Троцкизм как экономическое учение

Учение Маркса не было строгой экономической доктриной, следуя которой можно было строить социализм в отдельно взятой стране. Как научная теория марксизм содержал серьезные внутренние противоречия и «встроенные» ошибки, которые при внимательном рассмотрении становились очевидными как сторонникам, так и противникам марксизма.

В частности, К.Маркс закладывал в теоретическую платформу своего учения непримиримость противоречий между трудом и капиталом, в то время как умеренные социалисты называли это простым злоупотреблением, которое можно устранить с помощью законодательных решений.

Сомнительным теоретическим построением оказалась и теория прибавочной стоимости, вывод которой Маркс считал своим основным достижением в «Капитале». Но главное, выводы о создании революционных предпосылок в той или иной стране, явно противоречили практике. Маркс указывал, что могильщиком эксплуататорского класса станет пролетариат, то есть промышленные рабочие, которые появятся в результате индустриализации и промышленной революции в стране. Буржуазии будет нужно все больше рабочих, которые станут нещадно эксплуатироваться. Это вызовет обнищание трудовых масс и взрыв политической активности, которая перерастет в социальную революцию.

Однако пролетарская революция победила в России – типично аграрной стране с преобладающим крестьянским населением, которое, по мнению Маркса, недостаточно революционно. Согласно теории Маркса, революция должна была победить, например, в Англии или США, где противоречия между собственниками предприятий и наемными работниками должны быть максимально антагонистическими.

Таким образом, марксизм как научная доктрина явно давал сбои. Это, скорее, была особая «социальная религия», чем технология свержения эксплуататорских классов и основа формирования новых экономических отношений. Сам Троцкий впоследствии образно указывал на учение Маркса как идеологию. «Кто с помощью марксизма решил построить свечной завод – тот не знает ни марксизма, ни свечного производства» – заявлял Троцкий.

Марксизм пластичен, из него, как из глины, можно лепить разные теории и идеологические конструкции – в зависимости от национальных культур, традиций народов, обстоятельств и особенностей революционной ситуации.

Ленин говорил на этот счет, что марксизм не догма, а руководство к действию. Другими словами, можно использовать марксизм как теоретическую платформу, которую можно подводить под конкретный опыт, практику и определенную систему взглядов.

Л.Д.Троцкий (1879-1940)

Л.Д.Троцкий (1879-1940)

Именно этой позиции и придерживался молодой революционер Лейба Давидович Бронштейн, который позже стал известен всему миру как Лев Давидович Троцкий. Псевдоним «Троцкий» Бронштейн взял себе по фамилии тюремного надзирателя, находясь в заключении в Одессе.

Собственное понимание идей марксизма привело Троцкого к выдвижению теории «перманентной революции», которую он выдвинул еще в 1905 г. Суть концепции «перманентной» или «ползучей» революции заключалась в том, что вначале происходит буржуазно-демократическая революция, гегемоном которой выступает пролетариат. Далее буржуазная революция перерастает в революцию социалистическую, когда рыночные отношения отвергаются обществом как несправедливые и социально неприемлемые.

Троцкий считал ошибочными построения Маркса и Ленина о возможности победы революции в одной стране. Только одновременная революция во многих странах позволит создать новую экономику на базе планового хозяйства – считал Троцкий. Любую отдельно взятую страну с победившим социализмом объединившиеся капиталисты непременно задавят. «Мы начинаем и продолжаем борьбу на национальной почве в полной уверенности, что наша инициатива даст толчок борьбе и в других странах; а если бы этого не произошло, то безнадежно думать… что, например, революционная Россия могла бы устоять перед лицом консервативной Европы» — писал в 1917 г. Троцкий.

В концепцию перманентной революции Троцкий закладывал модель совсем другого человека, отличного от «хомо экономикус» маржиналистов, где каждый индивид максимизирует выгоды и избегает неэффективных затрат. В этом отношении Троцкий гораздо ближе к лидеру анархистов П.Кропоткину, который наделял людей «инстинктом солидарности» и приводил доказательства тому из мира людей и животных.

Троцкий сформировал новую конструкцию – «человека революционного». Каждый индивид, согласно воззрениям Троцкого, имеет стойкий этический императив «революционного горения», когда все мысли и помыслы личности подчинены идее создания нового общества, новой культурной и социально-экономической среды. Общественные интересы ставились гораздо выше личных, а скотские эгоистические инстинкты подавлялись совестью или внешней силой.

Памятуя о марксовом философском тезисе «бытие определяет сознание», Троцкий всячески пропагандировал тезис о воспитании масс в новом, революционном духе. В идеях самого Троцкого и его последователей мы уже не находим гуманизма французских социалистов-утопистов, или рассудительности английских политэкономов, на которых базировался марксизм (о теоретической базе марксизма Ленин написал в своем известном труде «Три источника и три составные части марксизма» — см. рис.1).

Рис.1. Теоретические основы троцкизма

Рис.1. Теоретические основы троцкизма

Место добровольности и сознательности труда в троцкизме занимает принуждение и концепция «милитаризации труда». Эту доктрину Троцкий впервые выдвигает в период «военного коммунизма», когда деньги почти полностью утратили свое значение, а трудовая повинность стала обычным явлением.

Впоследствии Троцкий решил преобразовать конную армию в армию трудовую. Командиры взводов и отделений становились десятниками и бригадирами в полевых и строительных бригадах, на предприятиях промышленности, транспорта и других отраслях хозяйства. Дезертирство в трудовой армии было значительным, и Троцкий приказал расправляться с беглецами и отказниками самым жестоким образом.

В своих трудах и выступлениях Троцкий всячески пропагандировал «внеэкономическое принуждение», которое характерно не только для военной экономики, но и для победившего социализма. В частности, Троцкий писал: «Вольнонаемный труд взорвал себя в империализме, и тем самым создались условия… для организации на принудительной общественной основе солидарности, т.е. на основе социализма».

Плановая социалистическая экономика базировалась, согласно теоретическим построениям Троцкого, на таких институтах, как нормирование и принудительное распределение государственного заказа по предприятиям и контингентам рабочих. Парадоксально, но при этом Троцкий всерьез рассчитывал на ударников труда, которые должны были получать заработную плату на общих основаниях. На этом поле у Ленина и Троцкого имелись существенные расхождения – Ленин отстаивал принцип дополнительного вознаграждения ударников труда, тогда как Троцкий считал, что это элемент буржуазной системы, которая является рудиментом прошлого.

«Казарменный социализм» Троцкого имел также характер перевоспитания масс в новом, глобальном масштабе. Подобно тому, как Платон предлагал на время брачного периода помещать вместе мужчин и женщин, а потом забирать новорожденных детей у матерей, чтобы родители не знали, кто их отпрыски – и тогда наступало подлинное равенство, Троцкий стремился полностью изжить в советском человеке чувство собственности и жажду наживы.

Его ультралевые принципы реализовывались в предлагаемой экономической политике «первоначального социалистического накопления». Согласно выдвигаемой доктрине, каждый рабочий должен осуществлять жесткое самоограничение, отказываясь от «излишнего» вознаграждения в пользу развития социалистического хозяйства. Все ресурсы должны быть направлены на инвестиции в светлое будущее. Экономить должна вся страна и каждый отдельный работник.

Сейчас мы отчетливо узнаем в идеях Троцкого политику чучхе, проводимую северокорейскими партийными лидерами в течение последних десятилетий. Железная дисциплина на производстве и в армии, единомыслие и коммунистическое мировоззрение масс – все это выводы троцкистского экономического учения.

Хорошо зная правящую элиту коммунистической партии и способы принятия решений, Троцкий дал точный анализ процессам бюрократизации большевистского движения, возвеличиванию отдельных вождей. По-видимому, Троцкий первым ввел в обращение термин «сталинизм» и «сталинщина» в его негативно окрашенном смысле. Он со свойственной ему эмоциональностью публично обличил Сталина, указав на то, что «сталинизм вырос путем разрыва с ленинизмом». При этом Троцкий убедительно это доказал с помощью исследования экономической политики Сталина 1925-1935 гг.

Обличения «сталинского бонапартизма» не прошли для Троцкого даром. В 1929 г. Троцкий был выслан из СССР. Но и после эмиграции Троцкий продолжал усиленно работать над своей теорией социалистического государства. Его идеи «перманентной революции» активно не нравились многим государственным деятелям из разных стран, которые считали их экстремистскими и террористическими. В то же время в своих публикациях Троцкий продолжал обличать Сталина и его режим, публикуя при этом компрометирующие советского вождя документы.

В итоге в 1940 году по приказу Сталина Троцкий был убит. Но его политическое и экономическое наследие не осталось забытым. Многие идеи Троцкого были взяты на вооружение отдельными политическими лидерами и законспирированными группами, которые и в настоящее время придерживаются теоретических подходов, разработанных Л.Д.Троцким.

Мифологический этап в истории экономических учений

Эмпирический этап: в поисках науки о благосостоянии

Меркантилизм

Физиократы

Классическая школа (Часть 1)

Классическая школа (Часть 2)

Историческая школа

Маржиналисты

Экономические учения на базе христианства (Часть 1)

Экономические учения на базе христианства (Часть 2)

Анархисты

Социалисты

Кейнсианство

Институционализм

Монетаризм

Неомальтузианство и зелёная экономика

Похожее ...

1 Комментарий

  1. Иван:

    Израиль стало террористическим государством. Но до сих пор умело скрывается за ширмой хорошего человека у которого есть право убивать несогласных с его политикой.
    Россия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.