История воронежских предприятий — лидеров

Первые крупные воронежские предприятия были образованы во второй половине XIX века — в те времена Воронежская губерния была ориентирована на сельскохозяйственное производство и не имела значительного промышленного потенциала. Но к началу ХХ века ситуация стала динамично меняться. Особенно большой рывок местная индустрия сделала в годы первых советских пятилеток, а также в послевоенный период. Некоторые былые лидеры воронежской промышленности не выдержали испытаний конца 1990-х — начала 2000-х годов, но внесли свой значительный вклад в сегодняшнее процветание Воронежской области. О ныне существующих заводах и фабриках Воронежа, а также о тех, которые остались в истории, мы предлагаем материалы для наших читателей. Кликнув по названию предприятия, вы можете перейти на более подробное описание завода, ознакомиться с его достижениями, людьми, технологиями.

Воронежский авиазавод (ВАСО)

Памятник Ил-2 возле авиазавода

Воронежскому авиастроению уже более 80 лет. Его центральным несущим элементом, средоточием интеллектуальных, технологических и кадровых ресурсов является Воронежское авиационное самолетостроительное объединение (ВАСО), которое, несмотря на трудности последних двух десятилетий, продолжает оставаться предметом гордости для всех слоёв населения города и области. Зарождение Воронежского авиационного завода проходило в начале 1930-х годов, когда страна только-только начинала восстанавливаться после гражданской войны, ликвидируя разруху и голод. При этом следует отметить, что довольно значительная часть населения была неграмотной, а большинство воронежцев пользовалось гужевым транспортом как основным способом передвижения и грузоперевозок. Да и само население Воронежа к 1928 году составляло всего лишь 120 тысяч человек, треть из которого ушла из деревень и стала горожанами в последнее десятилетие.

Воронежский вагоноремонтный завод имени Тельмана

Железнодорожные мастерские ЮВЖД. Отрожка. 1917 г. Фото Архивной службы Воронежской областиАктивная фаза развития железнодорожного сообщения на территории Воронежской области началась со второй половины XIX века. Этапным моментом стал 1866 год, когда было принято решение о строительстве железнодорожной ветки до Воронежа, которая должна была дополнить существующий участок дороги Москва-Рязань-Козлов. Вместе с началом строительства дорожного полотна начались работы по возведению необходимой инфраструктуры, связанной с обслуживанием и ремонтом подвижного состава. В 1867 году в Воронеже началось строительство железнодорожных мастерских, возводимых по проекту мастерских Московско-Рязанской железной дороги. В 1868 году работы были завершены – так начал свой производственный путь тепловозоремонтный завод им. Дзержинского. Вначале на нем производился ремонт как локомотивов, так и вагонного парка. И лишь позже, в 1912 году, ремонт вагонов был выделен в отдельный специализированный бизнес, который и дал начало Воронежскому вагоноремонтному заводу…

Воронежсельмаш (завод «Триер»)

Воронежский завод сельхозмашин, также как и Воронежский механический завод, ведут свое начало от кабельного завода питерского предпринимателя А.Н. Петичева, который прибыл на воронежскую землю в 1914 году. Подыскав себе компаньонов, Петичев выкупил у жителей деревни Ямской, расположенной на юго-западной окраине города, землю под строительство нового предприятия. После оформления земли в собственность, на территории будущего предприятия начались строительные работы. Тем не менее, полностью закончить строительство завода его хозяевам не удалось – в 1917 году произошла революция. Доподлинно неизвестно, пытались ли собственники предприятия в период НЭПа вернуть себе контроль над незавершенным бизнесом или перепродать завод. Не вполне ясно также, как использовались помещения и площади недостроенного кабельного завода вплоть до 1927 года. На сайте завода «Воронежсельмаш» мы можем найти информацию о том, что датой рождения предприятия считается 1917 год. Условно эту дату можно принять. Более того, если за основу взять начало строительства кабельного завода, на базе которого впоследствии возник «Воронежсельмаш», то датой основания предприятия можно считать и 1914 год…

Воронежский тепловозоремонтный завод имени Ф.Э. Дзержинского

Выпуск последнего паровоза в 1960 году.

Если посмотреть ретроспективно на историю региональных хозяйственных отношений, мы отчетливо увидим, что наиболее существенное влияние на экономику Воронежского края в 1860-1870-х гг. оказали инвестиции в железнодорожный транспорт, в строительство железнодорожного полотна, в ремонтные предприятия, в профильные образовательные и обслуживающие учреждения. Более того, внимательный анализ укажет нам на то, что железнодорожный бизнес в Воронежском регионе
способствовал не только созданию новых рабочих мест, открытию образовательных учреждений, но и создавал целые города. В августе 1866 года Воронежское губернское земство получило от правительства разрешение на постройку железной дороги от Козлова (ныне Мичуринск) до Воронежа. Тем самым воронежское местное самоуправление хотело продлить только что проложенную ветку Москва-Рязань-Козлов до столицы Черноземья, которая должна была получить крупные выгоды от нового транспортного пути…

Воронежский завод СК имени С.М. Кирова

Вспоминая этапы становления этого сложного и многогранного бизнеса, невольно возвращаешься к мысли о том, что и в 1920-е годы наши соотечественники хорошо понимали значение науки, технических и технологических инноваций, которые должны были вывести экономику страны в лидеры мирового хозяйственного роста. И это в тот момент, когда практически все развитые страны мира вошли в полосу тяжелейшего кризиса, получившего в истории наименование Великой депрессии. Молодое советское государство в те годы остро нуждалось в инновационных предприятиях, способных не только производить качественную продукцию, но и формировать новую производственную культуру, класс инженеров, техников, аппаратчиков, квалифицированных рабочих. Однако иностранные государства всячески препятствовали техническому перевооружению первого социалистического государства, установив режим экономической блокады для российских предприятий. Эмбарго на ввоз в СССР натурального каучука, получаемого тогда из сока гевеи, создал огромные трудности для автомобильной промышленности, которая должна была получать большие объёмы автошин для производимых легковых и грузовых автомобилей. Ребром стал вопрос о получении и производстве синтетического каучука (СК) по новым и недорогим технологиям…

Воронежский завод имени Коминтерна

Узнаваемая архитектура завода им. Коминтерна. 2014.Завод Рихард-Поле, ставший впоследствии заводом им. Коминтерна, играл в начале ХХ века значительную роль в экономике Воронежского края, лидируя некоторое время по численности рабочих и выработке промышленной продукции. Не утратило предприятие своего значения в советское время, прославившись выпуском миномётного вооружения (реактивных «Катюш») в период Великой Отечественной войны, а также на послевоенном этапе, производя экскаваторы. И хотя впоследствии завод им. Коминтерна не смог выдержать всех перипетий перехода к рынку и макроэкономической нестабильности 1990-х и 2000-х, предприятие навсегда вошло в историю воронежской экономики. Свой сжатый обзор начнём с того, что кратко обрисуем положение Воронежского края во второй половине XIX столетия. Воронежская область того времени несла на себе черты типично аграрной хозяйственной системы – подавляющая часть населения занималась сельскохозяйственным трудом и проживала в сельской местности. К концу 1890-х годов в Воронеже проживало лишь около 60 тыс. жителей. Основная масса населения (около 3 млн.) проживала на селе. Промышленность в ее средних и крупных формах до 1870-х годов отсутствовала в крае почти полностью. Лишь в 1869 г. был пущен механический завод товарищества Столль и К° (впоследствии завод им. Ленина), который в ту пору представлял собой небольшие кустарные мастерские….

Воронежский механический завод

Воронежский механический завод, одно из крупнейших предприятий области, работающих ныне в системе авиакосмического бизнеса, начинал свою производственную деятельность как изготовитель сельскохозяйственных машин. Первоначально созданный в 1928 году завод так и назывался – «Триер» — по названию зерноочистительных устройств, производимых для аграрного сектора. Следует отметить, что от завода «Триер» ведет свое начало и еще одно крупное воронежское предприятие – завод «Воронежсельмаш». Правда, годом возникновения завода называется другая дата – 1917 год. Устранить путаницу нам поможет обращение к фактическому материалу. В 1914 году в Воронеж из Петербурга прибыл предприниматель по фамилии Петечев. Старожилы Воронежа указывали, что в северной столице Петечев был приказчиком у богатого фабриканта, после смерти которого сумел присвоить чужое богатство. В обществе пошли неприятные разговоры, в результате чего Петечев счел за благо уехать в Воронеж. Здесь в компании с другими фабрикантами он решил построить кабельный завод. Без особых проблем купили компаньоны землю у крестьян из деревушки Ямская, располагавшейся на юго-западной окраине Воронежа, несколько десятин земли, и начали строительство трех цехов и двухэтажного административного здания. Однако запустить завод так и не успели из-за событий 1917 года…

Воронежский завод «Видеофон»

Воронежский завод «Видеофон» — одно из наиболее молодых и современных предприятий электроники и бытовой техники, введенное в строй в 1986 году. Тогда, в начале 1980-х, страна пыталась преодолеть появившееся отставание в области компьютерной техники и бытовой электроники, развивая соответствующие отрасли производства и научные разработки. Новый глава государства – М.С. Горбачёв, провозгласивший политику перестройки, гласности и демократии, ратовал за коренные социальные и экономические изменения. Именно в те годы появились и стали общеупотребительными термины «хозрасчет», «госприёмка», «совет трудового коллектива», «самоокупаемость». Съездами и пленумами партии неизменно провозглашалась главная задача коммунистов и советского правительства – неуклонное повышение жизненного уровня населения, его обеспеченности материальными и духовными благами. В рамках этой основной задачи руководством страны было принято решение о производстве отечественных видеомагнитофонов, которые должны были удовлетворить спрос населения на новую технику, которая не должна была уступать по своим эксплуатационным характеристикам лучшим зарубежным моделям…

Воронежский завод имени В.И. Ленина

Завод Столля в конце XIX - начале ХХ в.Уже минуло более десятилетия с того времени, как один из старейших заводов Воронежа – завод Столля, переименованный позже в завод имени Ленина, прекратил свое существование, столкнувшись с трудностями и реалиями нового времени. На месте былого лидера воронежской промышленности уже стоят торговые и развлекательные учреждения, строятся новые жилые здания. Лишь небольшие фрагменты былого значения завода остаются в виде отдельных модернизированных строений и мемориальных досок. Однако для истории воронежской экономики и производственного бизнеса завод им.Ленина будет всегда сохранять одну из центральных ролей. Ведь именно с завода Столля и ещё одного крупного предприятия – Рихарда и Ядвиги Поле (или, иначе, завода Рихарда-Поле, позже ставшего заводом им. Коминтерна) начиналась летопись местной промышленности. Поэтому мы не можем обойти вниманием это важнейшее для становления воронежского бизнеса явление, которое подготовило развитие кадрового потенциала, техническое обучение рабочих, освоения новых образцов техники, внедрения инноваций в аграрный сектор Воронежского края. С завода Столля начиналось создание трудовых династий, изменение социальных отношений, образовательных программ, освоение инженерного дела. Завод Столля был построен в 1869 году на улице Садовой, которая ныне носит имя Карла Маркса…

Воронежский завод «Процессор»

Завод "Процессор"В конце 1970-х годов правительство и партийное руководство СССР пыталось направить экономику по инновационному пути развития, всемерно поддерживая отрасль микроэлектроники и производства компьютеров, которые тогда называли ЭВМ. Сейчас принято считать последние годы правления Л.И.Брежнева «застоем», когда страна пребывала в полудремотном состоянии, а ее высокотехнологические отрасли весьма слабо прогрессировали.Возможно, это и так. Но именно в эти годы на самом высоком уровне принимается решение о строительстве передового предприятия, способного объединить под одной крышей науку, опытно-конструкторские разработки, программирование и реальное производство, способное автоматизировать многие отрасли промышленности, финансов, транспорта, сферу услуг. Стране были нужны не просто надежные и производительные компьютеры, но и постановщики задач, разработчики, специалисты по внедрению и консультированию. В целом идея была такова: необходимо организовать комплексный научно-внедренческий центр, интегрированный в единое целое с производственной базой. В этот центр должна стекаться маркетинговая информация о спросе на инновации, на новое программное обеспечение и оборудование, на автоматизацию бухгалтерского учета и технологических процессов…

Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций (ВЗСАК)

В конце 1960-х годов перспективы применения алюминия в строительстве казались специалистам и руководителям нашей страны весьма благоприятными. И для этого у них были веские основания, так как алюминий легок, прочен, безопасен, не подвержен коррозии. Напомним, что весьма продолжительное время «крылатый металл» был очень дорогостоящим и еще в XIX веке ценился дороже золота. Поэтому в те времена алюминий применялся, в основном, для производства ювелирных изделий, элитной посуды и предметов роскоши. И лишь позднее П.Эру и Ч.Холл нашли относительно дешевые технологии производства этого ценного цветного металла. Выяснилось, что для производства алюминия нужны большие энергетические мощности; там, где имеется недорогая электроэнергия, можно получать алюминий по вполне конкурентоспособным ценам. Предварительные исследования, проведенные советскими экономическими экспертами, указывали на большую потребность строителей в металлоконструкциях из алюминия, которая должна была в будущем только увеличиваться. Балконные конструкции, облицовку зданий, оконные рамы, входные двери, мебель – все это предполагалось делать из алюминиевых сплавов, которые при надлежащей обработке (вальцовке, прессовке, травлении, полировке, химических покрытиях) были более долговечными, эстетичными, легко монтировались и сваривались. При необходимости алюминий можно было утилизировать, переплавлять и повторно использовать…

Воронежский завод «Электроприбор»

В рамках специализации на приборах для воздушных судов в Воронеже было создано особое предприятие, расположившееся на улице 20-летия Октября. Произошло это в 1956 году, когда на протяжённой стройплощадке стал возводиться комплекс под названием п/я №2. Аббревиатура «п/я» расшифровывалась как «почтовый ящик»; за этим сокращением обычно скрывались предприятия, имевшие оборонное значение. Конечно, сейчас это представляется наивным, но в те послевоенные годы руководство страны считало такую меру секретности нужной и обоснованной. На начальном этапе пуска предприятия «Электроприбор» стал изготавливать относительно несложные изделия – такие, как ветрочёты, то есть приборы, позволяющие правильно выдерживать курс летательного аппарата, учитывая скорость и направление ветра. Помимо этого, завод изготавливал реостаты для различных устройств, а также детали из пластических масс для предприятий-смежников. По мере развития производственной базы и подготовки кадрового состава, «Электроприбор» стал изготавливать приёмники воздушного давления, став, по сути дела, монополистом в данной сфере…

Воронежская кондитерская фабрика

Общепринятой датой основания Воронежской кондитерской фабрики считается 1934 год (хотя газета «Коммуна» от 11 января 1932 года указывает, что фабрика уже к концу года начнёт работу — В.Г.), о чём сообщал всем посетителям старый сайт предприятия. Однако история фабрики более ранняя и имеет свои корни в малом предпринимательстве. Причём не просто малом предпринимательстве, а в аристократическом придворцовом бизнесе. Но обо всём по порядку. В небольшом городе, каким был Воронеж к началу ХХ века, потребности 90-тысячного населения в леденцах, конфетах, выпечке и прочей сладкой продукции почти полностью закрывались небольшими артелями и индивидуальными предпринимателями. Исходным сырьем для кустарей-производителей служил сахар, который стали массово производить в Воронежской области  в первой четверти XIX столетия. К 1830-м годам строятся Ольховатский, Нижнекисляйский и Садовский сахарные заводы. Но и до этого времени в Воронеже было небольшое производство сахара, основанное в 1781 году купцом Хариным. Завод Харина перерабатывал сахар-сырец, привозимый из Таганрога…

Воронежское НПО «Энергия»

Научно-производственное объединение «Энергия», бывшее некогда гордостью воронежцев, ныне прекратило свое существование. На месте цехов и производственных площадок «Энергии» теперь расположены торговые и развлекательные центры, коммерческие банки и офисные помещения. Вновь отстроенные объекты смотрятся современно и привлекательно, в гипермаркетах и банках множество посетителей. И все же коренным воронежцам, проходящим мимо по знакомым улицам и вспоминающим былое, становится немного грустно от того, что некогда крупное предприятие, бывшее флагманом воронежской индустрии, осталось в прошлом. Можно сказать, что НПО «Энергия» постигла типичная судьба советского предприятия, находившегося в центральной части города. Сокращение государственных заказов и неблагоприятная макроэкономическая ситуация, кризисы и борьба за собственность, привели к тому, что производственная деятельность стала менее привлекательной, чем торговая и финансовая. В результате различных перипетий завод ушел в прошлое, оставив на память воронежцам воспоминания и некоторые бытовые раритеты – такие, например, как фены и миксеры «Ведуга», которые изготавливала «Энергия» в качестве ширпотреба. Чтобы достижения воронежского НПО «Энергия» полностью не канули в Лету, вернемся в недалекое прошлое и проследим путь этого значимого для местной экономики предприятия…

Воронежское НПО «Электроника»

Научно-производственное объединение «Электроника» пытается ныне возродить свой бизнес – пусть и не в тех масштабах, которые были присущи ему в 1970-х и 1980-х годах. Частично распроданы принадлежавшие ранее «Электронике» производственные площади и помещения, до минимума сократился штат сотрудников, которые продолжают трудиться на предприятиях, являющихся правопреемниками воронежского завода полупроводниковых приборов (ВЗПП) и Центрального конструкторского бюро (позже переименованного в Научно-исследовательский институт электронной техники). А начиналось все более полувека назад. Именно тогда, в 1959 году, начал вести производственную деятельность ВЗПП, который и составил впоследствии костяк для группы профильных предприятий, влившихся в состав НПО. А перед этим, 31 декабря 1957 года Советом Министров СССР было принято постановление о строительстве завода полупроводниковых приборов в городе Воронеже. 7 марта 1958 года Совмин РСФСР распорядился передать заводу объекты строящейся швейной фабрики…

Воронежский станкостроительный завод имени Калинина

Завод Иванова и Веретенникова к концу XIX векаВ 1892 году на Богоявленской улице Воронежа в небольшом сарае открылась слесарная мастерская, в которой стали производиться различные кузнечные, литейные и ремонтные работы. Постепенно бизнес расширялся, обрастал клиентами, оборудованием, подсобными рабочими. Через семь лет, 16 марта 1899 года, городская управа зарегистрировала расширившееся предприятие как механический и чугунолитейный завод на имя Константина Александровича Веретенникова и компании с капиталом в 10 тысяч рублей. Вновь зарегистрированное товарищество расположилось на 2-ой Девицкой улице, в домовладении, принадлежащем А.Н. Иванову. На предприятии в тот период работало 45 человек. Основным направлением бизнеса стало чугунолитейное производство по собственным моделям или моделям заказчиков, ремонт паровых котлов, локомобилей, двигателей внутреннего сгорания…

Воронежский шинный завод

Новая продукция ВШЗ. Фото предоставлено компанией Pirelli.В настоящее время Воронежский шинный завод получил второе дыхание под эгидой всемирно известной торговой марки Pirelli. Надежды на возрождение и развитие бизнеса вновь вернулись к воронежским шинникам. А ещё совсем недавно предприятие переживало сложнейший для себя период, пытаясь выживать в непростых рыночных условиях. Однако нельзя сказать, что у Воронежского шинного завода были когда-то простые времена – даже в лучшие советские годы. И тогда работа на шинном заводе была трудной и грязной в прямом смысле, когда частички технической сажи витали в воздухе, а на работу привлекали любых желающих (а зачастую и нежелающих – из числа осужденных и лиц, злоупотреблявших спиртным). Но начнем историю бизнеса воронежских шинников с азов – то есть с растерзанных послевоенных лет, когда началось строительство предприятия на горячих ещё развалинах. Работы по расчистке территории, на которой должен был быть возведён Воронежский шинный, начались в 1946 году. Тогда в руинах нередко встречались неразорвавшиеся снаряды, бомбы или специально установленные отступавшими немцами мины…

КБХА (Конструкторское бюро химавтоматики)

На демонстрации в ВоронежеПри создании инновационных предприятий, призванных решить сложнейшие технические, научные и технологические задачи, важнейшим фактором становится личность создателя такой организации, которая делается его «удлинённой тенью». Талант, воля, интуиция, смелость подходов и конструкторских решений основателя приводят в движение большие массы людей, захваченных общей идеей, получающих результаты, которые ещё совсем недавно казались недостижимыми. Такими людьми были А.Н. Туполев, С.П. Королёв, И.В. Курчатов, своим талантом и энергией создавшие новые отрасли экономики и промышленности. Личностью аналогичного масштаба был и Семён Ариевич Косберг, стоявший у истоков развития Воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА). Общепринятой датой основания КБХА считается 13 октября 1941 года – числом, когда был издан приказ Народного комиссара авиационной промышленности № 1066 о разделении опытно-конструкторского бюро Московского авиационного карбюраторного завода № 33 на два самостоятельных ОКБ и преобразовании одного из них в «… опытно-конструкторское бюро для организации основной базы по производству агрегатов непосредственного впрыска на базе завода № 296»…

Колокололитейный завод Анисимова

В конце 1980-х годов по России прошла волна воссоздания храмов и возрождения духовной культуры. Для реставрируемых и вновь возводимых церквей потребовались колокола, которые в советское время были утрачены. И тут выяснилось, что делать эту тонкую работу в огромной стране могут лишь единичные специалисты. Казалось бы, дело несложное – отливка объектов большого размера. Для страны, которая посылала корабли в космос и создала мощную металлургическую отрасль – это довольно простая задача. Однако очень скоро выяснилось, что это далеко не так. Абы что отлить можно, а вот получить настоящие колокола с отличным звучанием, да ещё и с великолепным орнаментом – это дело сложное, тонкое, основанное на давних традициях. Создатель современного колокололитейного бизнеса Валерий Николаевич Анисимов считает, что он лишь продолжатель давних традиций воронежских мастеров – братьев Самофаловых, первый завод которых начал свою работу в 1814 году, второй – в 1827-ом. Сейчас немногие воронежцы слышали о купцах Самофаловых. Об их общественной и коммерческой деятельности напоминают ныне лишь воронежские краеведы да мемориальная доска на бывшей гостинице Д.Г. Самофалова, расположенной в центре города на проспекте Революции…

Евдаковский масложировой комбинат

Большое влияние на экономику Воронежского края в 1870-х годах оказали инвестиции в железнодорожный транспорт. По пути следования поездов возникали новые станции, возводились новые поселения, возникала жилищная, промышленная, сельскохозяйственная и иная инфраструктура. Так, после строительствa железнодорожной ветки Воронеж – Ростов по пути следования поездов возникла станция Евдаково, которая связала с внешним миром местное население. Теперь жившие на селе местные жители получали больше коммерческой информации, товаров из промышленно развитых регионов. Во многом благодаря железной дороге в Центральном Черноземье развиваются кустарные промыслы и малое предпринимательство – кирпичное, гончарное, кузнечное, бондарное, мукомольное, маслобойное, шерстобойное производства, валяльное, веревочное, кружевное, сапожное дело и ряд других бизнесов. На село стали приезжать предприниматели из других стран и регионов, в надежде на низкую стоимость рабочей силы и благоприятные перспективы развития коммерции…

Россошанский химзавод

В начале 1970-х годов задачу повышения урожайности в аграрном производстве не удавалось решить без освоения производства сложных минеральных удобрений. Опыт успешных стран показывал, что радикально увеличить урожайность в растениеводстве можно лишь с помощью современных подходов, основанных на применении удобрений, содержащих в достаточных количествах азот, калий и фосфор. В свою очередь, повышение производства зерновых и зеленой массы создавало основу для наращивания производства корма для скота и конечных продуктов в виде мяса, молока, яиц. Разумеется, азотно-фосфатные удобрения можно было бы закупать за границей, но это было очень затратным мероприятием. Поэтому партийное руководство СССР принимает решение о закупках части необходимых технологий и оборудования в развитых странах (в частности, нитроаммофоски и производства аммиака в Японии) и строительстве крупнотоннажных агрегатов. Один из таких заводов решено было построить в Воронежской области, в городе Россошь – поближе к источникам сырья и сельхозпредприятиям…

Рудгормаш

В настоящее время завод Рудгормаш, который многие воронежцы также называют заводом горно-обогатительного оборудования (ГОО), представляет собой крупнейшее региональное предприятие из этого сегмента с численностью рабочих мест в 2 тысячи единиц. Мало того, весь прилегающий к заводу район и поныне называют «Машметом» — так после войны именовали это предприятие. Сейчас уже мало кто знает, что этот современный завод, изготавливающий сложные механизмы и оборудование, создавался как химическое производство. В далёком уже 1939 году Советом Народных комиссаров было принято соответствующее решение о строительстве в Воронеже химического завода «Спец-2» Главкокса. Согласно принятого плана индустриализации и химизации страны, в Воронеже стали возводиться предприятия нового, инновационного типа. На Левом берегу в первой половине 1930-х годов были построены и запущены авиационный завод, завод СК им. Кирова, гидрорекуперационная электростанция ВоГРЭС (ТЭЦ-1). Вблизи этих объектов, на обширном пустыре, было решено строить завод «Спец-2»…

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.