Цели и круг потребителей санкций

Обычно основной целью введения санкций против какой-либо страны является демонстрация силы; провинившееся государство должно почувствовать свою уязвимость, зависимость от внешнего окружения, от позитивного или негативного отношения к себе лидеров мировой политики.

Однако термин «демонстрация силы» имеет недостаточно чёткие очертания. В его орбиту могут входить весьма разнообразные цели и задачи. Чуть ниже мы дадим им краткую характеристику. Но вначале обратимся к причинам установления режима санкций, определим мотивацию стран-инициаторов каких-либо ограничений.

Одной из причин введения санкций против отдельных территорий или стран является их агрессивное поведение и угроза безопасности третьим государствам. Шовинистические настроения, публичные высказывания представителей законодательной и исполнительной власти, подготовка к войне, изготовление оружия массового уничтожения, планы захвата сопредельных территорий, межконфессиональные и этнические противоречия, захват власти экстремистами – всё это может служить и чаще всего служит официальной причиной санкций.

Однако вышеперечисленные причины могут служить лишь поводом, casus belli, к режиму введения санкций. Апелляция к теме нарушения международного права нередко бывает весьма сомнительной. Ведение переговоров и выработка компромиссных решений зачастую подменяются игрой мускулами и бряцанием оружия. На деле за вывеской агрессии могут находиться совсем иные причины.

Одной из них становится стремление какой-либо страны или территории к независимости, самоопределению, выбору собственного пути развития. Подобное желание народов или политических лидеров противоречит геополитическим интересам стран-лидеров с мощными экономиками и мировым влиянием. Когда они пытаются поставить под контроль вновь появившихся национальных руководителей или сформировавшиеся элиты, это вызывает активное противодействие. Авторитет стран-лидеров без соответствующей реакции в виде санкций может быть подорван. Поэтому неизбежны рестрикционные действия. Так было с санкциями против СССР, Кубы, Югославии, Северной Кореи, Ирана. Ограниченные санкции продолжают применяться против непризнанных территорий и государств в лице Нагорного Карабаха, Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии. В настоящее время санкции вводятся США и их союзниками против России.

Следует также упомянуть, что санкции бывают официальными и неофициальными. Если отдельное государство или группа стран публично не заявляют о введении санкций, но это не означает, что их нет. Определёнными этническими, религиозными, социальными группами могут проводиться бойкоты товаров отдельных производителей, осуществляться запреты на финансовые операции, бизнес-контакты, туристические поездки и даже браки с представителями недружественной нации. Такие отношения мы можем наблюдать между израильтянами и арабами, армянами и азербайджанцами, албанцами и сербами, а также некоторыми другими нациями, которые де-факто вводят друг против друга «народные санкции».

Но вернёмся к санкциям официальным, осуществляемым на межгосударственном уровне. Неявными причинами введения санкций могут быть экономические и стратегические соображения. Так, например, вводя санкции против России за присоединение Крыма, США пытаются продавить идею о замене поставок российского газа в Европу американскими, которые будут хотя и дороже, но более приемлемыми с точки зрения партнёрских отношений. Таким образом, США пытаются убить сразу двух зайцев – наказать Россию и улучшить собственное экономическое положение. Если при этом ослабнет и Европа – то это также неплохо в плане осуществления будущего диктата для младших компаньонов.

Введение санкций против третьих стран также бывает незаменимым инструментом не только во внешней, но и во внутренней политике. Как известно, политики в демократических государствах регулярно переизбираются на конкурсной основе. Вновь избран будет только тот представитель законодательной или исполнительной власти, который поддерживается электоратом.

Избиратели и СМИ зорко следят за происходящими политическими и экономическими событиями в мире и собственной стране, оценивают позицию своих лидеров и союзников на постоянной основе. Если премьер-министр, президент или парламент заявляют о жёстких санкциях против третьих стран или территорий, то это может повысить соответствующие рейтинги политических деятелей или партий. Играя на патриотических чувствах избирателей, можно извлекать известный политический капитал.

К числу внешних потребителей режима санкций следует отнести зарубежных партнёров, нейтральные страны и даже непримиримых противников. Известия о вводимых санкциях призваны сыграть для каждого свою роль. Партнёры должны убедиться в решительности и непреклонности политических лидеров, нейтральные страны – в том, что им лучше следовать в фарватере действий инициаторов санкций, противники должны бояться и уважать страну (или группу стран), способных наказывать других участников геополитических отношений.

Разумеется, все перечисленные цели хорошо работают только в случае надлежащей информационной и идеологической поддержки, о которой мы поговорим в следующем вопросе.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.