Предпринимательский лоббизм

В большинстве стран мира предпринимательскими объединениями применяется такой особый способ отстаивания своих интересов как лоббизм. Термин «лобби» происходит от англ. Lobby – кулуары; он означает непубличные переговоры бизнес-сообщества с представителями законодательной и исполнительной власти с целью принятия решений, выгодных тем или иным предпринимательским кругам.

Чаще всего различные предпринимательские лобби проявляют активность на стадии принятия или отклонения какого-либо законодательного акта, затрагивающего интересы предпринимательского сообщества в целом или в отдельных его сегментах – например, при принятии налоговых правовых актов, законов о валютном регулировании, о банковской и страховой деятельности и проч. Но этой лишь сферой лоббизм не исчерпывается. В его арсенале имеется масса разнообразных инструментов, которые в условиях глобализации и распространения демократических свобод в мире чрезвычайно расширились, приобрели новое значение и возможности.

Предпринимательский лоббизм имеет давнюю историю. Во все времена представители предпринимательского класса пытались найти общий язык с правящей элитой для отыскания взаимоприемлемых решений. С этой целью использовались разнообразные способы достижения требуемых действий со стороны властей – начиная от самых примитивных и криминальных и кончая наиболее изощренными и многоходовыми. Обратимся к эволюции взаимоотношений предпринимателей и государственных чиновников в части лоббирования коммерческих интересов.

Первоначально отношения по линии «предприниматель-чиновник» строились на весьма примитивном уровне – бизнесмен зачастую просто «покупал» государственного служащего за деньги, либо добивался от него нужного решения путем шантажа или обещаний по предоставлению материальных благ в будущем (см. рис.1). И хотя данный метод широко применяется и поныне, его эффективность в плане удовлетворения коллективных интересов невелика. Конечно, с помощью подобного взаимодействия предпринимателю можно решить какие-либо свои индивидуальные проблемы, однако групповые интересы предпринимателей указанная схема решить не может.

Рис.1. Схема лоббирования своих интересов отдельным предпринимателем.

Рис.1. Схема лоббирования своих интересов отдельным предпринимателем.

Главным пороком системы купли-продажи требуемого решения является ее нелигитимность, когда и предприниматель и государственный чиновник преступают нормы закона, который трактует подобные действия как взяточничество и коррупцию. Единожды встав на такой путь, стороны становятся сообщниками в преступлении. Кроме того, и предприниматель, и государственный чиновник становятся уязвимыми для взаимного шантажа.

Более приемлемой схемой продвижения своих интересов является для предпринимателей консолидация усилий и финансовых ресурсов с целью введения своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти (см. схему на рис.2).

Рис.2. Схема лоббирования через избирательные кампании.

Рис.2. Схема лоббирования через избирательные кампании.

Для этого предпринимательские объединения или отдельные крупные бизнесмены финансируют избирательные кампании кандидатов в депутаты всех уровней, с которыми имеется предварительная договоренность о взаимных обязательствах. Иными словами, пройдя в законодательное собрание (парламент) местного или федерального уровня, вновь избранный депутат становится лоббистом интересов тех предпринимательских кругов, которые финансировали его избирательную кампанию. Инвестиции, сделанные предпринимательскими объединениями в определенную кандидатуру, начинают давать отдачу в последующие годы.

Аналогичная схема финансирования избирательных кампаний применяется и при выборах претендентов на ответственные посты в исполнительную власть – на должности мэров, глав администраций, губернаторов. В качестве возврата сделанных в чиновников капиталовложений предпринимательское сообщество требует от своих протеже лояльности, принятия требуемых решений, назначения определенных лиц на ключевые посты, замены или корректировки экономических и социальных программ. Однако и эта схема не является идеальной. Ее основные недостатки заключаются в непрозрачности отношений по оси «чиновник – власть», неочевидность выгоды для общества от такого рода тандема, наличие теневых центров принятия решений.

Более цивилизованной системой представительства предпринимательских интересов в органах государственной власти является парламентский лоббизм. В этой системе отношений интересы бизнес-сообщества начинают освобождаться от криминальной окраски и груза теневых отношений. О своих интересах предприниматели могут заявлять открыто, не скрывая, что они будут их лоббировать всеми законными способами.

На практике лоббированием интересов бизнес-сообщества занимаются люди, имеющие опыт работы в государственных структурах, знающие специфику работы в тех или иных правительственных учреждениях или органах власти. Такие специалисты получили название GR-менеджеров (GR – government relations – взаимоотношения с представителями государства). В составе крупных предпринимательских объединений и союзов функционируют соответствующие отделы и департаменты GR-менеджеров, функции которых заключаются в следующем:

  • установление личных контактов с представителями законодательной и исполнительной власти с целью предварительного обсуждения проблем, интересующих данное предпринимательское объединение или отраслевое бизнес-сообщество. (Установление доверительных отношений между представителями бизнеса и государственных структур – задача весьма деликатная и для сотрудников, не имеющих соответствующего опыта – малореальная. В связи с этим обстоятельством должности GR-менеджеров в крупных компаниях и предпринимательских объединениях занимают лица, уже имеющие обширные знакомства в данной сфере. Чаще всего – это бывшие руководители министерств и ведомств, конгрессмены, депутаты или губернаторы);
  • сбор информации о персоналиях, комитетах, министерствах, экспертах, прочих лоббистских группах, работающих в сфере интересов предпринимательского объединения;
  • анализ ситуации на том или ином участке лоббистской деятельности, выработка способов воздействия на тех или иных лиц или организационные структуры;
  • создание положительной мотивации для лиц, содействующих решению проблем, стоящих перед предпринимательским сообществом (это могут быть денежные выплаты, высокие посты в предпринимательских структурах после ухода из государственных учреждений, дорогие подарки, содействие в решении каких-либо личных проблем и проч.);
  • подбор экспертов из предпринимательской или академической среды для подготовки необходимых правовых актов или поправок к действующим законам;
  • координация работы PR и GR-менеджеров для создания позитивного фона в общественном мнении для принятия соответствующих идей, начинаний или изменений в законодательстве.

В последние годы сформировалось и активно действует предпринимательское лобби в России. Вместе со становлением института парламентаризма в нашей стране, совершенствованием его культуры, непрерывно развивается и институт отечественного предпринимательского лоббизма. Российские GR-менеджеры быстро усваивают мировой опыт функционирования парламентского лоббизма, дополняют и обогащают его новыми инструментами и подходами.

Как показывают специальные опросы, наиболее эффективными формами взаимодействия с государственной властью российские GR-менеджеры считают участие предпринимательских объединений в рабочих группах по подготовке законопроектов в Государственной Думе (47,5% респондентов) и по подготовке документов в министерствах и ведомствах (38%). А наименее действенными формами являются участие в заседаниях коллегий министерств и ведомств (13% респондентов) и работе комитетов Федерального собрания (7,3%). (Прив. по: www.sf-online.ru).

Процессы глобализации вывели технологии лоббизма тех или иных предпринимательских групп за пределы национальных границ и парламентов. В XXI веке предпринимательские сообщества распространяют сферу своих интересов на более обширные политические, экономические и социальные пространства. Наиболее состоятельные предприниматели и их фонды участвуют ныне в борьбе за преобразования в политической системе развивающихся государств, поддерживают близкие им по духу и идеологии общественные организации, осуществляют финансирование политических партий и правозащитных структур.

В условиях демократизации общества, расширения прав и свобод граждан во многих странах мира, предприниматели все более активно включаются в политические процессы, отстаивая свои интересы. При этом они применяют многие наработанные инструменты политического давления – проводят пикеты и манифестации, создают собственные партии, делегируют своих представителей в состав законодательной и исполнительной власти, используют всевозможные формы лоббизма своих идей и интересов. Как показывает опыт, подобная практика оказывается весьма плодотворной и потому в перспективе следует ожидать расширения предпринимательской активности на поприще лоббистской деятельности.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.