Экономические предпосылки возникновения таможни и развития таможенного дела (Часть 1). Этапы развития экономики таможенного дела

Этапы развития экономики таможенного дела

Этапы развития экономики таможенного дела

Отдельные элементы таможенного дела применялись на самых ранних этапах развития человеческой цивилизации. С возникновением первых государственных образований Древнего мира – таких, как Египет, Финикия, Крит, Микенская Греция – стала использоваться практика установления территориальных и торговых границ, взиматься плата за пересечение экономических рубежей по суше или водной поверхности. Такая плата получила название пошлина, которая наряду с налогами стала составлять экономическую основу существования государства.

Во II тысячелетии до н.э. плата вносилась нечеканными слитками из меди или благородных металлов (применялась также система взимания пошлины в натуральном выражении), а с 700 г. до н.э., с появлением в Лидийском царстве первых монет, стала осуществляться в денежной форме.

Ввозные и вывозные пошлины устанавливались в Древней Греции со времен Гомера (т.е. с VIII в до н.э.), преимущественно в виде пошлины на морскую торговлю. Особое развитие практика взимания пошлин получила в Афинах с конца V века до н.э. В эллинистических государствах, особенно в Египте, пошлины составляли важную часть государственного дохода (их размер доходил до 50% стоимости товара). В Римской империи пошлины (portoria) вносились при пересечении государственной границы; их взимание отдавалась на откуп частным лицам. Таможенные границы были установлены также между некоторыми провинциями. Кроме того, правом взимать ввозные и вывозные пошлины обладали некоторые города.

В раннеимператорскую эпоху размер пошлины у римлян составлял обычно 2-2,5%, в Сирии и Египте – 25% стоимости товара. В позднеантичный период на всей территории Восточной Римской империи была установлена единая пошлина в 12,5%.

Невысокая унифицированная пошлина послужила мощным катализатором развития международных торгово-экономических отношений. В пределах Римской империи торговля достигла невиданного ранее размаха. Она простиралась временами от Англии до Индии и Китая, от Северной Европы до Северной Африки.

С распадом римской империи международная торговля пошла на убыль. Причиной тому послужили такие факторы, как:

  1. раздробление империи с единым центром власти на множество малых государств и княжеств со своим собственным торговым и таможенным режимом;
  2. снижение безопасности торговых путей;
  3. различия в законодательстве тех государственных образований, по территории которых пролегали торговые пути.

Кроме того, товарообмен значительно осложняла монополизация всех сфер торговли и промышленности. Как известно, еще в Византийской империи для регулирования ремесленного производства императорами были созданы корпорации ремесленников. При помощи корпоративного режима государство пыталось регламентировать производство и развивать ремесла. Эти же корпорации в форме гильдий и цехов перешли в эпоху средневековья;1 обычно им принадлежала какая-либо монополия или привилегия, в городе или вне его, купцам – торговая, ремесленникам – промышленная. Ремесленные цехи брали на себя ответственность за доброкачественность изделий своих членов и устраняли производство тех же изделий среди вольных граждан. Сапожники, ткачи, кузнецы, плотники и всякие другие мастера, организованные в цехи, имели между собой соглашения относительно размеров своего производства и количества рабочих сил, качеств и сортов сырых материалов, цен на них, видов готовых продуктов и цен на них. Некоторые корпорации имели монополии по сбыту в одних местностях, другие – в других. Для посторонних устанавливались дополнительные сборы, пошлины, устраивались таможенные заставы. Каждый город, каждая местность имела свои права и привилегии, свои корпорации, пользовавшиеся монопольным положением.

Такое корпоративно-цеховое устройство системы экономических отношений крайне негативно влияло на свободу передвижения товарных и финансовых потоков, тормозило торговлю. Кроме того, средневековую сухопутную торговлю значительно осложняли таможенные пошлины, которые первоначально вводились с целью образования фонда для постройки дорог и мостов, а также их поддержания в исправном состоянии. Однако постепенно феодалы-землевладельцы превратили таможенные пошлины в источник доходов своей казны. К началу IX в. злоупотребления пошлинами достигли такого масштаба и сделались такими обременительными для торговли, что император Карл Великий повелел в 806 и 809 гг. прекратить взимание всех пошлин и разрушить таможни. Однако уже к концу XII в. таможенные сборы вновь были в полном ходу и являлись частью права дворянства; все дороги и реки были усеяны таможенными заставами, которые зачастую были укреплены и охранялись вооруженными людьми.

Вторым затрудняющим торговлю фактором было право охраны (Geleitswesen). Первоначально право давать охрану проезжающим и купечеству принадлежало императорским властям, но уже в XIII в. оно стало принадлежностью всякого владетельного князя. По этому праву князья могли взимать с проезжающих определенную сумму денег, взамен которой обязывались обеспечить безопасность проезжающим и их грузам. Вначале это право было большим благом для развития торговли, однако впоследствии трансформировалось в произвол. Иногда князья, взяв деньги, потом сами грабили проезжавших. Дело дошло до того, что император Фридрих II разрешил купцам вооружаться, а для безопасности купечество объединялось в караваны.

С течением времени ученые и государственные деятели стали задумываться над способами наилучшей организации таможенного дела, над экономическими основами функционирования таможенной службы, которая стала действенным инструментом и проводником хозяйственной политики государства. С появлением первых систематизированных экономических учений таможенная практика стала напрямую увязываться с тем или иным курсом правительства, пытающегося решить проблемы повышения благосостояния страны и общества.


1 В Западной Европе уже к Х в. образуются ассоциации купцов для предоставления друг другу помощи при провозке товаров по мало защищенным в то время от разбоя большим дорогам. Эти ассоциации в дальнейшем преобразуются в особые корпорации, называвшиеся торговыми или купеческими цехами или гильдиями. Впервые купеческие гильдии появились в Англии, но уже с XIII в. начинается активное их распространение в Германии, Франции и других странах и городах Европы.

 

Этапы развития экономики таможенного дела

Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела

Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук

Экономические учения и таможенная политика

Единое экономическое пространство страны. Государственная и таможенная граница

Свободные экономические зоны и таможенное регулирование в ОЭЗ

Оффшорные зоны

Особые экономические зоны и таможенные режимы

Таможенные пошлины

Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости

Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров

Способы исчисления таможенной стоимости товаров

Понятие и сущность трансакционных издержек

Виды трансакционных издержек в таможенном деле

Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях

Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.

Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами

Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов

Создание Всемирной торговой организации (ВТО)

Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды

Методы контрабанды

Меры по предотвращению контрабанды

Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом

Теоретические аспекты таможенно-валютного контроля

Таможенный валютный контроль в Российской Федерации

Осуществление валютного контроля во внешнеторговых операциях

Таможенная инфраструктура: элементы и целевое назначение

Таможенные брокеры и их задачи

Таможенные перевозчики

Интернет-ресурсы таможенных органов

Формирование таможенных союзов

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.