Политические процессы в современной России: тенденции и перспективы

Политические процессы в современной России

Политические процессы в современной России

За последнее время политическая ситуация в России претерпела значительные изменения не только в части активизации предвыборной и агитационной деятельности, но и в плане новых тенденций и гражданских инициатив, стремительно вырвавшихся на поверхность из глубин общественного сознания.

Что это – новые тектонические сдвиги в социальной и политической жизни нашей страны, которые являются провозвестником грядущих общественных инноваций, или же бурный всплеск митинговой активности, который после выборов Президента РФ устремится к своим минимальным значениям? На этот счет имеются разные мнения. Так, глава президентской администрации С.Иванов склонен думать, что сразу после выборов протестные акции и марши несогласных будут плавно затухать, а темы демократических преобразований и нечестных выборов станут неинтересны большинству граждан России, утомленных столь поднадоевшей проблематикой. Есть и другие точки зрения, суть которых сводится к тому, что либерализация законодательства о создании и деятельности политических партий вдохнет новую жизнь в схватки на идеологическом фронте, создаст необходимые предпосылки для конкуренции будущих политических и общественных лидеров.

Попробуем и мы заглянуть в ближайшую перспективу, как краткосрочную, так и лежащую уже за пределами выборов Президента РФ. Для этого нам потребуется провести хотя бы самый общий анализ подводных течений общественной мысли, установить наиболее значимые закономерности и тенденции, сложившиеся в последние несколько лет в разных слоях населения России.

Начнем с констатации отчетливо различимого тренда на увеличение числа пользователей интернета в нашей стране. Как известно, Россия на начало 2012 года занимает одно из первых мест в мире по скорости распространения и освоения интернета самыми разными слоями населения по всем регионам страны без каких-либо изъятий. Согласно имеющимся данным, интернет-аудитория в России составляет ныне 60 млн. пользователей или 42% населения (по данным Википедии) . Согласно этим же данным, интернет-аудитория в России за последний год выросла на 31% — это самый быстрый рост в пятёрке стран-лидеров.

Казалось бы, какое отношение приведенные статистические данные имеют к политическим процессам? На первый взгляд – никакого. Но более пристальный взгляд на общую картину в России и в мире позволяет говорить о новой тенденции, суть которой состоит в следующем.

Освоение обширными группами населения широкополосного (или «быстрого») интернета вносит существенные коррективы в способы общения и мировоззрение пользователей Сети. В интернет люди «переселяются» из других информационных пространств, меньше слушая радио, просматривая телевидение, меньше читая газет, журналов и книг. Не стану утомлять читателя приведением фактических данных, так как все эти явления мы постоянно наблюдаем в повседневной жизни – наши дети, в основном, погружены в интернет, совсем игнорируя телевизор; количество выходящих в свет бумажных периодических изданий постоянно сокращается; люди все меньше покупают и читают бумажных книг (тиражи которых неумолимо сокращаются). И даже многие пенсионеры начинают осваивать компьютер и черпать нужную им информацию из интернета, хотя этот процесс и не такой динамичный, как в среде молодежи.

Две отмеченные нами тенденции – увеличение численности пользователей интернета и постепенное вытеснение интернет-ресурсами прочих средств масс-медиа, формируют платформу для нового политического мышления и мировосприятия. Подспудные течения здесь движутся по следующему руслу: наиболее популярные и доступные каналы телевидения, являющиеся носителями и проводниками идеологии, рекламы и пиара официальной власти, теряют свою традиционную аудиторию, уходящую постепенно в интернет. Теперь уже сложно повлиять на умонастроения людей, мало смотрящих телевизор и впитывающих рекламные материалы в прямой и завуалированной форме. (О радиостанциях и их медийном пространстве мы говорить не будем, так как в руках государства почти не осталось серьезных вещателей с широкой аудиторией, способных существенно влиять на политические предпочтения граждан). Таким образом, мы можем констатировать, что в ближайшей перспективе, вместе с увеличением интернет-аудитории, будет снижаться идеологическое и рекламное воздействие на российского зрителя (особенно молодое поколение) – в том числе, и в политических целях.

Одновременно с отмеченной тенденцией мы замечаем увеличение спроса на «телевидение по заказу» (TV on demand) и такие неконтролируемые государством формы межличностного общения, как социальные сети, форумы, комментарии, блоги, персональные странички и сайты. Здесь каждый желающий вправе высказывать свои мысли и замечания, делиться впечатлениями и мнениями, обозначать свои политические и идеологические позиции. Вспомним, какую значительную роль сыграли социальные сети в период «арабских революций», при организации митингов, флэш-мобов и манифестаций.

Таким образом, мы можем сделать первые предварительные выводы о том, что широкополосный и мобильный интернет не только качественно преобразовал нашу жизнь в экономическом плане (быстрый проводной и беспроводной доступ в Сеть убил индустрию контрафактных дисков, поставил под вопрос доходы эстрадных исполнителей, писателей, создателей кинофильмов). Но и в политической сфере под влиянием интернета произошли большие перемены.

Теперь спроецируем обозначенные тренды на предвыборную и поствыборную ситуацию в России. Если отмеченные нами тенденции имеют место, то они должны подтверждаться статистически наблюдаемыми показателями, а именно: политические предпочтения жителей мегаполисов и разных возрастных групп должны в той или иной степени дифференцироваться (в интервале 4-7 процентных пунктов). Вследствие меньшей зависимости от рекламных и пиар-обращений по центральным эфирным каналам «интернетчики» должны демонстрировать большую оппозиционность по сравнению с избирателями, регулярно смотрящими телевидение.

Для оценки текущего положения в предвыборной гонке воспользуемся данными ВЦИОМ и Фонда общественного мнения.

Электоральные предпочтения на 5 февраля 2012 г., согласно опросам ВЦИОМ, дают следующие цифры: Путин – 53%, Зюганов – 10%, Жириновский – 8%, Прохоров – 5%, Миронов – 3%. ФОМ приводит на 4 февраля такие данные: Путин – 47%, Зюганов – 9%, Жириновский – 9%, Прохоров – 4%, Миронов – 2%.

У нас нет точных сведений по уровню «интернетизации» электоратов, поддерживающих тех или иных кандидатов в Президенты РФ. Поэтому мы будем априори полагать, что избирателей, подключившихся к быстрому интернету, в мегаполисах больше, чем в обычных городах (что соответствует статистическим данным).

Отличия, фиксируемые при опросах в обеих столицах, по сравнению с общероссийскими показателями, довольно существенны. Так, если в целом по России М.Прохоров занимает четвертую строчку электоральных предпочтений, то в Москве и Санкт-Петербурге – вторую с 12 и 11% соответственно. Таким образом, мы замечаем разницу в семь процентных пунктов, предположительно, из-за меньшего влияния телевидения и официальной пропаганды на молодых людей, которые составляют до половины электората М.Прохорова. В то же время В.Путин набирает в столицах 43 и 47% голосов, что на 6-10 процентных пунктов меньше, чем в целом по России.

В заключении оценим политическую активность после выборов Президента РФ – пойдет ли она на спад или сохранится на достаточно высоком уровне. Из текущих опросов ФОМ следует, что чаще других перемен после прошедших выборов ждут жители больших городов (38%), люди 18-30 лет (37%) и электорат М.Прохорова (36%). В то время как в среднем по стране -30%.

Если на предстоящих выборах победит В.Путин, то ему, в соответствии с пожеланиями избирателей, придется приступить к серьезным политическим и экономическим реформам – об этом он сам говорит в своих программных статьях. Реформы пенсионной системы, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы, борьба за рост эффективности производства и повышение производительности труда, наверняка станут сильным импульсом к нарастанию политической активности партий и общественных объединений.

Нельзя также говорить о снижении политической активности при неожиданной победе кого-либо из прочих кандидатов на президентский пост. В этом случае стоит говорить не о снижении, а всплеске активности граждан и партий. Причем все большая доля избирателей будет со временем перебираться в виртуальное пространство, где политические дискуссии и политическая жизнь будут только набирать обороты.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.