Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов

История развития управленческой мысли в России интересна, полна идей, открытий, достижений, решений серьёзнейших задач. В то же время она во многом поучительна и трагична в части жизненного пути ярких личностей основоположников, их начинаний, созданных научных заделов и институтов.

В то время, как в США и остальном мире господствующее положение занимала в начале ХХ века школа научного управления, основанная на учении Адама Смита о разделении труда, в России складывалась собственная теоретическая и практическая база менеджмента, который в те времена именовался у нас организационной наукой или научной организацией труда (НОТ).

А.А. Богданов (1873-1928)

А.А. Богданов (1873-1928)

Грандиозной по масштабу личности, таланту и энциклопедичности знаний является русский и советский учёный Александр Александрович Богданов (1873-1928) – врач, экономист, философ, биолог и писатель. Будучи профессиональным революционером и идеологом социал-демократического движения, А.А. Богданов в 1897 году подготовил «Краткий курс экономической науки», который в течение двух десятилетий считался одним из лучших в России. В 1908 году вышел в свет его роман-утопия «Красная звезда», который стал своеобразной творческой платформой для лучших писателей-фантастов советского периода – Алексея Толстого, Ивана Ефремова, Александра Беляева.

Но что особенно ценно и интересно в «Красной звезде» — так это описание коммунистического общества и планового производства на Марсе. Здесь в полной мере реализуется принцип «от каждого по способности — каждому по потребностям». Помимо этого, труд становится добровольным и, как бы мы его сейчас назвали, высокотехнологичным.  Рабочие, получая информацию о спросе и предложении на труд в разных отраслях (данные, представляемые на табло, обновляются ежечасно), просто переходят с одного завода на другой, поддерживая там нужный уровень занятости. Продолжительность рабочего времени за день составляет 6 часов. Приводит А.А. Богданов и другие интересные подробности работы коммунистических предприятий, воспитания детей и организации быта населения. Для революционеров того периода работа «Красная звезда» была просто незаменима, так как К. Маркс и Ф. Энгельс почти не дают внятного описания модели коммунистического общества и производства, а пользоваться примерами из «Утопии» или «Города Солнца» было весьма неудобно.

В качестве ремарки следует отметить, что в одной из глав «Красной звезды» (под названием «В лечебнице») Богданов описывает процедуру «обменного переливания крови», назначение которой «повысить жизнеспособность организмов, дополнить одну особь другой». Впоследствии, в 1928 году, именно от такого обменного переливания крови, Богданов погибнет.

Но вернёмся немного назад. В 1913 году публикуется основной управленческий труд А.А. Богданова – «Тектология. Всеобщая организационная наука» в 2-х частях. Малый тираж издания (1 и 2 тыс. экз.), а также то обстоятельство, что В.И. Ленин раскритиковал философские воззрения Богданова в работе «Материализм и эмпириокритицизм», не дали идеям «Тектологии» закрепиться в вузовских курсах и научных школах советского времени. Правда, в 1922 году «Тектология» была издана однотомником в Берлине, что сделало теоретические построения А.А. Богданова известными иностранным специалистам, а его идеи легли в основу новой науки – кибернетики. Сам Александр Александрович ушёл из жизни, когда ему было всего 54 года – он проводил на себе опыт по переливанию крови, который оказался для него роковым.

Новую жизнь «Тектологии» дала горбачёвская перестройка и отмена партийной цензуры. В 1989 году книга была переиздана и стала доступна исследователям и студентам. А после 2010-х годов в Интернете появились практически все работы А.А. Богданова, которые может изучить каждый желающий.

В чём же состоят основные подходы Богданова к менеджменту? Если говорить в предельно сжатой и концентрированной форме, то они состоят в следующем.

А.А. Богданов предлагает решать не каждую управленческую задачу в отдельности, а разработать решения для целых классов задач в их обобщённой форме, то есть не связанных конкретными данными. Универсально-обобщённая форма решения организационных задач позволит, по его мнению, создать отработанные алгоритмы (наподобие таблицы интегралов или правил дифференцирования функций), которые и будут опорными элементами всей системы. Более того, возможна и универсальная постановка задач. В предисловии к немецкому переводу «Тектологии» Богданов указывает: «Всякая задача может и должна рассматриваться как организационная; таков именно их всеобщий и постоянный смысл… Какова бы ни была задача — практическая, познавательная, эстетическая, она слагается из определенной суммы элементов, её «данных»; самая же её постановка зависит от того, что наличная комбинация этих элементов не удовлетворяет то лицо или коллектив, который выступает как действенный субъект в этом случае. «Решение» сводится к новому сочетанию элементов, которое «соответствует потребности» решающего, его «целям», принимается им как «целесообразное». Понятия же «соответствие», «целесообразность» всецело организационные, а это значит, выражающие некоторые повышенные, усовершенствованные соотношения, подобные тем, какие характеризуют организмы и организации, соотношение «более организационное», с точки зрения субъекта, чем то, какое имелось раньше.

Построить любой бизнес- проблема организационная. Надо лишь так скомбинировать входные параметры (сырьё, материалы, рабочую силу, оборудование, финансовые потоки), чтобы на выходе предприятия были получены достаточные потоки прибыли и осуществлялся сбыт готовой продукции.

«Но, спросят нас, — говорит А.А. Богданов, — какая польза в этой универсализации? Что прибавляет к реальному содержанию задач, что убавляет в трудностях решения, если мы поняли, что все они — организационные? Отвечаю: обобщенно-осознанная их постановка дает обобщенно-сознательный подход к ним; это первый этап выработки всеобщих методов их решения.

Жизнь человека и коллектива представляет цепь постановки — решения задач. Главная, подавляющая трудность заключается здесь в их величайшей разнородности.

Перед нами женщина с ее обычной судьбой: хозяйка, жена, мать. Кухня ставит ей ряд различных задач технического характера, обстановка и содержание квартиры — ряд задач тоже технических, но совершенно иного типа. Рынок, бюджет, а то еще прислуга вынуждают ее решать множество порой очень сложных вопросов «экономических». Отношения к мужу и детям, строй семьи с её неизбежными противоречиями ведут её по трудному пути задач социально-бытовых, иногда доходящих до полной неразрешимости при наличных элементах и силах. Выращивание и воспитание детей — запросы гигиенические, медицинские, педагогические, последние в огромном масштабе и разнообразии, со всей их идеологической базой. И всюду предполагаются специфический подход, специальный опыт и знание, специализированные методы. Какая необходима бедному существу универсальная гениальность, чтобы действительно успешно и планомерно справляться со всем этим! Конечно, всеобъемлющий опыт и гениальность на практике заменяются традицией и шаблоном.

Интересно, что даже проблемы выражения своих мыслей словами А.А. Богданов считал управленческой задачей. Для того, чтобы собрать и классифицировать все классы управленческих задач, получить по ним готовые управленческие технологии, нужна всеобщая организационная наука (тектология). На основании теоретических конструкций и накопленного опыта можно будет легко решать прикладные задачи – «об организации мастерской, об организации предприятия, учреждения вообще, армии».

В «Тектологии» Богданов разворачивает мысль о том, что в обществе, базирующемся на разделении труда, неизбежно наступает узкий взгляд на вещи, вызванный той самой специализацией. То же самое наступает и в науке — учёные работают в своей замкнутой отрасли, не смея выйти за её пределы, чтобы не показаться дилетантами. Но общественное производство постоянно усложняется и обновляется — в нём превалируют три главных направления производства — производства людей, производства вещей и производства идей. В недрах нового общества зарождается передовой и творческий класс — индустриальный пролетариат, которому потребуется совершенная организационная наука (тектология), которая укажет пути гармоничного соединения всех видов ресурсов — людей, идей, средств и предметов производства.

Богданов в «Тектологии» прямо подчёркивает: «Эта триединая организация — вещей, людей и идей — очевидно, не может быть построена иначе, как на основе строгой научной планомерности, а именно всего организационного опыта, накопленного человечеством. Но яс­но также, что в своем нынешнем виде, раздробленном, разорванном на специальные науки, он недостаточен для этого. Необходимо, чтобы сам он был организован целостно и стройно, иначе его применение не способно выйти за пределы дробных, частичных задач. Необходима, следовательно, универсальная организационная наука». А это уже была заявка не просто на государственное планирование (будущий Госплан), но и на принципиально иную модель управления экономикой, обществом и государством. Плановое начало, математические методы (в первую очередь, линейное программирование и его частные направления — транспортная задача, теория очередей, расписаний и проч.) должны были вытеснить из хозяйственной практики стихию рынка, устранить из экономики кризисы, безработицу, инфляцию, эксплуатацию человека человеком.

Теоретические построения Богданова не остались научными абстракциями – его идеи о готовых организационно-управленческих технологиях были воплощены в жизнь (хотя и с известными корректировками).

Зарождение менеджмента как науки

Управление бизнесом как наука

Цели и задачи менеджмента. Обеспечение доходности предприятия

Менеджмент как наука и профессия

Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта

Предприниматели и менеджеры: соотношение интересов и мотивация

Информационные ресурсы в менеджменте

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.2: А.К. Гастев

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.3: Н.А. Витке

Школы менеджмента

Школа научного управления

Административная (классическая) школа управления

Школа человеческих отношений

Эмпирическая школа

Школа поведенческих наук (бихевиоризм)

Математическая школа управления

Современные подходы к бизнес-менеджменту

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.