Дороги как инфраструктура античности

Одним из главнейших достижений древнегреческой и римской цивилизации являются дороги с твёрдым покрытием. Именно они стали стержневым элементом экономической, военной и социальной инфраструктуры, на который нанизывались дополнявшие дороги институциональные нововведения – средства почтовой и курьерской доставки (грузов, людей, посланий), сервисного бизнеса (пунктов питания, ночлега, отдыха, обслуживания лошадей и повозок), складских помещений, охраны товаров и торговых караванов. Наконец, как мы отметим ниже, дороги стали проводником римской идеологии, достижений римской цивилизации, инструментом романизации местного населения и его элиты.

Конечно, не греки и римляне были изобретателями дорог. Уже в государствах древнего Востока и на Крите имелись мощённые проезжие дороги с каменными столбами для указания пройденного расстояния, станциями для смены лошадей, водосточными желобами, а в некоторых случаях (при неровном рельефе) – виадуками, служившими также мостами.

В Греции дороги известны с микенских времён. В Египте дороги были подъездными путями к крупным святилищам. Улицы греческих городов представляли собой узкие, извилистые дороги, круто поднимавшиеся к акрополям. Лишь после Гипподама из Милета, первого теоретика градостроительства, разработавшего план застройки Пирея, начали заботиться о создании правильной системы дорог – улиц, пересекавшихся под прямым углом. В строительстве города Фурии Гипподам воплотил свой принцип в идеальном варианте, разделив город на 16 частей.

В греческих городах дороги, особенно на крутых подъёмах, были замощены (за счёт владельцев прилегающих участков), снабжены водосточными желобами и пешеходными тротуарами, а иногда и колеями для движения повозок (чаще всего днём повозкам двигаться по дорогам не разрешалось). Важные улицы, как и крупные дороги, имели названия – либо по профессии ремесленников, живших вдоль них, либо по имени близлежащего храма.

Однако лишь римляне стали поистине мастерами дорожного дела. Уже Законы 12 таблиц определяли нормы ширины дорог. В 321 году до н.э. Аппиева дорога, соединявшая первоначально Рим с Капуей, имела каменное мощение. Затем эта 220-километровая была проложена до Брундизия.

Все римские дороги постоянно расширялись и благоустраивались, вдоль них создавались почтовые станции, постоялые дворы, сторожевые заставы, мильные столбы (см. рис.1), мосты, виадуки. В случае необходимости даже пробивались туннели.

Рис.1. Поперечный разрез римской дороги

Дорожная администрация была подчинена специальной коллегии (лат. Quattuorviri viarum curandarum – Коллегия четырёх мужей для надзора за дорогами). Во времена Империи дорогами государственного значения ведал специальный прокуратор.

Строительство дорог в покорённых областях служило военно-политическим и пропагандистским целям – вдоль таких дорог романизация шла интенсивнее, чем в отдалении от них. Сеть римских дорог (с побочными ответвлениями 2-го и 3-го порядка) имела длину около 80 тысяч километров. Для путешественников имелись дорожные путеводители и перечни дорог.

Достижения римлян в строительстве дорог не были превзойдены в течение полутора тысяч лет. Это касается как искусства выбора трассы для будущих дорог, так и их соответствие условиям почвы и строительным материалам. В технологическом отношении римляне стремились строить дороги с пятислойной структурой. Представляют интерес альпийские дороги римлян.

Особым достижением стало превращение древнеегипетского караванного пути в римскую дорогу, пересекшую пустыню от Антинополя до Красного моря. На некоторых дорогах взималась дорожная пошлина, но были и такие времена, когда дорогами пользовались бесплатно.

На римских дорогах использовались дорожные указатели. По некоторым данным, каменные столбики с указанием расстояний были установлены ещё при ассирийском царе Саргоне (конец 8 века до н.э.). Но если в Персии и Греции они не получили широкого распространения, то римляне через каждую тысячу двойных шагов (милю) устанавливали дорожные указатели. Было обнаружено свыше 5 тысяч таких столбиков.

Дорожные указатели представляли собой каменные колонны выше человеческого роста с датами проведения или выравнивания этой дороги, а также указаниями расстояний до ближайших населённых пунктов и Рима (1 миля = 1 тысячи двойных шагов = примерно 1,5 км). В самом Риме по приказу Августа на позолоченном верхе так называемого Золотого дорожного указателя был дан перечень важнейших дорог Рима.

 

См.: Словарь античности.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.