Семейный бизнес в экономике античности

Основной социальной и экономической единицей в Древнем Риме был особый институт, который мы сейчас назвали бы кланом или семейной корпорацией. Но в те времена такой непотический союз, в который принимались некровные родственники посредством усыновлений и неформальных процедур, именовались фамилиями. Они сложились как распространённая структура к III веку до н.э.

Ныне понятие фамилии имеет более узкий смысл в связи с демократизацией общества и приданием законодательных прав всем членам семьи, включая детей. В эпоху античности в Древней Греции и Риме основу власти главы дома (греч. kirios, лат. pater familias) составляло право собственности на всё имущество семьи – в том числе на средства производства, торговые помещения, запасы продуктов и товаров, рабов-ремесленников и прислугу, земельные наделы и прочее.

В то же время фамилия представляет собой культовую общину (см. рис.1), поклоняющуюся домашним богам (до сих пор мы говорим «возвращаемся к родным пенатам», почти не помня, что пенаты – это домашние боги). В семейно-культовую общину входили члены фамилии, подчинявшиеся хозяину дома – жена, дети, рабы, близкие и дальние родственники, усыновлённые и удочерённые лица. Как известно, в Древнем Риме получил развитие институт усыновления императоров – если до 1-го века существовало династическое наследование трона, то начиная с периода правления Нервы (96 г.) и до времён Антонина Пия (181 г.) императоры предпочитали выбирать себе наследника через усыновление. Траян, Адриан, Марк Аврелий и другие были усыновлёнными императорами.

Рис.1. Функции античной фамилии

Рис.1. Функции античной фамилии

Рабы – а их было очень много – треть населения Древнего Рима, — также входили в состав фамилий. Причём рабы делали не только грязную и физически напряжённую работу (особенно в сельской местности), но и занимались интеллектуальным трудом (воспитанием детей, музыкой, творчеством), а также экономической деятельностью. Б.С. Лапустин в этой связи указывает, что положение рабов-ремесленников в структуре фамилии и их связь с господином постепенно менялась. Изменялась и царившая там духовная атмосфера, а вместе с этим и отношение к ремесленникам в обществе. Жизнедеятельность римской семьи изначально неразрывно была связана с домашним ремеслом. Жёны и дочери вместе с рабынями на женской половине дома занимались прядением и ткачеством. Это считалось залогом царящей в семье моральной чистоты. С ростом фамилии появились профессиональные ремесленники. Поэтому рабы, занятые прядением и ткачеством, в период Поздней республики и Принципата в составе фамилии — обычное дело. В колумбарии знатной семьи Статилиев Тавров найдены погребения восьми прях и двух ткачей: рабыни и раба. К ним прибавились хлебопеки (pistores), которые мололи муку и пекли хлеб. Изготовлением сукна и стиркой одежд занимались фуллоны, были свои плотники, каменщики, работники по металлу и мастеровые (fabri), обученные различным специальностям. В течение года для них всегда находилась какая-то работа по изготовлению необходимого, а также ремонту дома и починке различной утвари и одежды.

Вместе с бурным развитием ремесла во II—I вв. до н. э. изменялись положение и формы связи рабов-ремесленников с господином. Содержать квалифицированного работника, которого лишь время от времени привлекали для работ, было обременительно. Поэтому практиковалась сдача рабов-ремесленников внаём. Раб получал в качестве пекулия инструменты для работы, а то и целую мастерскую или лавку, и обязан был приносить хозяину оговоренную часть заработка. На сдаче в наём рабов, обученных строительному делу, Красс сколотил значительную часть своего состояния. Рабы-ремесленники быстро приносили большой доход, что порой толкало знать на преступные действия. Печально известный наместник Сицилии Гай Веррес отбирал у жителей провинции рабов-ремесленников и устраивал мастерские: по изготовлению серебряной посуды, ткацкие и красильни. В специально организованных мастерских трудились как собственные рабы хозяина, так и наёмные.

Таким образом, мы можем констатировать, что в античности главнейшую экономическую роль играли фамилии, вне которых не могли существовать ни вольноотпущенники (которые продолжали экономические отношения с бывшими патронами; если они этого не делали, то могли быть вновь обращены в рабство), ни свободные граждане. Индивидуум как таковой почти немедленно поглощался каким-либо сообществом или переставал существовать как таковой.

 

Лапустин Б.С. Римская фамилия и новый подход к истории экономики Древнего Рима //Вестник МГИМО. – 2009. — №5. – С.1-5.

Экономика античности: институты семьи и рабства

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.