О модернизации высшего физкультурного образования

О модернизации высшего физкультурного образования

О модернизации высшего физкультурного образования

Совсем немного времени осталось до выборов Президента России и смены кабинета министров. За этими важнейшими политическими событиями неизбежно последует определенное изменение социально-экономических и управленческих приоритетов во всех сферах общественной жизни страны, о которых в своих программах, выступлениях и статьях уже объявили все кандидаты на высшую государственную должность.

И хотя о самой физкультурно-спортивной отрасли впрямую говорилось совсем немного, за наиболее острыми проблемами нашей страны просматривается задача модернизации физкультурного образования и сферы двигательной активности. Это относится и к поддержанию здоровья нации, и к улучшению качества жизни, и к снижению потребления алкоголя и табака, и к увеличению продолжительности трудоспособного возраста и жизни.

Иными словами, за общими целями стоят частные задачи, выполнение или невыполнение которых определит конечные результаты грядущих преобразований. Одной из таких задач является качественное улучшение всей сферы двигательной активности в стране, сердцевиной которой является высшее физкультурное образование.

Начнем с обозначения главных социальных тенденций, указывающих на злободневность и необходимость серьезных преобразований в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Первое, что следует отметить, это мировой и российский тренд на повсеместное старение населения. Численность молодых людей в структуре населения развитых и развивающихся стран неуклонно снижается, составляя с каждым годом все меньшую часть. Так, для России в период 1926 по 2010 гг. динамика нарастания численности людей старше трудоспособного возраста представлена на рис.1.

Рис.1. Динамика увеличения численности людей, старше трудоспособного возраста.

Рис.1. Динамика увеличения численности людей, старше трудоспособного возраста.

Все последние десятилетия происходит известное приращение людей старшей возрастной группы, что хорошо видно из данных диаграммы 1. И если на текущий момент людей старше трудоспособного возраста в нашей стране 30700 тыс. чел. или 22% от общей численности населения, то, согласно прогнозам Росстата, к 2031 г. эта доля возрастет до 36780 тыс. чел. или до 29% (данные интернет-портала Росстата).

Что это значит для высшего физкультурного образования, и как оно должно реагировать на данную тенденцию? Очевидно, что такие глобальные изменения в обществе должны не менее глобальным образом отражаться на технологиях работы с людьми зрелого, пожилого и старческого возраста. Однако если мы взглянем на приоритеты в подготовке бакалавров и специалистов по физической культуре и спорту в наших ведущих вузах, то мы констатируем, что обучение ведется в устоявшемся русле, с ориентацией на детско-юношеские контингенты. Методики работы с людьми старших возрастных контингентов представлены мало и практически не развиваются. Там, где есть какое-то поступательное движение, оно осуществляется за счет подвижников и энтузиастов. Отсюда вывод первый – в вузах физической культуры следует безотлагательно начинать подготовку специалистов, ориентированных на возрастные контингенты предпенсионного и пенсионного возраста.

Принятие такого решения потребует интенсивной разработки специализированных методик и способов работы с людьми, страдающими целым букетом заболеваний. Как следствие – интеграция в курсы физкультурной и физкультурно-оздоровительной направленности медицинских дисциплин по расширенной программе.

Второй момент, который следует отметить, это подключение к учебному процессу студентов и преподавателей из числа инвалидов. Напомним, что к началу 2011 г. в нашей стране, по данным Росстата, насчитывалось 441 тыс. инвалидов трудоспособного возраста. Всего же официально зарегистрированных инвалидов в нашей стране на текущий момент около 900 тыс. Люди с ограниченными возможностями сейчас редко пробиваются сквозь сито мелких и крупных препон, которые начинаются с требования справки о надлежащем состоянии здоровья при поступлении в вуз, и заканчивая предвзятым отношением со стороны преподавательского и административного персонала.

На примере российских паралимпийцев мы видим, какое отношение к обучению и тренировочному процессу демонстрируют люди с ограниченными возможностями, каких великолепных результатов они достигают. На наш взгляд, следует оперативно решить все задачи по снятию барьеров на получение физкультурно-спортивного образования этими контингентами – как в части приема студентов на дневное и заочное обучение, так и в части аспирантов и преподавателей.

Третий момент, который необходимо подчеркнуть – это изменение программ обучения для студентов физкультурно-спортивных специальностей. Старые методические и методологические подходы, основанные на приоритете медико-биологических и педагогических дисциплин, должны быть пересмотрены. В самом деле, учителя физической культуры и тренеры ДЮСШ становятся, в конечном счете, руководителями стадионов, спорткомплексов, управлений по физкультуре и спорту муниципальных образований и субъектов федерации. При этом знаний по менеджменту, экономике спорта, маркетингу, правовым основам физкультуры и спорта у этих специалистов почти нет. И в этом не их вина, а их беда. Ныне существующие образовательные стандарты по специальности «Физическая культура и спорт» либо вообще не содержат профессиональных дисциплин управленческого и маркетингового профиля, либо являются чем-то второстепенным, малозначительным и ненужным.

По нашему глубокому убеждению, такое пренебрежительное отношение к спортивному менеджменту, экономике спорта, управлению персоналом, рекламе и другим дисциплинам профессионального блока обусловлено не только консерватизмом профессорско-преподавательского состава, но и нежеланием осваивать что-то новое, инновационное, перспективное. Куда проще говорить, что студенты, мол, на занятия почти не ходят, потому что работают или тренируются, им это все равно не нужно, что их интеллектуальные возможности ограничены и т.д. и т.п. В итоге рабочие программы из года в год переписываются почти без изменений, диссертационные советы работают по старинке, научная тематика кафедр почти не обновляется.

Отдельно следует сказать о стремительном старении профессуры физкультурных вузов и «вымывании» преподавателей среднего возраста. Невысокая заработная плата предопределяет два основных вектора в формировании профессорско-преподавательского состава отраслевой высшей школы. Первая тенденция – замещение преподавателей-мужчин женщинами. Вторая – старение кадров. Известно, что преподаватели пенсионного возраста более «конкурентоспособны» из-за специфики российского законодательства; они могут получать и заработную плату и пенсию. Ясно, что молодые преподаватели с совсем скромной зарплатой им не конкуренты. Поэтому свежих молодых талантов в физкультурных вузах сейчас мало.

Казалось бы, эту проблему можно решить за счет доплат молодым преподавателям из коммерческого фонда физкультурных вузов. Однако желающих поступать в вузы физкультурно-спортивного профиля с каждым годом становится все меньше. Поэтому и финансовые ручейки, и возможности ректоров в этом плане становятся все более узкими.

Новому министру спорта России и его команде менеджеров следует уделить особое внимание физкультурно-спортивной науке, которая служит локомотивом инноваций в учебном процессе. Понятно, что те профессора, у которых имеются темы НИР, оплаченные Минспортом РФ и коммерческими структурами, могут донести до студентов гораздо больше интересной и познавательной информации с переднего края спортивной науки. Если же реальных исследований нет, финансирование отсутствует, то стагнирует не только наука, но и образовательный процесс.

В заключение хотелось бы упомянуть о правовом обеспечении физкультурно-спортивной отрасли на федеральном уровне. Принятый в 2007 году закон «О физической культуре и спорте» сделан весьма неудачно и некачественно (постатейный анализ данного закона можно найти на нашем сайте. См.: Нормативно-правовая база физической культуры и спорта Российской Федерации. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Части 1 и 2)). Его, несомненно, следует заменить более совершенным правовым актом, в котором было бы членораздельно прописано финансирование физкультурно-спортивной отрасли в целом и высшего профессионального образования в частности. Надеюсь, новый состав Комитета по физической культуре и спорту Госдумы VI созыва безотлагательно начнет решать эту работу вместе с новым Правительством РФ, которое приступит к работе после мартовских выборов Президента страны.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.