Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов

История развития управленческой мысли в России интересна, полна идей, открытий, достижений, решений серьёзнейших задач. В то же время она во многом поучительна и трагична в части жизненного пути ярких личностей основоположников, их начинаний, созданных научных заделов и институтов.

В то время, как в США и остальном мире господствующее положение занимала в начале ХХ века школа научного управления, основанная на учении Адама Смита о разделении труда, в России складывалась собственная теоретическая и практическая база менеджмента, который в те времена именовался у нас организационной наукой или научной организацией труда (НОТ).

А.А. Богданов (1873-1928)

А.А. Богданов (1873-1928)

Грандиозной по масштабу личности, таланту и энциклопедичности знаний является русский и советский учёный Александр Александрович Богданов (1873-1928) – врач, экономист, философ, биолог и писатель. Сейчас, в XXI веке, мы бы его именовали ещё одним современным термином — биохакер и отец отечественного биохакинга. Это он первым проводил на себе биологические опыты, пытался управлять метаболизмом, взломав генетический код крови человека, продлив тем самым жизнь и омолодив организм. Но об этом чуть ниже.

Будучи профессиональным революционером и идеологом социал-демократического движения, А.А. Богданов в 1897 году подготовил «Краткий курс экономической науки», который в течение двух десятилетий считался одним из лучших в России. В 1908 году вышел в свет его роман-утопия «Красная звезда», который стал своеобразной творческой платформой для лучших писателей-фантастов советского периода – Алексея Толстого, Ивана Ефремова, Александра Беляева.

Но что особенно ценно и интересно в «Красной звезде» — так это описание коммунистического общества и планового производства на Марсе. Здесь в полной мере реализуется принцип «от каждого по способности — каждому по потребностям». Помимо этого, труд становится добровольным и, как бы мы его сейчас назвали, высокотехнологичным.  Рабочие, получая информацию о спросе и предложении на труд в разных отраслях (данные, представляемые на табло, обновляются ежечасно), просто переходят с одного завода на другой, поддерживая там нужный уровень занятости. Продолжительность рабочего времени за день составляет 6 часов. Приводит А.А. Богданов и другие интересные подробности работы коммунистических предприятий, воспитания детей и организации быта населения. Для революционеров того периода работа «Красная звезда» была просто незаменима, так как К. Маркс и Ф. Энгельс почти не дают внятного описания модели коммунистического общества и производства, а пользоваться примерами из «Утопии» или «Города Солнца» было весьма неудобно.

В качестве ремарки следует отметить, что в одной из глав «Красной звезды» (под названием «В лечебнице») Богданов описывает процедуру «обменного переливания крови», назначение которой «повысить жизнеспособность организмов, дополнить одну особь другой». Это была не просто рутинная операция по типу донор-реципиент; Богданов вкладывал в неё социальный, управленческий и организационный смысл. От процедуры обмена кровью, как он считал, происходило омолаживание организма, взаимопроникновение генетического и духовного начала личностей, обновлялось мышление и мировоззрение индивидов. Впоследствии, в 1928 году, уже организовав и возглавив первый в мире Институт переливания крови, от такого обменного переливания крови Богданов погибнет.

Но вернёмся немного назад. В 1913 году публикуется основной управленческий труд А.А. Богданова – «Тектология. Всеобщая организационная наука» в 2-х частях. Малый тираж издания (1 и 2 тыс. экз.), а также то обстоятельство, что В.И. Ленин раскритиковал философские воззрения Богданова в работе «Материализм и эмпириокритицизм», не дали идеям «Тектологии» закрепиться в вузовских курсах и научных школах советского времени. Правда, в 1922 году «Тектология» была издана однотомником в Берлине, что сделало теоретические построения А.А. Богданова известными иностранным специалистам, а его идеи легли в основу новой науки – кибернетики. Сам Александр Александрович ушёл из жизни, когда ему было всего 54 года – как мы упомянули выше, он проводил на себе опыт по переливанию крови, который оказался для него роковым.

А,А. Богданов играет в шахматы с В.И. Лениным. В гостях у М. Горького на острове Капри. 1908.

А,А. Богданов играет в шахматы с В.И. Лениным. В гостях у М. Горького на острове Капри. 1908.

Новую жизнь «Тектологии» дала горбачёвская перестройка и отмена партийной цензуры. В 1989 году книга была переиздана и стала доступна исследователям и студентам. А после 2010-х годов в Интернете появились практически все работы А.А. Богданова, которые может изучить каждый желающий.

В чём же состоят основные подходы Богданова к менеджменту? Если говорить в предельно сжатой и концентрированной форме, то они состоят в следующем.

А.А. Богданов предлагает решать не каждую управленческую задачу в отдельности, а разработать решения для целых классов задач в их обобщённой форме, то есть не связанных конкретными данными. Универсально-обобщённая форма решения организационных задач позволит, по его мнению, создать отработанные алгоритмы (наподобие таблицы интегралов или правил дифференцирования функций), которые и будут опорными элементами всей системы. Более того, возможна и универсальная постановка задач. В предисловии к немецкому переводу «Тектологии» Богданов указывает: «Всякая задача может и должна рассматриваться как организационная; таков именно их всеобщий и постоянный смысл… Какова бы ни была задача — практическая, познавательная, эстетическая, она слагается из определенной суммы элементов, её «данных»; самая же её постановка зависит от того, что наличная комбинация этих элементов не удовлетворяет то лицо или коллектив, который выступает как действенный субъект в этом случае. «Решение» сводится к новому сочетанию элементов, которое «соответствует потребности» решающего, его «целям», принимается им как «целесообразное». Понятия же «соответствие», «целесообразность» всецело организационные, а это значит, выражающие некоторые повышенные, усовершенствованные соотношения, подобные тем, какие характеризуют организмы и организации, соотношение «более организационное», с точки зрения субъекта, чем то, какое имелось раньше.

Построить любой бизнес- проблема организационная. Надо лишь так скомбинировать входные параметры (сырьё, материалы, рабочую силу, оборудование, финансовые потоки), чтобы на выходе предприятия были получены достаточные потоки прибыли и осуществлялся сбыт готовой продукции.

«Но, спросят нас, — говорит А.А. Богданов, — какая польза в этой универсализации? Что прибавляет к реальному содержанию задач, что убавляет в трудностях решения, если мы поняли, что все они — организационные? Отвечаю: обобщенно-осознанная их постановка даёт обобщенно-сознательный подход к ним; это первый этап выработки всеобщих методов их решения.

Интересно, что в 1920-е и 1930-е годы были разработаны решения для целых классов организационно-экономических задач, которые лягут в основу математической школы управления. Именно тогда Л.В. Канторович (наш единственный Нобелевский лауреат по экономике) разработает принципы линейного программирования, которые позволят решать по заданному алгоритму целые классы задач — по оптимальному распределению ресурсов, транспортному сообщению, теории расписаний и очередей.

Но Богданов идёт ещё дальше — он объявляет, что сама жизнь человека и коллектива представляет цепь постановки-решения задач. Главная, подавляющая трудность заключается здесь в их величайшей разнородности.

Перед нами женщина с её обычной судьбой: хозяйка, жена, мать. Кухня ставит ей ряд различных задач технического характера, обстановка и содержание квартиры — ряд задач тоже технических, но совершенно иного типа. Рынок, бюджет, а то ещё прислуга вынуждают её решать множество порой очень сложных вопросов «экономических». Отношения к мужу и детям, строй семьи с её неизбежными противоречиями ведут её по трудному пути задач социально-бытовых, иногда доходящих до полной неразрешимости при наличных элементах и силах. Выращивание и воспитание детей — запросы гигиенические, медицинские, педагогические, последние в огромном масштабе и разнообразии, со всей их идеологической базой. И всюду предполагаются специфический подход, специальный опыт и знание, специализированные методы. Какая необходима бедному существу универсальная гениальность, чтобы действительно успешно и планомерно справляться со всем этим! Конечно, всеобъемлющий опыт и гениальность на практике заменяются традицией и шаблоном.

Интересно, что даже проблемы выражения своих мыслей словами А.А. Богданов считал управленческой задачей.

В самом деле, любой говорящий или пишущий человек, будь то простой чернорабочий или гениальный писатель, поэт, оратор, — строят свои фразы из одних и тех же букв и слов. Но по-разному складывая их в предложения, они получают разные смыслы, абсолютно отличающиеся по качеству произведения. Аналогичным образом музыканты и композиторы пользуются одинаковыми нотами, но результаты получают совершенно разные. Подмечая этот факт, А.А. Богданов указывает, что разница в конечном результате во многом управленческая и организационная; именно она порождает новые результаты и смыслы.

Для того, чтобы собрать и классифицировать все классы управленческих задач, получить по ним готовые управленческие технологии, нужна всеобщая организационная наука (тектология). На основании теоретических конструкций и накопленного опыта можно будет легко решать прикладные задачи – «об организации мастерской, об организации предприятия, учреждения вообще, армии».

В «Тектологии» Богданов разворачивает мысль о том, что в обществе, базирующемся на разделении труда, неизбежно наступает узкий взгляд на вещи, вызванный той самой специализацией. То же самое наступает и в науке — учёные работают в своей замкнутой отрасли, не смея выйти за её пределы, чтобы не показаться дилетантами. Но общественное производство постоянно усложняется и обновляется — в нём превалируют три главных направления производства — производства людей, производства вещей и производства идей. В недрах нового общества зарождается передовой и творческий класс — индустриальный пролетариат, которому потребуется совершенная организационная наука (тектология), которая укажет пути гармоничного соединения всех видов ресурсов — людей, идей, средств и предметов производства.

Богданов в «Тектологии» прямо подчёркивает: «Эта триединая организация — вещей, людей и идей — очевидно, не может быть построена иначе, как на основе строгой научной планомерности, а именно всего организационного опыта, накопленного человечеством. Но яс­но также, что в своем нынешнем виде, раздробленном, разорванном на специальные науки, он недостаточен для этого. Необходимо, чтобы сам он был организован целостно и стройно, иначе его применение не способно выйти за пределы дробных, частичных задач. Необходима, следовательно, универсальная организационная наука». А это уже была заявка не просто на государственное планирование (будущий Госплан), но и на принципиально иную модель управления экономикой, обществом и государством. Плановое начало, математические методы (в первую очередь, линейное программирование и его частные направления — транспортная задача, теория очередей, расписаний и проч.) должны были вытеснить из хозяйственной практики стихию рынка, устранить из экономики кризисы, безработицу, инфляцию, эксплуатацию человека человеком.

Теоретические построения Богданова не остались научными абстракциями – его идеи о готовых организационно-управленческих технологиях были воплощены в жизнь (хотя и с известными корректировками).

Зарождение менеджмента как науки

Управление бизнесом как наука

Цели и задачи менеджмента. Обеспечение доходности предприятия

Менеджмент как наука и профессия

Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта

Предприниматели и менеджеры: соотношение интересов и мотивация

Информационные ресурсы в менеджменте

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.2: А.К. Гастев

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.3: Н.А. Витке

Школы менеджмента

Школа научного управления

Административная (классическая) школа управления

Школа человеческих отношений

Эмпирическая школа

Школа поведенческих наук (бихевиоризм)

Математическая школа управления

Современные подходы к бизнес-менеджменту

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.