Трансакционные издержки в таможенных операциях (Часть 3). Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях

Способы минимизации трансакционных издержек

Способы минимизации трансакционных издержек

Высокие трансакционные издержки в значительной степени затрудняют осуществление экспортно-импортных операций, снижают эффективность бизнеса, тормозят экономическое развитие страны. Подобно тромбам в кровеносной системе больного, трансакционные издержки осложняют международный обмен, ухудшают «экономическое здоровье» государства.

Учитывая это обстоятельство, правительства и таможенные службы большинства стран мира предпринимают усилия в направлении снижения трансакционных издержек во внешнеэкономических операциях, пытаясь снизить негативные эффекты от их действия.

Способы и направления действия государственных структур и бизнеса по снижению трансакционных издержек весьма разнообразны и многоплановы, включают в себя организационные, управленческие, технические и правовые мероприятия. Остановимся на анализе подобных мероприятий более подробно.

1. Автоматизация деловых процессов. Прохождение таможенной границы государства связано с соблюдением предусмотренных формальностей по надлежащему декларированию грузов, оформлению необходимых документов, уплатой налогов и пошлин, осуществлению таможенного досмотра и прочих процедур. Подчас проведение рутинных операций неоправданно затягивается, грузы и транспортные средства вынужденно простаивают, у таможенных пропускных пунктов выстраиваются очереди. Непроизводительные простои и продолжительное оформление необходимых товарно-транспортных документов ведет к порче товаров, потерям в виде упущенной выгоды, замедлению оборачиваемости капитала.

Высокие трансакционные издержки, связанные с недостаточной скоростью прохождения через таможню необходимых документов, с информационно-поисковыми, техническими и контрольными процедурами, можно снизить за счет применения современных компьютерных технологий, техники и специального программного обеспечения.

Общение таможенных органов с предприятиями-участниками внешнеэкономической деятельности и иными заинтересованными сторонами переводится ныне на новую основу, базой которой являются компьютерные сети (в том числе сеть Интернет), системы электронного документирования и архивирования данных, электронно-цифровых подписей и платежей. Использование стандартных отчетных форм и унифицированных процедур позволяет автоматизировать расчеты, движение финансовых и товарных потоков, разрешительные и контрольные процедуры, снизить трудозатраты и количество занятых рутинными операциями работников.

Конечно, создание необходимой инфраструктуры, аппаратных и программных комплексов, баз данных и других средств связи требует значительных инвестиций. Однако капиталовложения, сделанные в таможенную инфраструктуру и персонал, быстро окупаются за счет снижения трансакционных издержек и повышения эффективности экспортно-импортных операций.

2. Консалтинговая деятельность таможни. Изменения в таможенном законодательстве, подзаконных актах, правилах прохождения таможенных процедур не всегда оперативно доходят до участников внешнеэкономической деятельности. Нередко предприниматели и предприятия испытывают трудности в понимании тех или иных норм таможенного кодекса, толкований правил оформления товаров, заполнения отчетных форм, взаимодействия с подразделениями таможенной службы. Непонимание или незнание таможенных норм и правил приводит к ошибочным действиям, потере времени и денежных средств.

Снизить трансакционные издержки, вызванные незнанием и ошибками, призвана консультационная деятельность специалистов таможни, которые при обращении к ним заинтересованных лиц, разъясняют смысл тех или иных положений и процедур, которые необходимо выполнить.

В мировой практике используются разные системы консультирования участников внешнеэкономической деятельности, основанные на возмездном или безвозмездном способе предоставления услуг.

Федеральная таможенная служба России оказывает консультационные услуги коммерческим предприятиям и индивидуальным предпринимателям бесплатно, руководствуясь соображениями улучшения взаимопонимания между государством и бизнесом, а также в целях снижения трансакционных издержек.

3. Экономические и организационные способы снижения трансакционных издержек в таможенных органах. Одной из главных проблем в деле снижения трансакционных издержек при пересечении таможенных границ государства товарными потоками является проблема «внутреннего предпринимательства», когда сотрудники таможни стараются извлечь из своих должностных полномочий дополнительные доходы. Способы и направления борьбы с этим явлением вытекают из анализа причин, порождающих поборы. Укажем основные векторы преодоления «внутреннего предпринимательства» в таможенных органах, используемых в мировой практике.

Экономическое направление. Весьма часто на путь поборов сотрудников таможни толкает невысокая заработная плата. Пытаясь улучшить свое материальное положение с помощью различного рода ухищрений и взяток, таможенники увеличивают личный совокупный доход. Иногда в такого рода деятельность втягиваются целые группы сотрудников таможни разного уровня, образуя преступные сообщества. Борьба с организованными группами более сложна по сравнению с отдельными проявлениями взяточничества работниками таможенных органов.

Не допустить проникновения духа мздоимства и формирования организованных преступных групп возможно при помощи достойной оплаты труда сотрудников таможни. Как показывает мировая практика, с повышением уровня оплаты труда таможенники начинают больше дорожить своим рабочим местом, меньше вступают в контакты с взяткодателями, чаще сообщают руководству о поступающих предложениях денежных средств в связи с коррупционными действиями. В то же время следует констатировать, что простое увеличение оплаты труда не исключает продолжения поборов; этот инструмент более эффективен в комплексе с другими организационными и правовыми мерами.

— Организационное направление. Снизить уровень «внутреннего предпринимательства» в таможенных органах удается при помощи ряда организационных мероприятий, которые включают в себя «информационную открытость» (транспарентность) отношений, внутренний контроль (включая периодическую проверку сотрудников на полиграфе — детекторе лжи), рациональное распределение должностных полномочий.

Как видно из направлений деятельности организационного преодоления поборов в рядах сотрудников таможни, все они непосредственно следуют из побудительных причин противозаконной деятельности данного вида. Если теневые договоренности с представителями бизнеса происходят тайно, скрытно от внешнего наблюдателя, то информационная прозрачность отношений сильно затрудняет преступную деятельность. Внеплановые проверки, аудит и ревизии также способствуют выявлению криминала при составлении и ведении товарно-транспортных документов, деклараций, свидетельств о надлежащем качестве (сертификатов качества) и происхождении товара.

Весьма важным является вопрос о распределении должностных полномочий и системе принятия решений о задержании или конфискации груза. С одной стороны, чрезмерные полномочия сотрудников таможни могут стать причиной произвола и поборов, с другой — недостаток полномочий может сильно затруднить выполнение своих обязанностей таможенниками.

Выбор наиболее оптимального соотношения круга полномочий и ответственности, системы принятия решений без волокиты и с процедурами контроля — одна из сложных задач в таможенном деле.

Выработка кодексов корпоративной этики. В определенной мере снизить трансакционные издержки в таможенных структурах можно при помощи формирования определенной организационной культуры и кодексов корпоративной этики. Профессиональные таможенные сообщества в рамках внутреннего саморегулирования деловых и управленческих процессов создают надлежащие условия для внедрения в сознание сотрудников определенных этических норм и правил поведения, препятствующих мздоимству, формирующих высокий уровень правосознания и атмосферу нетерпимости к любым проявлениям келейности, безответственности и попустительства правонарушениям.

Национальные союзы и ассоциации таможенных служб, а также международные объединения таможенников определяют для своих членов свод правил и этических норм, которые одобряются всеми членами организации. К нарушителям кодексов корпоративной этики применяются различные санкции (предупреждение, штраф, исключение из профессионального объединения), которые принимаются общим консенсусом. Чаще всего исключение из членов профессионального сообщества таможенников означает невозможность профессиональной карьеры.

Выработка адекватных законодательных норм. В деле снижения трансакционных издержек значительную роль играет качественная законодательная база внешнеэкономических операций и выверенное таможенное право. Экспертизе на антикоррупционность принимаемые законы и подзаконные акты должны быть подвергнуты еще на стадии проектов. Неопределенность процедур, размытость и неоправданная затяжка сроков рассмотрения тех или иных вопросов должностными лицами, чрезмерные полномочия сотрудников таможни необходимо заменить четкими и недвусмысленными указаниями на должный порядок и последовательность действий. Умышленные проволочки и препоны участникам внешнеэкономической деятельности под предлогом исполнения законодательства без убедительной мотивировки устраняются также из действующих правовых актов путем их периодической корректировки с учетом изменений в хозяйственной практике.

Современная законодательная и нормативная база внешнеэкономических и таможенных операций предусматривает также компенсацию ущерба юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, за неправомерные действия государственных служащих и сотрудников таможни. Неправильные начисления таможенных пошлин, суммы налогов и сборов, искусственная задержка или необоснованная конфискация грузов оспариваются участниками внешнеэкономической деятельности в судебных инстанциях, в результате чего им возмещается понесенный материальный и моральный ущерб.

Совершенствуя правовую базу, законодателям нельзя допускать и другой крайности, лишая необходимых полномочий должностных лиц таможенных органов на всех уровнях. Смещение баланса сил и интересов в пользу негосударственного сектора чреват значительными экономическими потерями для государства, проникновением на таможенную территорию страны низкокачественных и опасных товаров. Поэтому при решении основной задачи по снижению трансакционных издержек в экспортно-импортных операциях и таможенном деле законодателям нельзя выпускать из поля зрения и задачи иной направленности. Подобная многовекторность и разноплановость критериев формирования качественной правовой базы таможенного и связанного с ним законодательства делает работу по совершенствованию каждого отдельно взятого закона сложной и кропотливой. Здесь необходимо постоянное изучение национальной и международной хозяйственной практики, тщательное рассмотрение предложений и законодательных инициатив всех заинтересованных сторон, слаженная работа бизнеса и государственных структур.

 

Этапы развития экономики таможенного дела

Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела

Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук

Экономические учения и таможенная политика

Единое экономическое пространство страны. Государственная и таможенная граница

Свободные экономические зоны и таможенное регулирование в ОЭЗ

Оффшорные зоны

Особые экономические зоны и таможенные режимы

Таможенные пошлины

Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости

Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров

Способы исчисления таможенной стоимости товаров

Понятие и сущность трансакционных издержек

Виды трансакционных издержек в таможенном деле

Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях

Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.

Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами

Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов

Создание Всемирной торговой организации (ВТО)

Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды

Методы контрабанды

Меры по предотвращению контрабанды

Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом

Теоретические аспекты таможенно-валютного контроля

Таможенный валютный контроль в Российской Федерации

Осуществление валютного контроля во внешнеторговых операциях

Таможенная инфраструктура: элементы и целевое назначение

Таможенные брокеры и их задачи

Таможенные перевозчики

Интернет-ресурсы таможенных органов

Формирование таможенных союзов

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.