереснейшие статьи! Только я вижу, что она написаны в феврале прошлого года, а интересно бы знать, как изменились эти цифры на данный момент. Жизнь заставляет немножко литературно «понегритить», а я не знаю, какой «арифметики» придерживаться.

  4. Не смотря на то, что я автор нескольких художественных и документальных работ, остаюсь предельно краток. Читая множество сайтов об издании книг, не могу найти ответа — как же все таки найти издателя? Я участник писательских сообществ в г. Таганроге. В инете, на моем сайте многие авторы называют меня учителем, а сам я,никак не могу дать жизнь моим работам. Прошу Вас помочь мне разобраться в моем вопросе. Скиньте ссылку издателя, который в поисках чего-то необычного, постараюсь заинтересовать этого человека своими перспективными предложениями. Спасибо.

Добавить комментарий для Максим Максимыч Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.