Зарождение менеджмента как науки

Прежде чем начать рассмотрение специфики менеджмента как науки и учебной дисциплины, давайте зададим себе, казалось бы, отвлечённый вопрос – о чём всегда мечтал человек и человечество, что им грезилось в самых сокровенных фантазиях? Если мы уберём частности, специфику пожеланий отдельных индивидов, то мы увидим, что люди всегда мечтали управлять процессами в мире физическом также легко и непринуждённо, как делают они это в своих мыслительных конструкциях.

Политические и общественные лидеры хотели бы таким образом управлять государством и социумом, чтобы неизменно рос уровень благосостояния народа, а их имена оставались в истории. Предприниматели и менеджеры желали бы так управлять производственными процессами и предприятиями, чтобы прибыль бизнеса росла вместе с ростом доходов управленцев и наёмного персонала. Отдельные индивиды хотели бы управлять собственной карьерой и событиями так, чтобы наилучшим образом устраивалась их личная жизнь, карьера и взаимоотношения с окружающими.

Но на деле всё это сделать оказывается невероятно сложно по различным причинам – из-за недостатка знаний, ошибок в коммуникациях, случайных и непредвиденных факторов, злонамеренных действий конкурентов, конфликтов с окружающими и персоналом, безответственности и недисциплинированности партнёров, непредсказуемого изменения внешней среды, капризов клиентов и покупателей.

Сейчас мы точно знаем, что успехи или банкротство коммерческих организаций во многом определяют управленческие технологии. Но на заре становления менеджмента всё выглядело совсем иначе.

Со времён Адама Смита считалось, что предпринимательская и управленческая деятельность неразрывно связаны друг с другом, разделить их практически невозможно. Да и как иначе – если за работой небольших предприятий каждодневно наблюдал сам собственник бизнеса, который и отдавал все необходимые распоряжения, касающиеся найма и увольнения работников, использования того или иного вида сырья, методов производства и обслуживания, аренды помещений, способов сбыта, назначения цен и многого другого. Тип управления предприятием накрепко связывался с личностью предпринимателя-собственника, а весь бизнес представлялся «удлинённой тенью» своего основателя и основоположника. Успех или неудачи промышленных предприятий или сервисных компаний объясняли тогда, как правило, талантом или неспособностью к правильному управлению собственников бизнеса. А раз всё сводилось к личным качествам глав компаний, то и говорить о каких-то особых управленческих трафаретах, моделях или технологиях было бессмысленно.

Так продолжалось до тех пор, пока научные открытия и изобретения не затронули сферу экономики и производственные процессы. Век 19-ый оказался очень богат на научные открытия и технические достижения практически во всех сферах – в медицине и кинематографе, воздухоплавании и энергетике, на транспорте и в быту. Учёные и практики поняли, что вся окружающая их действительность подчиняется неким неизвестным ранее законам – физическим, химическим (в том числе периодическому закону Д.И. Менделеева), физиологическим, экономическим, социальным. Научная картина мира во многом изменила подходы людей и к управленческим процессам на производстве – на этом поле появились первые исследования и эксперименты.

К этому следует добавить, что производственные процессы к концу 19-го века значительно усложнились, появились крупные акционерные общества и огромные холдинги (их тогда называли тресты); распорядительные функции от собственников переходили к особому классу специалистов, которые впоследствии получили название менеджеров.

Все эти обстоятельства стали базовой предпосылкой для становления науки о рациональном управлении бизнесом. В США её стали называть менеджментом, во Франции – административной наукой, в России – научной организацией труда (НОТ).

Принято считать, что менеджмент как научная дисциплина зародился в начале 1880-х годов в США. В 1881 году американцем Джозефом Вартоном был разработан первый учебный курс по менеджменту. В 1886 году Генри Таун на заседании Американского общества инженеров-механиков сделал доклад под названием «Инженер в роли экономиста», в котором утверждалось, что управление трудовыми процессами – это практическое искусство, подобное техническому конструированию; ему, также, как и инженерному делу, необходимо учиться, поскольку управление является профессией. Этот доклад стал прологом к разработкам Фредерика Тэйлора, Генри Форда и других активных разработчиков школы научного управления, к которым позже подключились основоположники эмпирической школы менеджмента.

 

Управление бизнесом как наука

Цели и задачи менеджмента. Обеспечение доходности предприятия

Менеджмент как наука и профессия

Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта

Предприниматели и менеджеры: соотношение интересов и мотивация

Информационные ресурсы в менеджменте

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.2: А.К. Гастев

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.3: Н.А. Витке

Школы менеджмента

Школа научного управления

Административная (классическая) школа управления

Школа человеческих отношений

Эмпирическая школа

Школа поведенческих наук (бихевиоризм)

Математическая школа управления

Современные подходы к бизнес-менеджменту

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.