Контрабанда и контрафакт (Часть 1). Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды

Термин «контрабанда» занимает одно из центральных мест в экономике таможенного дела. Свое происхождение он ведет от итальянских слов «contra» — против и «bando» — правительственный указ. Таким образом, контрабанда означает действия, предпринимаемые кем-либо вопреки решению властей, связанные с незаконным ввозом или вывозом товаров без уплаты таможенных сборов и пошлин.

Так как контрабанда осуществляется при помощи сокрытия перемещаемого через таможенную границу товара, или вообще минуя таможенный контроль, современная трактовка контрабанды содержит уточняющие положения.

В более точной формулировке контрабанда – это перемещение через таможенную границу государства товаров или иных предметов, оговоренных законодательством той или иной страны, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Ввоз или вывоз товаров в обход уплаты установленных властями сборов и пошлин – очень древний бизнес. Зародился он одновременно с появлением первых государственных образований и попытками законодательного регулирования внешней торговли. Отдельные купцы, судовладельцы, жители приграничных районов и целые организованные сообщества контрабандистов становились на тернистый и опасный путь ухода от налогов и пошлин, посягая на монополию государства в данной сфере. Возможность приобретения дополнительных барышей с одной стороны, и преследования властей, с другой, делали во все времена контрабанду занятием высоко рискованным. Правительства, справедливо полагая, что контрабанда подрывает экономические основы государства и дискредитирует власть, устанавливали за таможенные правонарушения суровые наказания. Контрабанда и в настоящее время считается в большинстве стран мира тяжким преступлением и преследуется законом максимально жестко.

Классификация контрабандных операций может проводиться по следующим признакам:

— по степени опасности для государства и общества;
— по масштабам экономического ущерба;
— по видам контрабандных товаров;
— по способам осуществления и т.д.

Например, классификация контрабанды по степени опасности для государства и общества может проводиться на основании следующей градации:

  1. Наиболее опасной считается контрабанда вооружения, взрывных устройств и ядерных припасов, биологического и химического оружия, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему;
  2. Далее по степени опасности следуют наркотические, ядовитые, отравляющие и радиоактивные вещества;
  3. Предметы художественного, исторического и археологического достояния, культурные ценности;
  4. Товары массового потребления (в том числе сигареты, алкогольные напитки, одежда, обувь, бытовая техника и электроника и т.п.);
  5. Предметы роскоши (автомобили класса люкс, дорогостоящие ювелирные изделия, яхты и проч.).

Классификация контрабанды может осуществляться и по иным критериям – например, по видам контрабандных товаров. Это удобно в том случае, когда анализируются продуктовые группы, по которым наиболее часто делаются попытки незаконного ввоза или вывоза. Это могут быть такие товары, как мобильные телефоны, сигареты, иностранные автомобили, алкогольные напитки, медикаменты.

Классификация по способу осуществления используется в том случае, когда исследуются такие аспекты контрабанды, как манипуляции и мошенничества с таможенными документами, явное или тайное перемещение товаров через таможенную границу, рассматриваются формы и способы сокрытия товаров.

Иными словами, в теории и практике таможенного дела используются самые разные классификации контрабанды, которые целесообразны и полезны в каждом конкретном случае. Очевидно, что вести эффективную борьбу с контрабандой не представляется возможным без надлежащего анализа и классификации данного явления, которые являются первой фазой в ряду мер по противодействию этому распространенному правонарушению.

Ущерб от контрабанды
Ущерб от контрабанды носит системный, комплексный характер и проявляется сразу по нескольким направлениям (см. рис.1). Коротко охарактеризуем последствия контрабанды, возникающие в экономической, политической, социальной и криминальной среде.

Рис.1. Виды ущерба, наносимого контрабандой.

Рис.1. Виды ущерба, наносимого контрабандой.

Экономический ущерб. О хозяйственных потерях для национальной экономики следует говорить в двух аспектах:

— во-первых, в плане прямых потерь государственного бюджета от недополучения таможенных платежей, налогов и сборов;
— во-вторых, в плане подрыва равенства возможностей всех участников рыночной конкуренции.

По первому пункту подчеркнем следующее. В связи с тем, что экономической основой государственного бюджета служат налоги и таможенные платежи (соотношение которых для современной России составляет примерно половинную пропорцию), правительству и законодательной власти следует уделять особое внимание величинам таможенных пошлин и сборов, с одной стороны, и масштабу контрабандных операций, с другой.

Завышенная ставка таможенной пошлины и высокие издержки надлежащего таможенного оформления товаров делают контрабанду хотя и рискованной, но все же высоко прибыльной операцией. А чем выше прибыль, тем большее количество желающих готово пойти на риск ради значительных денежных сумм.

Кроме того, располагая крупными денежными средствами, контрабандисты объединяются в организованные преступные сообщества с мощной ресурсной и интеллектуальной базой. В орбиту их деятельности вовлекаются таможенники, сотрудники милиции, военные, работники прочих силовых структур и государственного аппарата. И тогда борьба с контрабандой многократно осложняется. Примеры тому можно почерпнуть из российской практики – это и дело «Трех китов», связанное с контрабандой мебели,* и «автомобильная мафия», занимающаяся незаконной перепродажей и растаможиванием иномарок, и контрабанда сигарет, сотовых телефонов и многое другое.

Что же касается взаимосвязи контрабанды и подрыва режима честной конкуренции, то здесь необходимо отметить следующие важные моменты. Те субъекты рынка, которые получают товар с более низкими издержками (которые образуются из-за неуплаты таможенных пошлин, налогов и сборов), оказываются в более выгодном положении по отношению к прочим участникам рынка. Таким образом, более конкурентоспособными оказываются компании, пользующиеся контрабандой, т.е. «серым» импортом или экспортом. Преступный бизнес, находящийся под покровительством госчиновников и силовых министерств, начинает доминировать, подавляя конкурентов и монополизируя рынок.

Рассматривая экономический ущерб, наносимый контрабандой, нельзя не отметить и некоторые ее положительные стороны. Нередко бывает так, что контрабандные товары стоят более дешево, чем товары легальные, что, несомненно, выгодно потребителям. Так, например, цены на видео и компьютерные компакт-диски на российских рынках могут различаться в 3-4 раза. Контрабандный и пиратский товар гораздо более конкурентоспособен за счет отсутствия отчислений авторам интеллектуальной собственности, таможенных платежей, налогов и сборов.

Нередко контрабандисты удовлетворяют повышенный спрос населения на какой-либо товар иностранного происхождения в условиях, когда официальные межгосударственные связи нарушены или находятся в «замороженном» состоянии.

Однако в целом, несмотря на некоторые положительные стороны, контрабанда приносит национальной экономике значительно больше вреда, чем пользы. И это хорошо заметно не только по экономическим, но и социальным эффектам.

Социальный ущерб. С экономическим ущербом от контрабанды тесно увязаны социальные последствия. Недополучение значительных денежных сумм в бюджет государства создает напряженность в расходной его части. Из-за недостатка финансовых средств государством замораживаются зарплаты государственным служащим, военным и прочим категориям «бюджетников», не повышаются своевременно пенсии и социальные пособия. Так, например, Законом «Об образовании» РФ регламентировалась зарплата учителям и преподавателям вузов в размере не ниже средней оплаты труда по промышленности. Однако в течение 1990-2000-х гг. эта норма закона не соблюдалась из-за дефицита средств в государственном бюджете. Не лучше обстоят дела и с величиной пенсии у основной массы российских граждан, величина которой составляет 20-25% от их прежней зарплаты, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 60-70%.

На первый взгляд, социальные последствия от контрабанды, описанные выше, выглядят преувеличенными и не играют ведущей роли в общественных трансфертах и поддержании социальной справедливости. Однако более тщательный анализ дает иную картину. Так, объемы контрабандной торговли в России за период 1990-2000-х гг. составляет колоссальную величину, оцениваемую ежегодно в сумму 12-15 млрд. долл. Нелегальные вырубки леса продаваемого контрабандно в Китай, Финляндию и другие страны, составляет сумму в 1-1,2 млрд. долл., беспошлинный вывоз морепродуктов российскими и иностранными судами наносит ущерб в 1-1,5 млрд. долл., незаконный ввоз и растаможивание иностранных автомобилей обходится казне в 0,2-0,3 млрд. долл. и т.д. В совокупности все контрабандные операции оборачиваются потерей для бюджетов всех уровней суммами годового ущерба в сотни миллиардов рублей, которые могли бы повысить социальные выплаты населению как минимум на треть.

Учитывая действие мультипликативных эффектов инвестиций и занятости, можно прогнозировать повышение уровня жизни российского населения при существенном уменьшении контрабанды на 40-45%.

Политические последствия контрабанды. Нередко контрабанда служит одной из причин обострения политических конфликтов и обострения межгосударственных отношений сопредельных стран. Нежелание или невозможность полностью закрыть таможенную границу для контрабандных товаров одним из государств вызывает недовольство стран-соседей. Особая напряженность в политических отношениях возникает при контрабанде в районы с нестабильной ситуацией оружия, боеприпасов, продовольствия.

В государствах со слабой центральной властью – таких, например, как Афганистан, Сомали, Бирма, Пакистан, поток контрабандных товаров через границу состоит, в основном, из наркотиков и оружия, которые, попадая в сопредельные страны, создают там проблемы социального и криминального характера. Наркотрафик в богатые и благополучные страны Европейского Союза вызывает политическую реакцию – в Афганистан направляются войска и полицейские силы для помощи центральному правительству, которое пытается уничтожить плантации опийного мака, выращиваемого местными крестьянами. Естественно, что крестьяне и их семьи недовольны такой политической властью, которая лишает их средств к существованию и оказывают сопротивление правящему режиму. Подобная поддержка снизу делает криминально-контрабандную экономику очень живучей и трудно искоренимой.

Нельзя не отметить и еще один аспект политических отношений, связанный с контрабандой и перекрытием таможенной границы. На политической карте мира имеется немало регионов, требующих для себя самостоятельности и формирования собственной государственности. Это так называемые «непризнанные» территории, которые по тем или иным причинам настаивают на политической и экономической независимости. Это и Нагорный Карабах, и Приднестровье, и индийский штат Пенджаб, и некоторые районы Турции, населенные курдами. Примеры сепаратистски настроенных регионов приведенными фактами не ограничиваются и могут быть значительно расширены.

Вдохновленные примерами признания автономного края Косово, республик Южная Осетия и Абхазия, непризнанные районы активизируют свою борьбу за независимость. Центральные правительства, пытаясь лишить политической поддержки населением местных лидеров, пытаются перекрыть товарные потоки через таможенную границу непризнанных территорий. В ответ власти сепаратистски настроенных анклавов, заявляя, что их хотят задушить экономически, начинают де-факто торговать котрабандно, обостряя существующие политические противоречия.

Криминальные последствия контрабанды. Мы уже отмечали то обстоятельство, что контрабанда ухудшает общее состояние с преступностью в той или иной стране. В настоящее время в связи с глобализацией мирохозяйственных связей, границы национальной преступности начинают постепенно стираться. Сообщества людей и организаций, занимающихся контрабандой как бизнесом, становятся более изощренными, хорошо обеспеченными интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами. Не только колумбийские и мексиканские наркокартели обладают самым современным оружием, самолетами и даже подводными лодками. Мафиозные объединения контрабандистов, действующие одновременно во многих странах, привлекают к своей деятельности лучших адвокатов и юристов, специалистов по химическим технологиям и средствам связи, хакеров и экспертов по интернет-технологиям.**

Располагая широкими финансовыми возможностями, контрабандисты всех мастей покупают «благосклонность» госчиновников и депутатов, представителей полиции и секретных служб. Ими саботируются всевозможные расследования и следственные действия, лоббируются нужные решения в государственных структурах и при принятии определенных законодательных актов.

Таким образом, мы можем констатировать, что современная контрабанда – это не только масса физических лиц, пытающихся незаконно провозить в собственных чемоданах или автомобилях незадекларированный товар. Это лишь один срез такого разнообразного и многогранного явления как контрабанда. Более латентной (скрытой) и куда более опасной выступает не упомянутая нами часть любителей легкой наживы, а профессионалы контрабанды, сделавшие ее бизнесом – с четкой организацией, жестким менеджментом и умелым исполнением.

Как правило, современные контрабандные сообщества имеют разветвленный и интегрированный характер. Они пронизывают властную вертикаль снизу доверху. Исполнители в таких структурах отделены от разработчиков и заказчиков операций, а страхует и контролирует весь бизнес высокопоставленные чиновники из государственных ведомств.

Контрабандные операции, проводимые в значительных объемах, представляют большую опасность для государства и общества, так как формируют целые сообщества организованной преступности, имеют интернациональный характер. Противостоять подобным сообществам таможенным и правоохранительным органам одной отдельно взятой страны очень сложно и подчас невозможно. Подчиняя себе государственный аппарат, судебную систему, следственные органы, криминальные образования разлагают общественную мораль, деформируют менталитет граждан. Обывателю начинает казаться, что жить надо не по законам, а по правилам криминальной реальности. А это очень негативное явление, не менее опасное, чем прямые экономические, политические и социальные потери.


* В 2000 году руководитель фирмы ООО «СЭФ Транс» А.Саенко, гендиректор ООО «Альянс-95», а, по сути, фактический руководитель мебельных торговых центров «Гранд» и «Три кита» С.Зуев, гендиректор ООО «Альянс-96» А.Латушкин, главный бухгалтер московского представительства латвийской компании ООО «ФМ Группа» И. Подсотская и ее супруг П.Подсотский (менеджер в этом же представительстве) организовали контрабандный канал поставки мебели в торговые центры «Гранд» и «Три кита».

Поставка осуществлялась через подставную фирму «Лига-Марс». По данным следствия, подозреваемые систематически ввозили в Россию мебель для дальнейшей реализации в торговых центрах «Три кита» и «Гранд» из Германии, Италии, Франции, Испании через подставного отправителя, занижавшего реальную стоимость товара.

В настоящее время следствие изучило представленные компетентными органами иностранных государств материалы по 50 партиям поставленного товара. Только в упомянутых партиях контрабандным путем в Россию было ввезено около 400 тонн мебели и других товаров, общей стоимостью 62 млн. рублей. При этом, отмечается в сообщении Генпрокуратуры, не были уплачены таможенные платежи на сумму более 18 млн рублей. Всего количество поставок в адрес фирмы «Лига-Марс» составило 378. Работа по остальным поставкам продолжается.

Следствие подозревает Саенко, Зуева, Латушкина и супругов Подсотских в совершении контрабанды организованной группой в крупном размере и уклонении от уплаты таможенных платежей группой лиц в особо крупном размере (ч.4 ст. 188, пп.»а», «г» ч.2 ст.194 УК РФ). Кроме того, Саенко, Зуев и Латушкин подозреваются в легализации контрабандных товаров в крупном размере организованной группой (ч.3 ст.174 УК РФ (в редакции от 09.07.1999 г.). «Следствие располагает данными о легализации ими контрабандной мебели и других товаров на сумму более 52 млн рублей», — отмечается в сообщении Генпрокуратуры.

 

**В 1994 году отряды полиции в городе Кали ворвались во владения одного из крупных мафиози — Хосе Санта-Круса Лондоно. Ни оружия, ни наркотиков в его доме, естественно, не нашли. Зато в здании обнаружился целый компьютерный центр, в котором круглосуточно работали от четырех до шести операторов. «Гвоздем программы» был мейнфрейм банковского класса IBM AS400, в те времена стоивший 1,5 миллиона долларов.

Оказывается, картель, который возглавлял Лондоно, составил базу данных по всем американским дипломатам и агентам спецслужб, проживавшим в Колумбии. В распоряжении наркодельцов оказались все телефонные номера, к тому же, работники местной телефонной компании записывали все разговоры американских «недругов», и передавали их агентам Лондоно. На том пресловутом мейнфрейме действовала самодельная система перехвата информации, ассоциировавшая телефонный траффик в Кали с телефонными номерами американских агентов и дипломатов, а также представителей колумбийских властей. С помощью этой системы картель мгновенно обнаруживал любые утечки информации, и от тех, кто сотрудничал с властями, быстро избавлялись.

Представители правоохранительных органов считают, что с 1994 года картели еще активнее и профессиональнее используют информационные технологии с целью дальнейшего развития наркоторговли. Ими разработаны новые системы шифрования информации, и через интернет отмываются огромные деньги. С помощью радаров бандиты отслеживают передвижение самолетов береговой охраны и сразу видят, где появляются лазейки. Более того, по сведениям властей, у них имеется целый флот подводных лодок для переправки кокаина и прочих наркотиков, например, на корабли, вывозящие токсичные отходы. Эти корабли никогда тщательно не досматривают, так что провозить отраву на них довольно просто.

Большая часть технологий, взятых на вооружение наркобаронами, имеют американское происхождение. Многие специалисты, работающие на бандитов, получили образование в США. Информационные технологии оказались наиболее действенным оружием наркобаронов в войне с правоохранительными органами. По мнению властей, это одна из главных причин, по которым поставки кокаина в США за последние четыре года выросли вдвое. И главная проблема состоит в том, что в отличие от правоохранительных органов, наркодельцы никогда не беспокоятся о бюджете и, стало быть, могут позволить себе любые технологии, оборудование и специалистов.

 

Этапы развития экономики таможенного дела

Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела

Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук

Экономические учения и таможенная политика

Единое экономическое пространство страны. Государственная и таможенная граница

Свободные экономические зоны и таможенное регулирование в ОЭЗ

Оффшорные зоны

Особые экономические зоны и таможенные режимы

Таможенные пошлины

Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости

Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров

Способы исчисления таможенной стоимости товаров

Понятие и сущность трансакционных издержек

Виды трансакционных издержек в таможенном деле

Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях

Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.

Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами

Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов

Создание Всемирной торговой организации (ВТО)

Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды

Методы контрабанды

Меры по предотвращению контрабанды

Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом

Теоретические аспекты таможенно-валютного контроля

Таможенный валютный контроль в Российской Федерации

Осуществление валютного контроля во внешнеторговых операциях

Таможенная инфраструктура: элементы и целевое назначение

Таможенные брокеры и их задачи

Таможенные перевозчики

Интернет-ресурсы таможенных органов

Формирование таможенных союзов

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.