Спрос и предложение. Равновесная цена

Основные параметры любого рынка – спрос, предложение и цена. Начнем с рассмотрения спроса. Каждый мог убедиться в том, что количество товаров, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем больше будет куплено при прочих равных условиях единиц этого товара.

Таким образом, между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара называется законом спроса. В графическом виде закон спроса может быть представлен следующим образом (см. рис.1).

Рис.1. График спроса

Рис.1. График спроса

Кривая спроса обычно обозначается буквой d (от англ. demand – спрос). Она показывает, что количество покупаемого товара Q и его цена Р находятся, как правило, в обратно пропорциональной зависимости: когда цена падает, количество покупок возрастает. Таким образом, мы можем сформулировать закон спроса следующим образом: если цена какого-либо товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. При этом предполагается, что все другие условия – доходы и вкусы потребителей, цены на взаимозаменяемые товары и т.п. остаются неизменными.

Теоретически, однако, возможен и вариант кривой спроса, имеющий «возрастающий» вид (как на графике 2). Речь в данном случае идет о так называемых «низших» товарах, т.е. таких, у которых нет товаров-заменителей (или товаров-субститутов), спрос на которые падает с ростом дохода (например, путешествия на автобусе при росте дохода заменяются поездками на собственном автомобиле). Хлеб, картофель, колбаса – низшие продукты.

Рис.2. Кривая спроса на товары Гиффена.

Рис.2. Кривая спроса на товары Гиффена.

Товары, спрос на которые растет даже при повышении цены на них, называются товарами Гиффена, по имени Роберта Гиффена (1837-1910), английского экономиста. Данное название вызвано следующими обстоятельствами: в 1848 г. в Ирландии был голод и люди питались в основном картофелем, который является низшим товаром. Цены на картофель постоянно возрастали, вследствие чего люди вынуждены были отказываться от других продуктов и благ и направлять все свои доходы на покупку картофеля, т.е. кривая спроса на картофель в тот период была возрастающей.

После того, как мы охарактеризовали спрос, который предъявляют покупатели, обратимся к другой стороне – к продавцам. Остановимся на графике предложения, под которым понимают соответствующее отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. В отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх (см. рис.3).

Соответственно, закон предложения можно сформулировать так: чем выше на рынке цены на какой-либо товар, тем большее количество данного товара готовы поставить на рынок производители и продавцы.

Рис.3. Кривая предложения

Рис.3. Кривая предложения

Для того чтобы установить, как определяется равновесная рыночная цена, необходимо объединить анализ спроса с анализом предложения. На рис.4 это показано в графической форме.

Рис.4. Формирование равновесной цены

Рис.4. Формирование равновесной цены

В точке С объем предложения равен объему спроса. При более низкой цене Р излишек спроса вновь будет толкать цену вверх, а при цене, выше равновесной, предложение будет чрезмерным, и цена будет снижаться.

 

Мировоззрение, его виды и формы

Самосознание индивида и социальное поведение

Индивидуальное и общественное сознание

Природное и общественное в человеке

Образование и самообразование

Наука и её особенности

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Социальные институты общества

Системное строение общества

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Потребности и интересы

Мышление и деятельность

Истина, её относительность. Критерии истины

Виды знаний

Рынок и рыночный механизм

Экономические системы и собственность

Факторы производства и факторные доходы

Экономика и экономическая наука

Рациональное поведение экономических субъектов

Мировая экономика

Инфляция: причины и последствия

Рынок труда. Безработица

Ценные бумаги

Банковская система

Источники финансирования бизнеса

Финансовые институты

Постоянные и переменные затраты

Экономический рост и ВВП

Государственный бюджет

Спрос и предложение. Равновесная цена

Роль государства в рыночной экономике

Многовариантность общественного развития

Общественный прогресс: понятие и особенности

Мораль и её категории

Искусство и его виды

Религия как феномен культуры

Понятие власти

Глобальные угрозы XXI века

Похожее ...

1 Комментарий

  1. Хорошее представление информации.Кратко и ясно.Отличная статья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.