Многовариантность общественного развития

Категория «развитие» имеет для общества весьма важное и непреходящее значение как в теоретическом, так и в практическом плане. Ведь от того, какой выбор сделает правительство и общество, зависит направление движения к политическим и экономическим свободам (или, напротив, к их попранию), к миролюбивой политике или реваншизму, социализму или капитализму, благосостоянию или нищете. Общество также должно определить приоритеты развития, указать цели и сроки их достижения; в противном случае процессы развития могут пойти по незапланированным сценариям, принося существенные материальные, моральные и людские потери. Российская история, как никакая другая, наполнена драматическими событиями, связанными с выбором путей общественного развития, реформами и революциями, взлётами и падениями народного духа и уровня жизни людей.

Понятие «развитие» достаточно сложно и неоднозначно. Например, что есть советский этап в истории России – это развитие или деградация? Можно сказать, что это несомненное развитие, так как СССР стал одной из самых мощных и передовых стран мира. С другой стороны, его можно назвать деградацией, так как России в начале 1990-х годов вновь пришлось возвращаться к рыночной экономике с разрушительными для общества последствиями.

В более точной формулировке развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Наличие трёх перечисленных факторов для процесса развития обязательно. Обратимость характерна для процессов функционирования, отсутствие закономерности свидетельствует о спонтанном (катастрофическом) характере изменений, при отсутствии направленности изменения не накапливаются.

С древних времён философы и политические лидеры замечали, что изменения в жизни общества могут происходить постепенно, с помощью корректировки правовых норм и общественных отношений, либо скачкообразно, под воздействием бунтов, восстаний и революций. Мудрый правитель не доводит до кровопролития и острых конфликтов, проводя заблаговременные реформы. «Желающего судьба ведёт, нежелающего тащит» — говорили стоики.

Со времён античности мыслители пытались указать цели и пути общественного развития, теоретически определив лучшие формы государственного и социального устройства. Платон изложил такое видение в работе «Государство», согласно которому социальная структура состоит из трёх сословий, а правление осуществляют философы. Платон даже попытался реализовать свой проект в Сиракузах, но был продан рассерженным тираном Дионисием в рабство. Мировой философии повезло, что Платона вскоре выкупил на невольничьем рынке знакомый и вернул его в родные пенаты.

Впоследствии учёные, религиозные мыслители, философы неоднократно пытались определить цели общественного развития, наилучшее устройство государства и общества. Широко известны взгляды Томаса Мора, изложенные в «Утопии», Томмазо Кампанелла («Город Солнца»), религиозных деятелей Августина Аврелия и Фомы Аквинского. По-своему видели пути общественного развития К. Маркс, В. Ленин, Мао Цзэдун и даже деятели современного нам Исламского государства (ИГ).

На протяжении всей истории общественного развития мы можем наблюдать борьбу идей консерватизма и модернизации. Приверженцы консерватизма провозглашают высшей ценностью исконно существовавшие порядки и ценности, установленные предками. Сторонники модернизации настаивают на пути прогрессивных реформ, которые позволят улучшить жизнь большинства людей, сделают её более качественной и обеспеченной.

Различают три основных вида реформ:

политические реформы, направленные на изменение государственного строя, системы выборов, парламентского или президентского типа правления и проч.;

социальные реформы, связанные с наделением отдельных социальных групп особыми льготами или полномочиями, изменением медицинского обслуживания, образовательных норм и стандартов и т.д.;

экономические реформы, направленные на изменение предпринимательской активности, улучшение инвестиционного климата, повышения или уменьшения налоговой нагрузки и проч.

Как отдельный класс реформ можно выделить военную, пенсионную, воспитательную, культурно-просветительную, спортивную и прочие отраслевые реформы.

Как отдельный вид кардинальных общественных перемен следует рассматривать революцию, которая представляет собой качественное изменение всех или многих сфер жизни общества. Различают политическую, социальную, промышленную, информационную, экологическую революцию. Обычно революции по своим масштабам таковы, что в той или иной степени затрагивают весь мир – таковыми были Великая французская революция, Великая Октябрьская революция, буржуазная революция, промышленная революция, культурная революция в Китае. В последние десятилетия произошла информационная революция, которая основана по повсеместном внедрении компьютеров и распространении сети Интернет.

Практически любая революция и реформа связана с появлением и внедрением инноваций технического, технологического, социального или управленческого плана. Этот процесс проходит далеко не всегда гладко, иногда встречает скрытое и явное противодействие (как например, в случае с луддитами). Некоторые люди категорически не хотят пользоваться компьютерами, отвергают паспорта или попытки присвоения идентификационных номеров (например, ИНН), не приемлют введения платного здравоохранения и образования.

Для современной России актуальным является выбор пути и форм общественного развития. Какой быть нашей стране на внешней арене (глобальным игроком, региональной державой или государством без больших политических амбиций), как строить свою экономику и на кого равняться (на ВВП Португалии или стандарты ОЭСР, на душевой доход в 10, 15 или 20 тыс. долл. в год). Пока российское общество не определилось, какие ему нужны реформы в политике, здравоохранении, образовании, пенсионной и социальной системе. Без чёткой и одобряемой гражданами стратегии общественного развития добиться позитивных результатов будет очень сложно.

Из набора многих вариантов будущего развития власть и общество должны выбрать наиболее оптимальные и приемлемые. Если, например, приоритетом будет избран вариант ускоренного развития оборонно-промышленного комплекса и силовых министерств, то ресурсов может не хватить бизнесу. Если выбрать вариант бесплатной медицины и образования, то это потребует дополнительных бюджетных ассигнований, что вызовет нехватку денежных средств в иных сферах или же повышение налогов. Если же увеличить пенсионный возраст, то это может повлечь за собой общественное недовольство и смену власти. Таким образом, из множества возможных сценариев власть и общество должны выбрать тот наилучший, который приведёт страну к процветанию. Неверный выбор даст свои негативные последствия.

Политические учения Запада

Мировоззрение, его виды и формы

Самосознание индивида и социальное поведение

Индивидуальное и общественное сознание

Природное и общественное в человеке

Образование и самообразование

Наука и её особенности

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Социальные институты общества

Системное строение общества

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Потребности и интересы

Мышление и деятельность

Истина, её относительность. Критерии истины

Виды знаний

Рынок и рыночный механизм

Экономические системы и собственность

Факторы производства и факторные доходы

Экономика и экономическая наука

Рациональное поведение экономических субъектов

Мировая экономика

Инфляция: причины и последствия

Рынок труда. Безработица

Ценные бумаги

Банковская система

Источники финансирования бизнеса

Финансовые институты

Постоянные и переменные затраты

Экономический рост и ВВП

Государственный бюджет

Спрос и предложение. Равновесная цена

Роль государства в рыночной экономике

Многовариантность общественного развития

Общественный прогресс: понятие и особенности

Мораль и её категории

Искусство и его виды

Религия как феномен культуры

Понятие власти

Глобальные угрозы XXI века

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.