Мифологический этап в истории экономических учений

Общераспространенным считается мнение о том, что первой теоретической школой экономики стал меркантилизм, о котором подробнее мы поговорим ниже. Однако гораздо более древним и устоявшимся течением является другая школа, которая к моменту формирования меркантилизма существовала около двух тысячелетий. Причем под словом «школа» мы будем понимать не некий коллектив ученых-современников, работающих совместно где-либо, а определенную плеяду идейных единомышленников, придерживающихся сходных взглядов на экономику и способы приумножения капитала.

Самой ранней теорией и практикой обретения богатства, зародившейся еще в древнем мире, следует считать мистическую теорию. Ее общая концепция базируется на особых представлениях и категориальном аппарате, который в значительной степени отличается от общепринятых дефиниций современной экономической науки.

Еще в ранней античности философы и ученые пытались найти основные субстанции, которые, комбинируясь, образовывали всё сущее. Для физического мира это были земля, воздух, огонь и вода. Для сферы хозяйства, торговли и ремесел это было золото, удача, провидение, помощь высших (мистических) сил.

В своем развитии мистическая теория прошла несколько важнейших этапов:

Мифологический – когда купцы, ремесленники и торговцы уповали на божественные силы в лице различных богов – Плутоса, Меркурия, Волоса, Мамоны и др.

Протонаучный (околонаучный), в течение которого жрецы, философы, алхимики и маги пытались найти способ получения золота из неблагородных металлов. Поиск такого способа или магической субстанции (магистерия, философского камня) продолжался на протяжении многих веков и продолжается поныне.

Экстрасенсорный – этап современной интерпретации мистической теории, согласно которому люди, наделенные особыми талантами и эзотерическими способностями (экстрасенсы), способны открывать для желающих «денежные каналы», создавать посредством магических ритуалов и общения с потусторонними силами благоприятные условия для предпринимательства, быстрого обогащения, удачи в коммерческих начинаниях.

Обратимся к более подробному рассмотрению основных вех мистической теории.

Во времена раннего развития человеческой цивилизации науки о богатстве и хозяйственной деятельности не существовало. Впервые попытался отграничить предпринимательство от экономики попытался древнегреческий философ Аристотель в IV веке до н.э. В труде «Политика» он отграничивает науку об обогащении – хрематистику, от учения о рациональном способе хозяйствования.

Хрематистика или теория предпринимательства в период античности только начинала складываться. Собственно, это была даже не теория, а система сходных взглядов на возможные пути индивидуального обогащения. На этом поприще у разных народов были общие воззрения, заключавшиеся в безусловной вере в существование высших сил, вмешивавшихся в судьбы отдельных людей.

По желанию богов и духов можно было разбогатеть или напротив, стать нищим. С помощью мистических сил люди избегали опасностей и коммерческих рисков. Удача сопутствовала тем, кому помогали боги.

Для удачного ведения бизнеса надо было лишь обратиться с просьбой к потусторонним силам и узнать волю богов от волхвов, магов, пифий или авгуров. Во времена Древней Греции и Римской империи мало какие коммерческие и военные начинания обходились без божественных знаков и предсказаний будущего.

В эпоху Средневековья простые верования в силу потусторонних сил начинают подкрепляться научным поиском. Так как мерилом всех богатств и универсальным эквивалентом денег было золото, то основной вектор искателей благосостояния и личного обогащения сосредоточился на способах получения благородного металла из любых других веществ – главным образом, из ртути, олова, свинца.

Алхимики из разных стран и сословий пытались найти магистерий, который бы обращал все вещества в золото – подобно тому, как это делал мифический царь Мидас, наделенный данным качеством по воле богов.

Конечно, не все алхимики жаждали баснословного богатства, которое давало золото. Но именно алхимики стали на путь практического поиска путей личного обогащения посредством всевозможного экспериментирования. Это уже была не голая вера в силу потусторонних сил; в битву за богатство вступил разум и сугубо научный подход.

К сказанному необходимо добавить, что, например, один из величайших учёных XVII  и XVIII вв. Исаак Ньютон был не только выдающимся физиком и математиком, но и алхимиком, оккультистом, мистиком, который в затворничестве проводил массу опытов и искал тайные смыслы в Библии.

Несмотря на скептическое отношение к существованию потусторонних сил большого количества людей, современная мистическая теория бизнеса продолжает существовать и развиваться. Теперь она в большей мере концентрируется на экстрасенсах, способных общаться со  сверхъестественным на биоэнергетическом уровне, не доступном обычным людям.

Индивиды с паранормальными способностями могут психологически и ментально так воздействовать на своих подопечных, что открывают им новые возможности в коммерческих делах, взаимодействии с партнерами, появлении новых продуктивных идей, открытии «денежных каналов». Соответственно, на конкурентов и потребителей также можно воздействовать в том или ином направлении через ментальное или астральное пространство.

Во многих аспектах экстрасенсорика сама стала частью бизнеса, когда за оговоренную сумму можно воздействовать на конкурентов, отводить удачу, «наводить порчу». Теперь многие бизнесмены носят с собой особые обереги и амулеты, следят за «знаками судьбы», подсказками интуиции, обращают внимание на приметы, освещают новые бизнесы и т.д.

Конечно, многие наши современники считают подходы мистической теории бизнеса абсолютной утопией и играми детского разума. Однако есть и явные сторонники данной доктрины, считающие ее очень серьезным фактором в предпринимательском деле. Исследования ВЦИОМ фиксируют, что в 2016 году 67% россиян верили в существование высших сил; в 1991 году таковых было 49%.

Доподлинно неизвестно, есть ли на самом деле бестелесные сущности и духи, помогающие в бизнесе. Однако известно совершенно точно, что немалому количеству бизнесменов становится психологически легче после встречи с экстрасенсами. В мистической теории бизнеса наука тесно соприкасается с верой, что и обеспечивает ей немалое число сторонников и в современной практике.

Мифологический этап в истории экономических учений

Эмпирический этап: в поисках науки о благосостоянии

Меркантилизм

Физиократы

Классическая школа (Часть 1)

Классическая школа (Часть 2)

Историческая школа

Маржиналисты

Экономические учения на базе христианства (Часть 1)

Экономические учения на базе христианства (Часть 2)

Анархисты

Социалисты

Троцкизм как экономическое учение

Кейнсианство

Институционализм

Монетаризм

Неомальтузианство и зелёная экономика

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.