Потребности и интересы

Каждому отдельно взятому живому организму что-то требуется для существования и поддержания жизнедеятельности. Растениям необходима влага и солнечная энергия, животным – питание, благоприятные условия существования и возможность продолжения рода. Человеку нужно гораздо большее, чем просто питание и удовлетворение биологических потребностей. Ему требуется безопасность, общение, комфортный дом, деньги и товары, которые на них можно приобрести. Но и этого мало. Людям нужна любовь, дружба, вера, осознание собственной значительности, самоуважение. Необходимы также такие, казалось бы, абстрактные вещи как искусство, живопись, кино, музыка, знания, духовное совершенствование.

Всю эту разнородную массу нужд и желаний принято называть потребностями. В более точной формулировке потребности – это нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития индивида, группы или общества в целом.

Принято различать биологические, экономические, духовные и социальные потребности.

К биологическим потребностям относят необходимые для поддержания жизни и здоровья атрибуты – полноценный сон, пища, вода, чистый воздух, витальные (элементарные) блага. Для людей с ограниченными способностями или инвалидов с детства нужны также лекарства, врачебные консультации, уход.

К разнообразной гамме духовных потребностей можно отнести чтение книг, образование и самообразование, музыку, театр, культурные и религиозные мероприятия. Для определённой части общества (верующих людей, священников, монахов) духовные потребности являются высшим приоритетом.

Социальные потребности – это желание общаться с кругом тех людей, которые приятны индивиду, принадлежать к определённой социальной или профессиональной группе (учёных, музыкантов, военных, госслужащих, предпринимателей и проч.), путешествовать, контактировать с жителями других стран, осуществлять виртуальное общение в социальных сетях.

Как отдельную группу потребностей можно выделить творческие запросы и потребность в достижениях. Представители многих профессиональных сообществ, одарённые дети, молодёжь и взрослые зачастую испытывают желание написать стихи, картину, книгу, сыграть в спектакле или кинофильме одну из ролей, победить в конкурсе танцоров, певцов или юмористов. Для атлетов вполне естественным считается потребность в достижениях, рекордах, победах на соревнованиях всех уровней.

Экономические потребности также очень важны для людей, так как именно потребности стимулируют людей на занятие бизнесом, учёбу, интенсивный труд, зарабатывание денежных средств. Деньги в рыночной экономике представляют собой «чеканную свободу», то есть служат базой для удовлетворения всех иных потребностей.

Для экономических систем и процессов действует особый закон, именуемый законом возвышения потребностей. Суть его состоит в том, что даже в тех странах, где достигнут очень высокий уровень благосостояния, люди хотят ещё большего. Например, в настоящее время в России пенсия по старости невелика (около 200 долл.), а пенсионный возраст власти планируют увеличить до 65 лет для мужчин и женщин. Но даже там, где пенсия велика – как в ОАЭ, где она не может быть ниже 4 тысяч долл. США, а для людей с пенсионеров образованием – 10 тысяч долларов, люди хотят большего (подробнее см. здесь).

В некоторых социально-экономических системах как идеальная цель провозглашался принцип: «От каждого по способностям, каждому – по потребностям». Так должны были жить советские люди в коммунистическом будущем.

Перейдём теперь к понятию интереса. Сам термин «интерес» происходит от латинского слова interest – иметь значение, важно. В повседневной практике именно интерес выступает реальным движителем тех или иных действий, является истинной причиной социально-экономических явлений и событий. Французский философ Гельвеций усматривал в категории интереса фундаментальную основу этики, политики, экономики, общественного устройства в целом. В частности, в трактате «Об уме» он писал: «Если физический мир подчинён закону движения, то мир духовный не менее подчинён закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».

Различают индивидуальные и коллективные интересы.

Индивидуальные интересы присущи отдельно взятым людям. Человек может быть заинтересован в надлежащем воспитании детей, обеспечения себе и своей семье высокого уровня жизни, достижения карьерных вершин, известности, богатства, славы.

Коллективные интересы могут представляться каким-либо политическим классом, партией, предпринимательскими сообществами, профсоюзами, общественными объединениями.

Необходимо также отметить, что есть интересы, общие для всего человечества – например, противостояние изменениям климата, глобальному потеплению, падению на Землю крупных метеоритов. На основании балансирования разнородных интересов создаются международные организации – например, ВТО, ЮНЕСКО, ВОЗ, ООН.

Мировоззрение, его виды и формы

Самосознание индивида и социальное поведение

Индивидуальное и общественное сознание

Природное и общественное в человеке

Образование и самообразование

Наука и её особенности

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Социальные институты общества

Системное строение общества

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Потребности и интересы

Мышление и деятельность

Истина, её относительность. Критерии истины

Виды знаний

Рынок и рыночный механизм

Экономические системы и собственность

Факторы производства и факторные доходы

Экономика и экономическая наука

Рациональное поведение экономических субъектов

Мировая экономика

Инфляция: причины и последствия

Рынок труда. Безработица

Ценные бумаги

Банковская система

Источники финансирования бизнеса

Финансовые институты

Постоянные и переменные затраты

Экономический рост и ВВП

Государственный бюджет

Спрос и предложение. Равновесная цена

Роль государства в рыночной экономике

Многовариантность общественного развития

Общественный прогресс: понятие и особенности

Мораль и её категории

Искусство и его виды

Религия как феномен культуры

Понятие власти

Глобальные угрозы XXI века

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.