Воронежский шинный завод: сложная дорога бизнеса

В настоящее время Воронежский шинный завод получил второе дыхание под эгидой всемирно известной торговой марки Pirelli. Надежды на возрождение и развитие бизнеса вновь вернулись к воронежским шинникам. А еще совсем недавно предприятие переживало сложнейший для себя период, пытаясь выживать в непростых рыночных условиях. Однако нельзя сказать, что у Воронежского шинного завода были когда-то простые времена – даже в лучшие советские годы.
И тогда работа на шинном заводе была трудной и грязной в прямом смысле, когда частички технической сажи витали в воздухе, а на работу привлекали любых желающих (а зачастую и нежелающих – из числа осужденных и лиц, злоупотреблявших спиртным). Но начнем историю бизнеса воронежских шинников с азов – то есть с растерзанных послевоенных лет, когда началось строительство предприятия на горячих еще развалинах.

Центральный корпус ВШЗ

Центральный корпус ВШЗ

Работы по расчистке территории, на которой должен был быть возведен Воронежский шинный, начались в 1946 году. Тогда в руинах нередко встречались неразорвавшиеся снаряды, бомбы или специально установленные отступавшими немцами мины. Измученные и голодные люди, среди которых преобладали женщины и подростки, работали на строительных площадках полный световой день, а потом ютилась в кое-как приспособленных подвалах и полуразрушенных зданиях. Параллельно со строительными работами проводилась предварительная подготовка персонала. Молодых людей готовили без отрыва от производства на профильных курсах и в специализированных кружках. Будущие шинники изучали технологию изготовления шин, станки, осваивали новые рабочие профессии. На этом направлении, а также в поставках необходимого оборудования воронежцам помогали шинные предприятия из других регионов станы – Куйбышевский, Кемеровский, Московский, Ленинградский, Ярославский, Одесский, Рижский заводы. Эти же предприятия принимали стажеров из Воронежа, передавали им наработанный опыт. По прошествии первых двух лет подготовительных и строительных работ в эксплуатацию стали сдаваться первые заводские объекты. В 1948 году заработала механическая и шиноремонтная мастерские, столярный участок, склад сыпучих материалов. Вблизи завода были построены несколько жилых одно- и двухэтажных зданий, предназначенных для работников предприятия.

5 сентября 1950 года Воронежский шинный завод выдал первую продукцию, которая была направлена на тестирование во ВНИИ шинной промышленности двумя партиями – одна в сентябре 1950 года, вторая – в январе 1951 года. Качество образцов оказалось приемлемым, и завод заработал на массового потребителя. Первоначально предприятие выпускало автошины трех типоразмеров: 9.00-20 (модель Я-37), 7.50-20 (модель Я-38) и 6.50-20 (модель И-26). Они изготовлялись из сырья, получаемого от Воронежского и Ефремовского заводов синтетического каучука, а также из натурального каучука.[i] В условиях послевоенного времени с присущей ему разрухой и дефицитом почти всех товаров, продукция Воронежского шинного расходилась быстро. И это несмотря на то, что количество брака и некондиции было весьма высоким. Руководству завода пришлось организовывать техническое обучение работников разных профессий на Ярославском заводе, где побывало 214 воронежцев. Одновременно при Воронежском шинном на курсах обучалось 327 человек. Уже к сентябрю 1951 года на заводе удалось скомплектовать 24 бригады отличного качества (т.е. бригад, работавших без производственного брака) и 16 бригад передового труда (которые были признаны ударниками коммунистического труда).

Постепенно коллективом Воронежского шинного осваивалась и новая продукция. В первой половине 1952 года заводчане стали выпускать новые автошины размеров 600-16 и 450-9. Казалось, прогресс в производстве и освоении технологий был налицо. Однако на самом деле все было не так просто. Источники тех лет доносят до нас информацию, что на Шинном по-прежнему был высок уровень брака, опозданий, прогулов и пьянства на рабочих местах. Работники предприятия не слишком дорожили своими рабочими местами, текучесть кадров была значительной. Это происходило по причине большой доли тяжелого физического труда, загрязненности воздуха, из-за неудовлетворительного состояния промсанитарии. В апреле 1954 года в структурных подразделениях и цехах завода прошли собрания, где были одобрены организационно-технические мероприятия, позволявшие улучшить условия труда и повысить эффективность производства. Была обновлена система электроснабжения предприятия, модернизирован участок термопластификации, заменено старое оборудование на новое. Были также разработаны интенсифицированные режимы изготовления резиновых смесей за счет изменения порядка загрузки ингредиентов, внесены изменения в технологию. На заводе было организовано соцсоревнование на всех уровнях, активизирована деятельность изобретателей и рационализаторов. Это дало свои плоды, и объем производства вырос. Так, в 1957 году, по сравнению с годом предыдущим, количество произведенной продукции увеличилось на 18,3%. На 0,27% была снижена себестоимость продукции и на 8,1% выросла производительность труда. Тогда же, в 1957 году была проведена большая подготовительная работа по переводу завода на 7-часовой рабочий день. Вредные и опасные условия труда позволяли работникам шинного завода требовать сокращения рабочего времени при сохранении полной оплаты труда.

В 1960-годы Воронежский шинный завод начинает массовые поставки своей продукции не только в регионы страны, но и на внешние рынки. Изделия ВШЗ стали экспортироваться в Болгарию, Венгрию, ГДР, Египет, Чехословакию, Румынию, на Кубу, в Индию и другие страны. В 1966 году шинный завод был награжден орденом Ленина. Высокими государственными наградами были впоследствии отмечены и сотрудники предприятия. Директору завода Шерстюку В.С., сборщикам шин Богатыреву Н.Г. и Лелецкой О.С. присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1970-1980-е годы Воронежский шинный завод работал относительно стабильно, хотя предприятие и не относилось к лидерам воронежской экономики. Причина тому – достаточно тяжелый и непрестижный труд на заводе. Работа на ВШЗ не пользовалась большой популярностью у воронежцев по ранее называвшимся причинам – из-за загрязненности воздуха, вредных и опасных условий труда, а также из-за удаленности от правобережной части города.

Тем не менее ВШЗ совершенствовал свою продукцию, расширял её номенклатуру, улучшал качество. Вот что писал в областной газете «Коммуна» от 30 мая 1974 года начальник конструкторско-экспериментального отдела ВЩЗ И. Минков: «Конструкторами нашего завода создаются всё новые шины, отвечающие нормам современных международных требований. За четыре года 9-й пятилетки (1971-1974) разработаны проекты десяти моделей шин, в серийное производство внедрены семь шин повышенного качества.

В прошедшие годы пятилетки одиннадцать видов шин выпускал. завод со Знаком качества, т. е. каждая вторая изготовленная покрышка имела его. В марте 1974 года Государственной комиссией присвоен Знак качества ещё трём и подтвержден одной шинам. Они идут на самоходные комбайны «Нива» и «Колос», на строительно-дорожные машины и автокраны».

С пришедшей в середине 1980-х годах горбачевской перестройкой на ВШЗ стали происходить те же изменения, что и на многих других крупных предприятиях страны – стали создаваться Советы трудовых коллективов, Госприемка и институты внутреннего хозяйственного самоуправления. Провозглашенная М.С.Горбачевым политика «хозрасчета», «самоокупаемости» и «ускорения» была весьма выгодна шинникам, так как их продукция была довольно дефицитным товаром – особенно для автомобилей «Жигули», которые стали выпускаться с начала 1970-х годов на заводе в Тольятти. Для многих отечественных автолюбителей купить по «госцене» воронежские шины – пусть даже «диагоналку», было большой удачей.

4-х метровый забор затрудняет воровство с ВШЗ

4-х метровый забор затрудняет воровство с ВШЗ

Более того, в период начала 1990-х годов, когда на многих воронежских предприятиях стали задерживать зарплату, шинники удачно вышли из положения, предлагая партнерам брать у них шины для расчетов с собственным персоналом. Так несколько лет практиковалась выплата зарплаты не деньгами, а шинами (для тех, кто этого желал). Однако так долго продолжаться не могло. После либерализации цен и открытия таможенных границ для внешнеторговых организаций, на воронежский рынок хлынули новые и бывшие в употреблении шины из Европы и других стран мира. Воронежские шины не выдерживали конкуренции с более износостойкими и качественными радиальными шинами из-за границы. Производство на ВШЗ стало испытывать серьезные трудности. К тому же уровень хищений на предприятии заметно вырос. После 1992 года, когда прошла ваучерная приватизация, Воронежский шинный завод стал акционерным обществом. Началась эпопея перехода акций из одних рук в другие.

Основными акционерами ОАО «Воронежшина» становились то индус Судхир Гупта, то холдинг Амтел-Фреденштайн (AmtelVredestein), то СИБУР, и, наконец, итальянский брэнд Пирелли (Pirelli). Это были непростые для Воронежского шинного завода времена. Новые собственники, покупавшие бизнес, на первом этапе не осознавали масштаб проблем, стоящих перед предприятием. Заводу требовалась фундаментальная модернизация и гигантские инвестиции. В то же время внешние шоки все время дестабилизировали маркетинговую, финансовую и сбытовую политику заводского менеджмента.

Сборка шины в компании Pirelli

Сборка шины в компании Pirelli. 2015 г.

В 1998-2005 гг. завод прошёл все стадии банкротства и был исключён из реестра юридических лиц. В апреле 2002 года на базе ОАО «Воронежшина» было создано новое ОАО «Шинный комплекс «Амтел-Черноземье»». Принята крупномасштабная программа технического перевооружения, производство оснащено новым оборудованием и передовыми технологиями.  С 2006 года был освоен выпуск 136 типоразмеров и моделей шин радиального построения в бескамерном исполнении категории скорости Н (свыше 210 км/час). С 2008 года общая мощность производства шин для легковых автомобилей планировалась на уровне 6,3 млн. штук в год.

Однако разразившийся в 2008 году финансово-экономический кризис нанёс очень болезненные удары по бизнесу воронежских шинников. Отметим, что холдинг AmtelVredestein, в который входили ВШЗ и Кировский шинный завод, обанкротился из-за ухудшевшейся рыночной конъюнктуры. Юрлица воронежского предприятия вновь вошли в процедуры банкротства в 2009 году.

ДК шинников сегодня

ДК шинников сегодня

В середине 2010 года холдинг СИБУР через свою дочернюю компанию «СИБУР-Русские шины» получил операционный контроль над активами AmtelVredestein. После этого банкротство ВШЗ проходило под контролем «СИБУР-Русские шины». В 2011 году СИБУР продал Воронежский шинный завод российско-итальянскому совместному предприятию, состоящему из итальянской Пирелли и отечественных Ростехнологий. Губернатор Воронежской области А.Гордеев с удовлетворением воспринял данную сделку, так как хорошо понимал ее значение для местной экономики. Пирелли сделает серьезные инвестиции в создание качественно новых шинных производств, рассчитывая на динамично развивающийся авторынок России. Областной бюджет получит налоговые поступления и создание новых рабочих мест. Жители Воронежа получат качественную продукцию.

Таковы перспективы Воронежского шинного завода, который, видимо, в очередной раз изменит свое название и будет выступать под зонтичным брэндом Pirelli. Первые крупные инвестиции итальянцами уже сделаны. Как будет впоследствии развиваться бизнес – покажет время.

 


[i] Прив. по: Воронежский шинный. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1964. – С.8.

[2] Воронежская энциклопедия /Под ред. М.Д. Капачёва.. Т.2. — Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008. — 524 с.

См. также:  Производство СК как инновационный бизнес Воронежа 1930-х годов

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.