Бизнес-план создания лингвистической компании

Предпосылки создания малого предприятия. Идея создания своей небольшой фирмы, обучающей всех желающих иностранным языкам, возникла у Елены Бобковой после того, как она стала индивидуальным предпринимателем и начала приватную подготовку по английскому языку людей разных возрастов и потребностей. Как оказалось, наиболее часто обращались к ней люди, которых можно подразделить на несколько основных сегментов:

— школьники, которым иностранный язык давался с большими сложностями в обычной общеобразовательной школе (часть из них готовилась к сдаче ЕГЭ);

— школьники, желавшие освоить английский язык в совершенстве. Этому контингенту традиционная школьная программа казалась несовершенной и достаточно узкой. Некоторые учащиеся из этой группы хотели быть более продвинутыми в определенном направлении – литературном, историческом, медицинском и т.д.;

— аспиранты и соискатели, желавшие в ускоренном режиме подготовиться к итоговым экзаменам по иностранному языку. Некоторые лица из данного направления планировали стажировки в англоязычных странах;

— люди, выезжающие за границу в туристических целях, на временную работу, учебу или на постоянное место жительства. Для этих людей мотивировка изучения языка обычно  более прагматична – например, иметь определенный запас слов, сдать стандартный экзамен (по типу программы TOEFL), уметь объясниться с окружающими иностранцами.

Елена зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель после трех лет работы в лицее, куда она пришла после окончания факультета иностранных языков педагогического университета. Отличное знание трех иностранных языков со стажировками в странах-носителях языка помогло ей в подработках, так как заработная плата начинающего учителя была весьма скромной.

Сначала к Елене обращались родители некоторых учеников, желавшие улучшить лингвистические знания и навыки своих детей. За установленную почасовую плату в 500 руб. за час Елена вела подготовку на дому. Отзывы о ее работе были благоприятными, что способствовало притоку новых клиентов как из числа школьников, так и из других потребительских сегментов.

Уплотнение графика работы Елены дошло до своих естественных пределов, и тогда ей пришлось изменять технологии своей работы:

— во-первых, повышать плату за один час обучения, — сначала до 800 руб., а затем и 1000 руб. за академический час;

— во-вторых, перейти на технологии группового обучения, для чего пришлось арендовать в лицее и школах классы для коллективных занятий;

— в-третьих, Елене пришлось принимать решение о сокращении штатной нагрузки учителя до 0,5 ставки, так как официальная зарплата была значительно ниже предпринимательского заработка.

Создание юридического лица.

Для повышения прибыли бизнеса и большего охвата желающих изучить иностранные языки по методу Милошевича, Е.Бобковой было принято решение реорганизовать свою предпринимательскую деятельность в более продвинутую организационно-правовую форму и создать малое предприятие с виде общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Юридическое лицо будет иметь ряд преимуществ, — решила Елена. Во-первых, важна имиджевая составляющая – клиентам почти всегда лучше иметь дело с юридическим лицом – это выглядит более солидно.

Во-вторых, если кто-то из преподавателей заболеет или уедет в командировку, то занятия не нужно будет переносить или отменять; другие специалисты смогут подменить коллегу. Это обстоятельство создает стабильность и непрерывность учебного процесса.

В-третьих, сама Елена сможет больше времени уделять организационным и управленческим моментам, подыскивая и принимая на работу лучших специалистов по различным специализациям языковой подготовки (техническим, гуманитарным, искусствоведческим и проч.) и языкам (немецкому, французскому, испанскому, китайскому, португальскому и т.д.). Став главой собственного малого предприятия, Елена сможет не только арендовать помещения для занятий, но и впоследствии приобрести собственные офисные и учебные площади, оборудованные специализированной компьютерной техникой и программным обеспечением.

Присвоив учрежденному предприятию звучное наименование, можно будет сделать его со временем известным брэндом, который станет притягивать клиентов при наличии хорошей деловой репутации. Если бизнес пойдет удачно, его можно будет «клонировать», распространяя в другие районы и города страны.

Зарегистрировать и начать деятельность юридического лица планируется в ноябре 2012 года. Основная направленность бизнеса – оказание образовательных услуг в области изучения иностранных языков.

Основная часть

Официальное название предприятия – Общество с ограниченной ответственностью «Ин-яз страна».

Тип предпринимательской деятельности – образовательная; передача знаний по основам иностранного языка и выработка практических навыков письменной и разговорной речи на одном (или нескольких) из преподаваемых языков.

Юридический адрес: г.Ростов-на-Дону, ул.Октябрьская, д.112, корп.2.

Владелец бизнеса: Бобкова Елена Михайловна.

В организационном плане ООО «Ин-яз страна» будет представлять собой малое предприятие с численностью работающих в 11 единиц (включая 5 человек постоянного персонала и 6 совместителей).

Собственник и генеральный директор компании – Бобкова Е.М. Все организационные, финансовые, кадровые и управленческие вопросы решаются Бобковой Е.М. в единоличном порядке.

Кадровый состав предприятия

Предполагается, что более половины преподавательского состава малого предприятия «Ин-яз страна» в 2012-2013 гг. будут составлять приходящие специалисты, работающие либо на часть ставки (0,25; 0,33; 0,5; 0,75 ставки), либо на принципах почасовой системы оплаты труда.

Специализация преподавательского состава будет подбираться под текущий спрос на подготовку по иностранным языкам. На текущий момент структура преподавателей компании «Ин-яз страна» представлена на диаграмме рис.1.

Рис.1. Специализация преподавателей компании «Ин-яз страна»

Рис.1. Специализация преподавателей компании «Ин-яз страна»

При этом основная часть (95%) преподавательского контингента владеет в совершенстве 2-3 языками. Поэтому существует возможность дополнительного преподавания португальского, японского и китайского языка без дополнительного расширения преподавательского состава.

Начиная со второй половины 2012 года на предприятии «Ин-яз страна» будут работать два иностранных преподавателя из Великобритании и Германии. Эти специалисты будут работать с контингентами, изучающими продвинутые курсы языка и желающими приобрести отличные разговорные навыки.

Также на предприятии планируется работа на постоянной основе бухгалтера и менеджера-диспетчера, выполняющих соответствующие профессиональные функции.

Прогнозные оценки и анализ жизненного цикла предлагаемых услуг

Влияние времени года.

Работа на рынке образовательных услуг  практически не связана с сезонными колебаниями спроса и предложения. Конъюнктура стабильна, спады наблюдаются в дни школьных летних каникул, а также в период летних отпусков. Имеется также незначительное снижение спроса в январе и начале мая, что связано с длительными праздниками.

Однако не все категории обучающихся прекращают занятия в этот период. Напротив, люди из числа занятых на производстве, более разгружены в праздники и охотно занимаются языковой подготовкой во время продолжительного досуга.

При стабильном портфеле заказов, таким образом, имеется возможность сгладить конъюнктурные колебания за счет переноса занятий в соответствии с пожеланиями обучающихся.

Образовательные циклы.

В зависимости от типа запросов по изучению иностранного языка, возрастных и профессиональных контингентов в значительной степени варьируется продолжительность и интенсивность предлагаемых обучающимся курсов.

Для школьников продолжительность обучения варьируется в диапазоне от 6 месяцев до 2 лет. Для студентов и аспирантов традиционными являются курсы длительностью в 1-2 семестра. Для людей, желающих освоить иностранный язык для сдачи экзаменов по стандартам TOEFL, продолжительность обучения составляет от 2 до 5 месяцев в зависимости от уровня базовой подготовки и способностей к усвоению языка у обучающихся. Общая структура по количественным параметрам  представлена на рис.2 данные по кварталам 2012 года даны для ИП Бобковой Е.М.).

Рис.2. Динамика изменения структуры обучающихся иностранному языку по кварталам.

Рис.2. Динамика изменения структуры обучающихся иностранному языку по кварталам.

Изменения на рынках подготовки иностранному языку в ростовском регионе происходят достаточно активно. Наблюдается в последние два года повышение интереса людей различных категорий к изучению французского, испанского и португальского языка. Вместе с тем преподавателями компании «Ин-яз страна» фиксируется постепенное увеличение численности желающих изучать языки азиатских стран – в первую очередь, Китая и Японии.

В настоящее время на рынках Ростова-на-Дону  темпы роста числа заказчиков стабильные. Доля неосвоенного рынка – незначительная; спрос на 5-7% превышает предложение. Вхождение в рынок – достаточно простое, при наличии определенной клиентуры и хорошей деловой репутации – без особых затруднений.

Анализ рынка.

Объем рынка. Малое предприятие «Ин-яз страна» займет долю рынка Ростова-на-Дону, равную 0,4-0,7 % за первые два года своего существования. Интенсивное расширение бизнеса в текущем календарном году не планируется в связи с отработкой необходимых технологий и поддержанием качества предоставляемых продуктов и услуг.

Сегментация рынка. Основные клиентские контингенты и их анализ. Рынок предоставляемых образовательных услуг в Ростове-на-Дону довольно плотно насыщен и характеризуется весьма острой конкуренцией (которая несколько ослабла в период экономического кризиса 2008-2010 гг.).

Основные запросы потребители предъявляют на изучение английского языка – 73%, далее идут испанский – 6%, немецкий и французский – по 5%, китайский – 3%, португальский – 2% и другие языки – всего 6% (см. рис.3).

Рис.3. Распределение обучающихся по желанию изучить иностранный язык на рынке Ростова-на-Дону (по данным компании «Ин-яз страна» - в % от общей численности).

Рис.3. Распределение обучающихся по желанию изучить иностранный язык на рынке Ростова-на-Дону (по данным компании «Ин-яз страна» — в % от общей численности).

Прямыми конкурентами компании «Ин-яз страна» будут 28 аналогичных предприятий, функционирующих на местном рынке, а также около 1,5 тыс. частных репетиторов, готовящих различных потребителей по иностранным языкам в режиме индивидуальных занятий. Кроме того, значительную конкуренцию компании «Ин-яз страна» будут оказывать официально не зарегистрированные репетиторы и учителя средних образовательных школ, работающие по объявлениям или по частным рекомендациям (то есть по каналам «сарафанного радио»).

Глава компании «Ин-яз страна» Е.Бобкова полагают, что в течение 1-1,5 года сможет отвоевать существенную часть рынка у нелегалов (аутсайдеров), поскольку намерены вести бизнес с твердыми гарантиями, безупречной репутацией и белой бухгалтерией.

Тактика продаж и обслуживания клиентов. Компания «Ин-яз страна» будет предлагать клиентам не только услуги по обучению и совершенствованию навыков разговорного иностранного языка, но и ряд других опций, представляющих собой комплексный продукт.

Во-первых, клиенты на фазе первичного контакта получат квалифицированные консалтинговые услуги, которые помогут определиться обучающимся с продолжительностью, интенсивностью и стоимостью курсов.

Во-вторых, клиенты получат возможность ознакомится с учебными программами, программными продуктами и базовыми знаниями и умениями на выходе из курса обучения. Фактически каждый клиент, школьник (или его родители) уже на стадии знакомства смогут определиться, что и за какие деньги они могут получить. При этом компания дает твердые гарантии, что именно заявленный объем знаний и умений получит клиент.

Более того, в компании имеется специалист, работающий с людьми, имеющих дефекты речи или иные трудности типа дислексий или проблем невосприятия традиционных методов обучения.

И, наконец, клиентам, желающим освоить второй, третий или последующие иностранные языки, будет предоставлена такая возможность на льготных условиях.  Для постоянных клиентов будет действовать система скидок при оплате услуг. Для крупных заказчиков предусматривается возможность рассрочки платежей.

Ценовые тенденции. Цены на услуги репетиторов и преподавателей иностранного языка на рынках Ростова-на-Дону варьируются от 400-500 руб. до 2000 руб, за академический час. Конкретная стоимость тарифа определяется в зависимости от квалификации преподавателя (для носителя языка это максимальная сумма), от разновидности языка и конечных кондиций (какой уровень знаний и умений должен иметь клиент на выходе из курса обучения).

Минимальные цены запрашивают преподаватели, действующие на образовательных рынках без государственной лицензии и официальной регистрации. Репетиторы и учителя, работающие на основе частных договоров, работают без уплаты налогов и платежей в пенсионный и другие фонды. Ценовая конкуренция с ними весьма сложна, так как «теневых» преподавателей в настоящее время достаточно много на рынках. Точное их число не известно. Однако, по экспертным оценкам, их не менее 5 тыс. человек

Предполагается, что в ближайшие 1,5-2 года на рынке обучения иностранному языку будут наиболее рельефно проявляться две ценовые тенденции. С одной стороны, из-за возрастания конкуренции и увеличения на рынке доли теневых преподавателей (так называемых рифтеров) цены будут снижаться – ориентировочно на 5-6% процентов в год. С другой стороны, из-за инфляционных процессов номинальный размер расценок будет возрастать на величину потребительской инфляции (т.е. 12-14% в год). Кроме того, активизация налоговых и правоохранительных органов в части борьбы с незаконным предпринимательством может вывести с рынка часть рифтеров, что придаст импульс к повышению цен легальными образовательными учреждениями на 8-12% в год.

Малое предприятие «Ин-яз страна» будет поддерживать конкурентоспособность, удерживая стоимость образовательных услуг в диапазоне цен основных конкурентов минус пять-семь процентов. Это будет возможно при сотрудничестве с внешними преподавателями по схеме аутсорсинга.

Рекламная деятельность. Основной целью рекламной деятельности компании «Ин-яз страна» станет привлечение первичных клиентов. Реализация поставленной цели будет осуществляться посредством следующих каналов и инструментов:

1.  Посредством корпоративного сайта компании «Ин-яз страна»;

2.  С помощью радиорекламы и бегущей строки на каналах кабельного телевидения;

3.  Посредством транзитной рекламы (внутри транспорта);

4.  На уличных стендах и перетяжках.

Реклама на стадии образования компании будет распределена следующим образом (по затратам): реклама и PR-материалы на корпоративном сайте – без затрат; радиореклама и бегущая строка – 50%, транзитная реклама – 25%, на уличных стендах и перетяжках – 25%.

Финансовый анализ. Основными источниками денежного капитала для обеспечения начального функционирования компании «Ин-яз страна»  станут средства учредителя бизнеса и банковский кредит.

Коммерческому банку, предоставившему компании «Ин-яз страна» первоначальный кредит в 750 тыс. руб. под 22% годовых, в течение первого года будут предоставляться ежемесячные сведения о доходах.

Срок окупаемости данного образовательного бизнеса – 1,5 года. Рентабельность – 28%. Основные финансовые показатели, данные о имеющихся договорах и лицензиях, сведения о сотрудниках компании выносятся в соответствующие приложения бизнес-плана.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.