Средневековая торговля. Ярмарки и их роль в становлении биржи (Часть 1)

Ярмарки

Ярмарки

Возникновение института биржи тесно связано с развитием международных торговых отношений периода раннего средневековья. Это обстоятельство делает целесообразным рассмотрение этапа зарождение биржевых рынков с краткого обзора состояния торговли того периода и анализа экономических предпосылок для формирования более развитых форм торговых отношений.

Крупнейшими торговыми областями раннего средневековья были Сирия, Египет, Малая Азия, северный берег Африки, часть Италии и Испании, которые входили в состав Византийской империи. К VII в. Константинополь и Александрия стали местами самых крупных торговых оборотов; значительную роль в международной торговле играли также сирийские и малоазийские города Фессалоники и Карфаген. С Красного моря, Персидского залива и внутренних азиатских торговых путей индийские и восточноазиатские товары поступали к византийцам, сосредоточившим у себя прибыльную посредническую торговлю. Но не только посреднические операции лежали в основе торговли Византии; здесь производились высококачественные художественные изделия, керамика, ткани из шелка, а византийские золотые деньги, константинопольские червонцы, свободно обращались во всем мире.

Постепенно, в связи нападениями арабов, значение византийских городов как центра международной торговли стало утрачиваться, и напротив, стала возрастать роль Пизы, Генуи и Венеции. Купцы и мореходы из этих итальянских республик делают выдающийся вклад в развитие международной торговли; именно представители итальянского торгового сословия занимают место торговых посредников при перевозке товаров из Западной Азии, новых государств, образованных крестоносцами на рубеже XI-XII вв. – Иерусалимского королевства и его вассалов, графств Триполи и Эдесса, а также княжества Антиохия. Из Европы сюда поставлялись металлы, дерево, сукно, оружие, а вывозились шелк, пряности, хлопок, сахар, стекло.

Со второй половины XIII в. генуэзцы проложили торговые пути еще дальше в Азию и на восточном направлении. На берегах Черного моря возникла колониальная область, главными торговыми и складскими пунктами которой были Каффа (Феодосия) и Тана (Азов). Отсюда вела понтийско-китайская торговая дорога («шелковый путь») через Туркестан и Джунгарию к берегам Тихого океана. Позднее португальцами была открыта морская дорога в Ост-Индию (1498 г.).

Одновременно налаживались и укреплялись торговые отношения и в самой Европе. С начала XIV в. начинаются регулярные морские поездки венецианцев и генуэзцев к берегам Англии и Нидерландов, формируется сухопутная торговля, которая охватывала западноевропейские страны, лежащие в глубине континента вдали от средиземного моря: верхнюю Германию, Рейнскую область, территорию современной Бельгии (Фландрию и Брабант) и северо-восточную Францию. К XIV в. оформляется и Ганзейский союз – торгово-политическое содружество северных немецких городов, который осуществлял посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой. Главными опорными пунктами союза стали города Брюгге, Новгород, Лондон, Берген.

Когда товары доставлялись торговыми караванами в пункт назначения, – а это, как правило, был крупный центр международной торговли, оборудованный соответствующими портовыми сооружениями и складами, их продавали оптовым и розничным покупателям. Такую торговлю было удобно вести через ярмарки, которые постепенно становились центрами распределения товарных потоков на торговых путях между Европой и странами Юга и Востока. В конечном счете, именно из ярмарочной торговли сформировались биржевые торги. Произошло это следующим образом.

По своему составу и значению средневековые ярмарки имели весьма разное значение, – одни ярмарки имели сугубо местный характер, на них преобладала мелкооптовая и розничная торговля; другие ярмарки имели международное значение, на таких ярмарках торговля велась преимущественно крупными партиями товаров. Возрастанию роли ярмарок способствовал целый ряд обстоятельств, характерных для той эпохи.

Во-первых, хозяйственная жизнь средневекового периода характеризовалась значительной монополизацией всех сфер торговли и промышленности. Как известно, еще в Византийской империи для регулирования ремесленного производства императорами были созданы корпорации ремесленников. При помощи корпоративного режима государство пыталось регламентировать производство и развивать ремесла. Эти же корпорации в форме гильдий и цехов перешли в эпоху средневековья; обычно им принадлежала какая-либо монополия или привилегия, в городе или вне его, купцам – торговая, ремесленникам – промышленная. Ремесленные цехи брали на себя ответственность за доброкачественность изделий своих членов и устраняли производство тех же изделий среди вольных граждан. Как отмечает С. Загорский, членам цехов запрещалось держать учеников в количестве более определенного; никто из них не смел стараться посредством скидок на цене получать работу, которая предназначалась для кого-либо из коллег.1 В Льеже, например, мастера в столярном деле постановили установить штраф в 3 флорина для тех, кто будет продавать товар по цене, ниже установленной. Сапожники, ткачи, кузнецы, слесари, плотники и всякие другие мастера, организованные в цехи, имели между собой соглашения относительно размеров своего производства и количества рабочих сил, — которыми тогда являлись ученики, — относительно качеств и сортов сырых материалов, цен на них, качеств и сортов готовых продуктов и цен на них. Некоторые корпорации имели монополии по сбыту в одних местностях, другие – в других. Для посторонних устанавливались дополнительные сборы, пошлины, устраивались таможенные заставы. Каждый город, каждая местность имела свои права и привилегии, свои корпорации, пользовавшиеся монопольным положением.

Такое корпоративно-цеховое устройство системы экономических отношений крайне негативно влияло на свободу передвижения товарных и финансовых потоков, тормозило торговлю. Кроме того, средневековую сухопутную торговлю значительно осложняли таможенные пошлины, которые первоначально вводились с целью образования фонда для постройки дорог и мостов, а также их поддержания в исправном состоянии. Однако постепенно феодалы-землевладельцы превратили таможенные пошлины в источник доходов своей казны. К началу IX в. злоупотребления пошлинами достигли такого масштаба и сделались такими обременительными для торговли, что император Карл Великий повелел в 806 и 809 гг. прекратить взимание всех пошлин и разрушить таможни. Однако уже к концу XII в. таможенные сборы вновь были в полном ходу и являлись частью права дворянства; все дороги и реки были усеяны таможенными заставами, которые зачастую были укреплены и охранялись вооруженными людьми.2

Вторым затрудняющим торговлю фактором было право охраны (Geleitswesen). Первоначально право давать охрану проезжающим и купечеству принадлежало императорским властям, но уже в XIII в. оно стало принадлежностью всякого владетельного князя. По этому праву князья могли взимать с проезжающих определенную сумму денег, взамен которой обязывались обеспечить безопасность проезжающим и их грузам. Вначале это право было большим благом для развития торговли, однако впоследствии трансформировалось в произвол. Иногда князья, взяв деньги, потом сами грабили проезжавших. Дело дошло до того, что император Фридрих II разрешил купцам вооружаться, а для безопасности купечество объединялось в караваны.

Осложняющим торговлю обстоятельством стало также право Strassenzwang, которое давало князьям юридическую основу для принуждения торгующих следовать определенной дорогой, не сворачивая на проселочные и для исключения движения напрямую, по полям и угодьям. Существование этого права также впоследствии стало тормозом для развития торговли, так как на дорогах стали процветать поборы. Кроме того, преследуя свой интерес, князья противились прокладке новых торговых путей.

Наконец, существовало несправедливое и стеснительное право Grundruhr, согласно которому груз становился собственностью князя-владельца земли, если торговое судно коснулось берега или ось телеги земли этого собственника. Именно это право воплотилось в русской поговорке «Что с воза упало, то пропало».

Опасными были в период средневековья и водные торговые пути. Как отмечает Ш. Летурно, «моря даже в мирное время не могли считаться безопасными. С одной стороны, мореплавание само по себе было сопряжено с большим риском, вследствие плохого состояния кораблей, невежества моряков и полного незнакомства с морскими течениями. С другой стороны, морские разбои процветали во всех европейских морях. На севере – скандинавы, на юге – берберы занимались морским разбоем, как ремеслом… Все реки в северной Франции были усеяны разными подводными машинами для остановки кораблей норманнами». 3

Все отмеченные препятствия для торговли смягчались на время ярмарок; причем здесь необходимо подчеркнуть роль государства по оформлению привилегированного режима для ярмарочной торговли. Так, товары, следовавшие на ярмарку, поступали под особую охрану императора или владетельных князей, освобождаясь полностью или частично от платежа таможенных пошлин и охранных денег (Geleitsgeld). На ярмарках иногородние и иностранные торговцы могли свободно заключать сделки купли-продажи оптом и в розницу, тогда как во внеярмарочное время такая торговля в значительной степени ограничивалась, так как в большинстве случаев противоречила интересам местного купечества.

 

Ярмарки и их роль в становлении биржи (Часть 2)


1 Загорский С.О. Синдикаты и тресты. (Лекции, читанные в течение 1913/14 уч. года на СПб. Высших коммерческих курсах М.В. Побединского). – СПб., Типо-Литография «Братья Ревины», 1914. – С.20-21.

2 Миллер П.И. Лейпцигская ярмарка. – СПб., 1900. – С.4.

3 Летурно Ш. Эволюция торговли у разных человеческих рас /Пер. с фр. Т.Богданович. – СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1898. – С.171.

Похожее ...

2 комментария

  1. ы молодец! Так понадобился материал по среднвековым ярмаркам. Спасибо

  2. Анастасия:

    спасибо.молодец класс!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.