Альтернативные экономические системы

Альтернативные экономики

Альтернативные экономики

Фокус нашего внимания при изучении микро и макроэкономики был обращен к рыночным хозяйственным системам как наиболее эффективным и распространенным в современном мире. Однако рыночными экономическими системами не исчерпывается все многообразие возможных способов ведения хозяйства. История знает и другие типы социально-экономических систем, основанные на различных теоретических, идеологических и теологических построениях.

Назовем основные из них.

1. Теократические социально-экономические системы. В основу построения теократических хозяйственных систем положено то или иное религиозное мировоззрение. Это могут быть государства, основанные на исламском вероисповедании, где основу социальной и экономической жизни составляют нормы шариата, следующие из священной книги мусульман Корана. Религиозная регламентация повседневной жизни может быть весьма строгой – женщины должны закрывать лицо специальными накидками или платками – паранджой, хиджабами или никабами, а их роль в экономике ограничивается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.

Банковская деятельность также нормируется предписаниями религиозного плана – ссудный процент признается ростовщичеством и тогда вся кредитно-финансовая сфера должна работать по иным правилам, нежели это принято в светских государствах.

Все основные политические и экономические решения принимаются только с одобрения религиозных лидеров – как это делается в современной Исламской республике Иран, где верховный аятолла имеет не меньшую власть, чем официально избранный президент страны.

На территории Италии существует теологическое государство Ватикан с верховной властью папы Римского и своей собственной финансовой системой. В основу всей жизни и деятельности Ватикана положена Библия. Все остальные правовые акты и экономические действия следуют из Библии или ее трактовок, сделанных отцами церкви. Отметим, что в средневековой Европе реальная экономическая, политическая и военная сила папы и духовенства зачастую была выше, чем власть монархов и королей. Не в меру самостоятельные суверены отлучались папами от церкви, что влекло за собой утрату политической и экономической власти [1].

На принципах теократического государства построена вся система экономических и политических отношений в современном Тибете, духовным лидером и фактическим президентом которого является Далай-лама. Народ, живущий в Тибете, признает Далай-ламу живым богом. Отсюда следуют его всеобъемлющие властные полномочия (не признаваемые руководством Китая).

Таким образом, мы можем констатировать, что альтернативные экономические и политические хозяйственные системы, основанные на религиозных верованиях, существуют и в настоящее время, уживаясь в глобальной экономике с рыночными системами.

2. Националистические социально-экономические системы. Идейной основой создания систем данного типа является убежденность какой-либо нации или этнической группы в своей исключительности. Таковыми были идеи, господствовавшие в фашистской Германии (а также Италии, Испании) в 1930-1940-х годах. Весь бизнес неарийцев, к коим относились евреи, славяне, цыгане и некоторые другие «неполноценные» народы, конфисковывался в пользу национального государства, а его владельцы либо уничтожались, либо изгонялись из страны.

Экономические отношения, по замыслу нацистов, должны были строиться по линии «раб-господин», где в роли господ находились немцы, а в роли рабов – упомянутые выше «второсортные» народы. Причем земля и имущество порабощенных стран переходило к их новым хозяевам; а население обязано было безропотно трудиться на представителей «высшей» расы. Такая система социальных и экономических отношений весьма похожа на рабовладельческий строй с той лишь оговоркой, что место плебеев и патрициев занимают люди, разделенные по расовому или этническому признаку.

3. Криминальные экономические системы. Многообразие современных экономических систем дополняют специфические хозяйственные образования децентрализованного типа, в которых бал правят преступные кланы, живущие за счет пиратства, грабежей, торговли людьми и наркотиками.

Образуются криминальные системы на обломках государств, раздираемых внутренними конфликтами и войнами. Оставшиеся после активных боев вооруженные формирования не сдают оружие и не приступают к мирной жизни. Бывшие боевики и их полевые командиры не торопятся становиться землепашцами, слесарями или станочниками. На контролируемых ими территориях, на которые поделена страна, производятся натуральные или синтетические наркотики, которые продаются в благополучные страны. На вырученные деньги поддерживается криминальный режим.

При этом возможны вариации. Криминал может промышлять не наркотиками (как в Афганистане), а пиратством, нападая на торговые суда и захватывая заложников (так поступают сомалийские пираты). Иногда криминал контролирует нефтедобычу или добычу алмазов. Но суть от этого не меняется. Криминальные экономики весьма живучи и нередко встречаются в современном мире.

4. Коммунистические и социалистические экономические системы. Если криминальные хозяйственные системы создаются и функционируют как изначально нелегитимные и несправедливые, то коммунистические доктрины научно обоснованы и хорошо развиты.

Коммунистические идеи очень древние и тесно связаны с мечтой человечества о более справедливом общественном и экономическом строе. Первые коммунистические идеи мы находим еще у библейских персонажей (моральный кодекс строителя коммунизма весьма похож на заповеди Моисея). Впоследствии их развивал Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, французские социалисты-утописты. Потом за них взялись лучшие умы своего времени в лице анархистов, социал-демократов и коммунистов-теоретиков, пожелавших сделать из утопии науку.

5. Военные диктатуры. История знает немало примеров, когда власть в стране захватывали военные хунты, осуществляя более или менее кровавые государственные перевороты. Офицеры и генералы, составлявшие заговоры и свергавшие гражданских политиков, полагали, что только твёрдой рукой военных можно навести настоящий порядок в политике, экономике и социальной сфере. Демократия не способна решить задачу переустройства общества на справедливых началах. Гражданские политики двуличны, продажны, нерешительны, боятся ответственности и подавления недовольных.

Отсюда вывод — только военные, с их дисциплиной, выучкой, жёсткостью и решимостью могут возглавить страну, уничтожить преступность, казнокрадство и очковтирательство, повести народ к благосостоянию и справедливой жизни.

Но на практике всё оказывалось не так гладко, как планировалось военными изначально. Например, целая череда государственных переворотов в Латинской Америке в ХХ веке, где к власти приходили военные хунты, не принесла политической стабильности и ожидаемого благосостояния. Военные диктатуры также не смогли стать должной альтернативой другим политико-экономическим системам.

 

Примечание:

[1] Так, король Генрих IV, отлученный от церкви, униженно просил у папы Григория VII прощения у замка Каносса в Северной Италии. По требованию папы Генрих IV пришел в Каноссу пешком в рубище и несколько дней ждал аудиенции, значительную часть времени стоя на коленях.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.