Воронежский завод «Электроприбор»

Проходная завода "Электроприбор".

Проходная завода «Электроприбор». Июль 2014.

Как известно, Воронежская губерния до революции 1917 года была аграрным регионом, население которого занималось, в основном, сельским хозяйством. Резкий поворот к индустриализации края произошёл в конце 1920-х годов, когда советским руководством был взят курс на инновации и технологический рывок. В Воронеже, где всегда господствовала торговля и мелкие кустарные производства, было решено строить машиностроительные и химические производства (завод СК им. Кирова стал изготавливать по новейшим технологиям синтетический каучук), сельхозмашины и моторы, электростанции и самолёты.

Решение о строительстве Воронежского авиазавода было принято в 1929 году Советом Труда и Обороны. 16 октября 1929 года постановлением СТО был утверждён план строительства Воронежского авиазавода «Б»), в 1930 году начато строительство (4 января 1930 г. приказом Наркомвоенпрома вместо индекса «Б» предприятию присваивается название «Авиационный завод №18»), а к марту 1932 года завод был введён в строй [1].

Развитие воронежского авиастроения шло весьма динамично в 1930-1950-е годы (подробнее см. здесь). Однако в послевоенное время гражданским и военным самолётам требовались всё более совершенные приборы, бортовые вычислительные системы, авионика, которые выполняли самые разнообразные задачи определения высоты, скорости, местоположения летательного аппарата, коммуникации с наземными службами и членами экипажа, управления различными устройствами, сигнализации и блокировки.

В рамках специализации на приборах для воздушных судов в Воронеже было создано особое предприятие, расположившееся на улице 20-летия Октября. Произошло это в 1956 году, когда на протяжённой стройплощадке стал возводиться комплекс под названием п/я №2 [2]. Аббревиатура «п/я» расшифровывалась как «почтовый ящик»; за этим сокращением обычно скрывались предприятия, имевшие оборонное значение. Конечно, сейчас это представляется наивным, но в те послевоенные годы руководство страны считало такую меру секретности нужной и обоснованной.

На начальном этапе пуска предприятия «Электроприбор» стал изготавливать относительно несложные изделия – такие, как ветрочёты, то есть приборы, позволяющие правильно выдерживать курс летательного аппарата, учитывая скорость и направление ветра. Помимо этого, завод изготавливал реостаты для различных устройств, а также детали из пластических масс для предприятий-смежников. По мере развития производственной базы и подготовки кадрового состава, «Электроприбор» стал изготавливать приёмники воздушного давления, став, по сути дела, монополистом в данной сфере.

К концу 1960-х годов специалисты предприятия проводили большую конструкторскую, исследовательскую и испытательную работу. Продуктовая линейка завода «Электроприбор» ежегодно пополянялась15-20 инновационными изделиями. Быстрое совершенствование советской авиационной и космической техники требовало от заводчан серьёзной научной, внедренческой и аналитической работы, кооперации с прочими производителями аналогичной продукции. В 1970-х годах заводом было освоено производство систем автоматического управления летательными аппаратами, систем наведения и бомбометания. Тогда же были построены новые корпуса, оснащены и сданы в эксплуатацию механический и сборочные цеха.

Несколько позднее – в 1980-х годах — «Электроприбор» стал производить оборудование для летательных аппаратов гражданского и военного назначения (для МИГ-29, 31; Су-25, 27; Ту-204; Ил-86 и др.), постепенно совершенствуя прошлые разработки — цифровые бортовые вычислительные системы, информационно-вычислительные комплексы высотно-скоростных параметров, системы автоматического управления, контрольно-поверочную аппаратуру, приёмники воздушного давления, рулевые машины и рулевые агрегаты, датчики аэродинамических углов.

В начале 1990-х годов оборонные заказы заметно сократились, что создало ощутимые трудности для руководства завода. Высокая инфляция, политическая дезинтеграция страны, задержки платежей, уход части квалифицированных сотрудников – всё это поставило предприятие в очень тяжёлые условия. В 1993 году генеральным директором «Электроприбора» стал В.Г. Булатов. Предприятие сменило форму собственности и стало открытым акционерным обществом.

Параллельно с конверсией производства, поиском новых заказов, организационных схем и маркетинговыми исследованиями, руководство завода искало новые перспективные ниши, заняв которые, можно было выжить и получать прибыль.

В середине 1990-х годов предприятие освоило различные виды гражданской продукции и медицинской техники. Изделия завода – счётчики газа, торговое весовое оборудование, автокомпоненты – стали продаваться на российских и зарубежных рынках. При этом «Электроприбор» осуществлял плотное производственное взаимодействие со своими коллегами из конструкторского бюро Ульяновска (ОАО «УКБП»).

В 2000-е годы «Электроприбор» постоянно работает над развитием своих производственных мощностей, оснащения современными системами проектирования и оборудования. В то же время избыточные производственные помещения и площадки сдаются в аренду.

В течение ряда лет предприятие становилось лауреатом Всероссийского конкурсов «100 лучших товаров России», «Российская марка», «Лучшее промышленное предприятие Воронежской области», «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века» [5].

В 2013 году собственники «Электроприбора» планировали продать предприятие за 10 миллионов долларов – об этом сообщали местные СМИ [3]. Дело в том, что деятельность завода «Электроприбор» начала приносить убытки: выручка в 2012 году составила 458 млн. рублей, а убыток — 14 млн. рублей. В первом квартале 2013 года завод получил 6,3 млн. рублей убытков при обороте в 94,2 млн рублей [3].

Однако сделка по продаже предприятия тогда не состоялась.  И это неплохо, так как «Электроприбор» мог быть полностью ликвидирован. Учитывая то обстоятельство, что завод расположен близко к центру города, его могла ждать судьба НПО «Энергия» [4] или воронежского мясокомбината, когда новые собственники, выкупившие предприятие, продали территории под деловую или жилищную застройку (торговые центры и офисные центры, отели и проч.).

После того, как сделка по продаже «Электроприбора» не состоялась, завод стал оживать — на предприятии появились новые руководители, был осуществлён дополнительный набор персонала, улучшена производственная программа. После 2015 года даже внешний вид «Электроприбора» стал более презентабельным — был осуществлён ремонт центральной проходной, фасада центрального корпуса, ограждения и т.д. Казалось, что дела наукоёмкого воронежского предприятия пошли в гору.

Однако управленческая проблема оказалась слишком сложной. Дело в том, что по стране осталось много предприятий подобного профиля, которые обслуживали не только военное и гражданское авиастроение СССР, но и обслуживали зарубежные рынки. Теперь же ситуация поменялась на противоположную — российское авиастроение сжалось, как шагреневая кожа, объёмы спроса многократно сократились, конкуренты в развитых и развивающихся странах усилили свои позиции. Да и антироссийские санкции сыграли свою роль.

Несмотря на все старания руководства «Электроприбора» и его производственного коллектива, радикальным образом улучшить финансовые показатели предприятия не удалось. В начале 2019 года персоналу было объявлено о грядущих увольнениях почти всех действующих сотрудников — около 500 человек.

Завод со всеми основными и вспомогательными помещениями на площади в 6,5 га выкупила в конце 2021 года группа компаний «Развитие». Цена покупки, как сообщило информационное агентство «Абирег» [6], составила около 800 млн. руб. Производство всех видов продукции было перенесено на аналогичные предприятия в Казань (оптико-механический завод), Санкт-Петербург (Опытно-конструкторское бюро «Электроавтоматика»), Москву (АО «Аэроприбор-Восход»), Ульяновск (КБ автоматики) и Тамбов (ПАО «Электроприбор».

Здесь была проходная завода «Электроприбор». Июль 2022.

К началу июля 2022 года привычная проходная завода «Электроприбор» по улице 20-летия Октября перестала существовать (см. фото выше). Производственное здание решили не сносить, оставив корпус с соответствующими доработками под бизнес-парк и IT-коворкинг.  Остальные площади пойдут под реновацию — жилищное или деловое строительство.

Таким образом, к середине 2022 года завод «Электроприбор» завершил своё существование не только де-юре, но и де-факто.

Источники:

1. Воронежский авиастроительный бизнес

2. Сайт ОАО «Электроприбор» 

3. Воронежский завод «Электроприбор» продан за 10 миллионов долларов

4. Воронежское НПО «Энергия»: воспоминания о былом величии

5. Воронежская энциклопедия. Т.2.

6. ГК «Развитие» выкупила мощности простаивающего воронежского завода «Электроприбор»

Похожее ...

1 Комментарий

  1. Аноним:

    Закрыли Электроприбор в 2020г. Работников уволили.. КРЭТ все утащил в свою татарию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.