Молодёжное предпринимательство

Проблема молодёжного предпринимательства в последние два-три десятилетия приобрела особо острый и злободневный характер. Дело в том, что молодые люди в возрасте до 30 лет с трудом находят себе подходящую работу, которая удовлетворяет их по параметрам комфорта, профессионального интереса и зарплаты. Это относится не только к молодым людям, имеющим недостаточное образование. Имея на руках дипломы вузов или учёные степени, они всё равно подолгу не могут трудоустроиться, поскольку академические знания и соответствующие документы не являются гарантией занятости. Во многих странах (в том числе и в России) молодёжная безработица достаточно высока. Работодатели неохотно принимают в штат людей, не имеющих опыта работы. Но опыт и не появится – утверждают молодые люди, если их не будут брать на работу.

Конечно, у работодателей свои аргументы – они обычно апеллируют к тому, что у молодёжи достаточно высокие запросы по условиям и оплате труда, по его статусу, престижности, вредности и безопасности, по социальному пакету. Кроме того, молодые сотрудницы часто уходят в длительный отпуск по родам и уходу за ребёнком, а в процессе воспитания детей нередко берут больничные листы.

Амбиции и желание выделиться делают молодых людей излишне рискованными, самоуверенными, неуравновешенными, импульсивными, что мешает взаимоотношениям с клиентами и коллегами. Своим цепким, свежим взглядом молодые сотрудники лучше видят недостатки в бизнесе, а их критические и нелицеприятные замечания задевают сотрудников и руководителей предприятия.

В общем, проблемы есть. И не только из разряда вечного конфликта отцов и детей. Молодёжная безработица в значительной мере обостряется в периоды финансово-экономических и политических кризисов, на стадии активного роста населения и нарастания миграций, в условиях клановой экономики и отсутствия социальных лифтов. И тогда молодые люди становятся самой пассионарной революционной силой, которая участвует в социальных потрясениях, гражданских и религиозных войнах.

Нельзя не упомянуть и о том, что безработные молодые люди с неплохим уровнем образования втягиваются в криминальную деятельность и теневой бизнес, если у них нет возможности самореализации на легальном поле.

Что же делать руководителям государства, которые хотят избежать обострения социальной напряжённости, обеспечить стабильность развития и экономический рост в стране? Наилучший выход мирного и конструктивного характера – это развитие молодёжного бизнеса, создание для него надлежащих предпосылок и условий.

О чём конкретно идёт речь?

Во-первых, о надлежащей информированности молодых людей о следующих моментах:

— в каких областях существует наибольшая потребность в предпринимательских структурах и индивидуальных предпринимателях – в определённых научных исследованиях, в информационных технологиях, в образовании, в сфере услуг, производства, транспорта, в сельском хозяйстве и т.д.;

— как именно можно зарегистрироваться в качестве юридического и физического лица, в каких организационно-правовых формах, какие документы, затрат времени и средств это потребует;

— какие существуют льготы для молодёжного бизнеса в стране и данном регионе – по налогам, налоговым каникулам, по субсидированию процентных ставок кредита, аренде офисов и помещений в бизнес-центрах и коворкингах. Желательна также информация о программах поддержки малого и молодёжного предпринимательства, осуществляемых в данном регионе;

— с кем из опытных предпринимателей можно проконсультироваться стартаперам, как лучше подготовить бизнес-план и проч.

Во-вторых, молодые люди, желающие стать предпринимателями, должны получить всю необходимую организационную и правовую поддержку от департаментов малого предпринимательства местных администраций, от Торгово-промышленной палаты, от обучающих организаций, бизнес-инкубаторов и локальных объединений предпринимателей.

В-третьих, начинающие свой бизнес молодые предприниматели должны быть какое-то время избавлены от жёсткого административного давления со стороны надзорных и контрольных органов, поборов и дополнительных сборов на муниципальные нужды.

Как указывает Ларичева А.А. [1], первым нормативным документом в нашей стране, в котором упоминается термин «молодежное предпринимательство», стало Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. об «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». В специальном разделе этого постановления «Содействие предпринимательской деятельности молодежи» впервые предлагалось создать систему мер, направленную на реализацию инновационного потенциала молодежи, облегчение стартовых условий вхождения молодых граждан в рыночные отношения. В частности, предлагалось:

• установить правовой статус молодежного, студенческого и ученического предприятия;

• предоставить индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льготы по налогообложению и кредитованию, обеспечить средствами производства, помещениями, страхование их коммерческого риска;

• выдавать поручительства и гарантии;

• финансировать обучение основам предпринимательской деятельности и содействовать в разработке учредительных документов;

• установить дотации (субсидии) и налоговые льготы на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствую-соответствующими органами государственной власти и управления;

• предоставить одноразовые субсидии для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи.

Но, к сожалению, по разным причинам это законодательное начинание застопорилось, хотя направление властями тогда было выбрано верное.

Молодые люди с творческим и нестандартным подходом гораздо лучше работают в новых сферах. К.Б. Сафонов подчёркивает [2], что молодежное предпринимательство имеет высокий уровень проникновения в сферах, традиционно связанных с инновациями. Примером могут служить информационные технологии. Производство компьютерной техники, оказание услуг по её обслуживанию и ремонту, обеспечение доступа к сети Интернет — все эти сферы деятельности особенно сильно подвержены изменениям. Технологии развиваются столь стремительно, что предпринимателю необходимо постоянно держать руку на пульсе, корректируя стратегию развития своего бизнеса в соответствии с динамикой конъюнктуры. Особенности спроса в сфере производства, реализации и обслуживания компьютерной техники напрямую связаны с развитием технологий. Именно поэтому предприниматель, ориентированный на успех, должен постоянно отслеживать происходящие изменения, чтобы его продукция или услуги были конкурентоспособными и, как следствие, востребованными на рынке.

Литература:

1. Ларичева А.А. Молодёжное предпринимательство как фактор инновационного развития экономики России //Царскосельские чтения. 2014.

2. Сафонов К.Б. Развитие молодёжного предпринимательства в контексте становления инновационной экономики //Вопр. структуризации экономики. 2013.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.