Завод им. Коминтерна: история предприятия

Потрёпанная временем проходная завода им. Коминтерна. 2013.

Потрёпанная временем проходная завода им. Коминтерна. 2013.

 

Завод «Рихард Поле», ставший впоследствии заводом им. Коминтерна, играл в начале ХХ века значительную роль в экономике Воронежского края, лидируя некоторое время по численности рабочих и выработке промышленной продукции. Не утратило предприятие своего значения в советское время, прославившись выпуском миномётного вооружения (реактивных «Катюш») в период Великой Отечественной войны, а также на послевоенном этапе, производя экскаваторы.
И хотя впоследствии завод им. Коминтерна не смог выдержать всех перипетий перехода к рынку и макроэкономической нестабильности 1990-х и 2000-х, предприятие навсегда вошло в историю воронежской экономики.

Свой сжатый обзор начнём с того, что кратко обрисуем положение Воронежского края во второй половине XIX столетия. Воронежская область того времени несла на себе черты типично аграрной хозяйственной системы – подавляющая часть населения занималась сельскохозяйственным трудом и проживала в сельской местности. К концу 1890-х годов в Воронеже проживало лишь около 60 тыс. жителей. Основная масса населения (около 3 млн.) проживала на селе. Промышленность в ее средних и крупных формах до 1870-х годов отсутствовала в крае почти полностью. Лишь в 1869 г. был пущен механический завод товарищества Столль и К° (впоследствии завод им. Ленина), который в ту пору представлял собой небольшие кустарные мастерские.

Тогда же (т.е. к концу XIX столетия) начинают свою работу ещё два завода – завод Иванова и Веретенникова (ставший впоследствии заводом им. Калинина) и завод Гаусмана и Бухонова. Оба эти предприятия специализировались на литейном производстве и на выполнении ремонтных работ по заказам железной дороги и сельхозпроизводителей.

В период первой мировой войны (в 1915 г.) в Воронеж был эвакуирован из Прибалтики машиностроительный, литейный и котельный завод акционерного общества «Рихард-Поле», который был основан в 1870 году в Риге Рихардом, Ядвигой и Анне Поле. В то время завод считался одним из крупнейших воронежских предприятий.

Здесь, правда, будет уместно отметить, что прошлые представления о заводах и фабриках (в том числе о крупных предприятиях) существенно отличались от современных. По нынешним меркам все выглядело весьма скромно. Вот как описывался завод «Рихард-Поле» современником: «Весь завод имел 4 цеха: котельный, кузнечный, литейный и механический. Крыша литейного цеха была покрыта соломой. Механический цех имел около 12 старых избитых станков. Количество рабочих в 1916 г. вместе со строителями составляло 450-500 чел., а в апреле 1917 г. – 381 чел.». [1].Ниже на фотографии представлен внешний вид завода того времени.

Завод «Рихард Поле» в первые годы своего существования в Воронеже.

Завод «Рихард Поле» в первые годы своего существования в Воронеже.

Несмотря на сравнительно небольшую численность рабочих на заводе «Рихард-Поле» и других промышленных предприятий города, для Воронежской области развитие этих бизнесов имело колоссальное значение. Это были, по сути дела, громадные шаги в преобразовании края, создании в нем класса рабочих и рабочих династий, появление инженеров, механиков, техников, а впоследствии – среднего профессионального и высшего технического образования. И это при том, что Воронежская область в начале ХХ века уступала по численности рабочих практически всем регионам Центра и Черноземья (см. таблицу 1).

Как хорошо видно из таблицы, численность рабочих в Воронежской губернии до появления в ней завода «Рихард-Поле» росла очень незначительно. Аналогичные цифры по Курской и Тамбовской губернии были гораздо более впечатляющими.

Число рабочих на тысячу жителей, а также выработка промышленной продукции в относительных показателях были в Воронежской губернии явно более слабыми, чем в других регионах, особенно в сравнении с Центрально-промышленными областями (см. табл.2).

Завод «Рихард-Поле» в значительной степени изменил ситуацию, увеличив спрос на рабочих в годы своего становления. Особенно оказалось полезным предприятие в плане помощи фронту, так как завод стал выполнять военные заказы правительства.

Прибывший из Риги завод был размещен в помещениях бывшего завода Гаусмана и Бухонова, арендованных у купца А.Ф.Петрова. С октября 1915 по 1917 год на участке около Задонского шоссе петроградской фирмой-подрядчиком «Три короны» был сооружен новый производственный комплекс на 3 тысячи рабочих мест. К 1917 году завод стал крупнейшим предприятием Воронежа. [2].

Выпуск продукции заводом «Рихард-Поле» начался в 1916 году, еще на старом производственном участке. На базе собственного литейного производства завод выпускал паровые котлы и машины; фуговочные, строгальные, лощильные и другие станки для деревообрабатывающих, цементных и других заводов. По военным заказам оборонного ведомство в период Первой мировой войны завод изготавливал взрывные устройства и стальные ленты для шин военных грузовиков.

После революции 1917 года завод «Рихард-Поле» поменял название. В 1917-1920 гг. предприятие стало именоваться Акционерное общество Воронежских машиностроительного и литейного заводов. В этот период завод работал, в основном, по сельскохозяйственной тематике, выпуская сельхозмашины, инвентарь и оборудование для сельчан. Это было вызвано тем обстоятельством, что в стране был голод, не хватало продуктов питания и зерна. Поэтому в первую очередь следовало восстанавливать аграрное производство.

После национализации завода в апреле 1920 года он изготовлял котельное оборудование, экономайзеры и водоочистители для Шатурской и Каширской электростанций; оборудование для пищевой промышленности.

Следует отметить, что в указанный период дела на заводе «Рихард-Поле» (да и во всей местной промышленности) были весьма плачевными. В обзоре деятельности Воронежского губернского совнархоза за первую треть 1921 года констатировалось, что в результате демобилизации трудовой армии машиностроительные заводы оказались в затруднительном положении. Особенно плохим было положение на 2-м государственном механическом заводе (бывшем «Рихард-Поле»), где рабочие латышской национальности, приехавшие в своё время вместе с эвакуированным из Риги заводом, выехали на родину. В тяжёлом положении находилось обеспечение сырьём, топливом и другими материалами из-за расстройства соответствующих отраслей народного хозяйства [4].

Узнаваемая архитектура завода им. Коминтерна. 2014.

Узнаваемая архитектура завода им. Коминтерна. 2014.

В октябре 1922 года предприятию было присвоено имя Завод III-го Коммунистического Интернационала (Коминтерна). Тогда же, в 1922 году, завод в очередной раз сменил свое название и стал именоваться 2-ой Государственный механический завод им. Коминтерна. Основным направлением деятельности завода стал выпуск оборудования для пищевой промышленности и сельского хозяйства.

После начала Великой Отечественной войны завод переключился на выполнение оборонных заказов. После того, как линия фронта придвинулась к Воронежу, и начались бомбежки, завод был эвакуирован в Свердловск. Там коллективом предприятия в сжатые сроки был налажен выпуск реактивных установок БМ-13 «Катюша» и снарядов к ним типа РС-132.

Современная реконструкция выезда "Катюши" из ворот завода им. Коминтерна

Современная реконструкция выезда «Катюши» из ворот завода им. Коминтерна

Однако первые «Катюши» начали производиться на заводе им. Коминтерна буквально в первые дни войны. Воронежский историк Д.Е. Габелко указывает: «Утром 22 июня главный инженер завода им. Коминтерна В.П. Черногубовский, замещавший находившегося в Москве Муратова, провёл с начальниками цехов, отделов и служб экстренное совещание, на котором объявил, что завод немедленно переходит на 2-х сменный 11 -часовой рабочий день. Возвратившийся из Москвы директор привёз задание о форсировании производства БМ-13 — к 1 июля нужно было представить не одну, а две опытные установки, в июле необходимо было изготовить 30 боевых машин, а в августе — 100. Завод срочно переходил на производство деталей к пусковым установкам. Для выпуска пробных образцов был организован специализированный сборочный цех №4, куда были направлены наиболее квалифицированные рабочие под началом Я.Е. Лейбовича.

26-го (по др. данным 30-го) июня 1941 г. были изготовлены две первые серийные пусковые установки БМ-13 на шасси ЗИС-6 и без промедления приняты представителем ГАУ военным инженером 2-го ранга А.Г. Мрыкиным. На следующий день, тщательно зачехлённые брезентом и под охраной, машины были отправлены своим ходом в Москву на испытательный полигон». [5].

Мемориальная доска, установленная на стилизованном монументе, расположенном на заводе им. Коминтерна

Мемориальная доска, установленная на стилизованном монументе, расположенном на заводе им. Коминтерна

Во время боев за город завод им. Коминтерна был почти полностью разрушен. После освобождения Воронежа в 1943 году начались восстановительные работы. Параллельно с расчисткой завалов, ремонтными и строительными работами на заводе был организован производственный процесс по ремонту танков, а в 1944 году изготовлялось вооружение. [3].

Памятный значок, выпущенный к 50-летию завода

В 1945 году на предприятии выпускались асфальтобетоносмесители, камнедробилки и гильотинные ножницы.

С 1946 года завод им. Коминтерна в очередной раз сменил свое название и производственную специализацию – теперь он получил новое имя – «Воронежский экскаваторный завод им. Коминтерна» Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР С 1947 года завод перешёл на изготовление экскаваторов и кранов на гусеничном ходу.

Переход к выпуску экскаваторов был обусловлен рядом весомых причин. Во-первых, послевоенное восстановление экономики СССР, а также новое жилищное, промышленное и дорожное строительство требовало массового производства различных типов землеройных машин. Во-вторых, Воронеж должен был возродиться как крупнейший в стране промышленный и машиностроительный центр, где были качественные трудовые ресурсы, научная и образовательная база. Не только аграрный, но и наукоёмкий инновационный сектор должен был развиваться в столице Черноземья. Поточное производство должно было значительно повысить производительность труда и прибыль предприятия.

В конце 1960-х годов на заводе им. Коминтерна развернулось соревнование за высокое качество выпускаемой продукции. В числе других мероприятий особое место занял метод морального поощрения сотрудников предприятия, не допускавших в своей работе дефектов и производственного брака. Лучшим рабочим, длительное время выдававшим безукоризненный продукт, давалось право на личное клеймо.

Сафонов М.Ф., первый обладатель личного клейма на заводе им. Коминтерна

Сафонов М.Ф., первый обладатель личного клейма на заводе им. Коминтерна

Назаров Александр Алексеевич (1926-1983). Токарь. Герой Социалистического Труда (1966)

Суть дела заключалась в следующем. Обычная технология работы станочников, слесарей-сборщиков и прочих категорий работников строилась таким образом, что после получения технического задания и чертежей (или маршрутных карт) они выполняли требуемые операции и сдавали свои изделия инспекторам ОТК (отдела технического контроля), которые проверяли заданные чертежами параметры. После этого детали или работы принимались или отклонялись, если находились дефекты и несоответствия требованиям. Личное клеймо работника позволяло миновать ОТК, то есть проведённые обладателем личного клейма работы или технологические операции заведомо признавались качественными. Тем самым экономилось время и поднимался престиж владельца личного клейма.

Чернышов Анатолий Алексеевич (1935). Герой Социалистического Труда (1094)

Первым обладателем личного клейма качества на Воронежском заводе им. Коминтерна стал Михаил Филиппович Сафонов,  ударник коммунистического труда, строгальщик 5-го мех. цеха (см. фото выше). Областная газета «Коммуна» от 25 марта 1969 года написала по этому поводу большую статью, помещённую на главной странице издания.

Новая продукция для мирной жизни оказалась весьма сложной в производстве и проектировании. Но заводчане успешно осваивали изготовление и испытания новых образцов техники. Забегая вперед, скажем, что за 60 лет своей работы завод произвел более 45 тыс. экскаваторов различной модификации, а также землеройно-фрезерные, бурильные машины, краны, погрузчики, сельскохозяйственную технику.

Работники ПО «Завод им. Коминтерна», удостоенные высоких наград. Слева: Анучин Геннадий Фёдорович, кузнец цеха №1. Герой Социалистического труда (1971); справа: Попов Н.Ф., токарь, лауреат Государственной премии СССР.

Работники ПО «Завод им. Коминтерна», удостоенные высоких наград. Слева: Анучин Геннадий Фёдорович, кузнец цеха №1. Герой Социалистического труда (1971); справа: Попов Н.Ф., токарь, лауреат Государственной премии СССР.

За заслуги перед Родиной завод был награжден  в 1965 году орденом Трудового Красного Знамени. Звания Героя Социалистического Труда удостоились Назаров А.А. (1966 г.), Чернышов А.А. (1974 г.), Анучин Г.Ф. (1979 г.). Отметим тот важный факт, что именно Александру Алексеевичу Назарову вместе с двумя фронтовиками было доверено право открытия Памятника Славы 24 января 1967 года.

В последние десятилетия на заводе была освоена новая, передовая техника – экскаваторы нового поколения ЭО 5225, ВЭКС 30L, ВЭКС 20К на пневмоколесном ходу для работы в горных условиях.

В 1992 году завод им. Коминтерна был преобразован в акционерное общество открытого типа. Однако отход от государственной формы собственности и приватизация предприятия не стали для него годами прорыва.

В сборочном цехе завода

В сборочном цехе завода

Как и для многих других воронежских предприятий, производивших сложные изделия с высокой добавленной стоимостью, для завода им. Коминтерна начались трудные времена. Распад страны, нарушение производственных связей, обвал производства и критическое снижение заказов сделали свое дело. Кроме того, государство настежь открыло таможенные границы для иностранных производителей строительной и землеройной техники. Все эти факторы привели в волне неплатежей, задержкам зарплаты, утрате части квалифицированного персонала.

В начало 2000-х годов завод вошел с огромными трудностями, которые так и не были преодолены. Дело закончилось реорганизацией и банкротством предприятия. На площадке завода возникли новые юридические лица с различными правами собственности – ОАО «Тяжэкс» им. Коминтерна и ОАО «ВЭКС-Воронеж: экскаваторный завод». Созданы также Воронежский сталелитейный завод и дочернее предприятие Петербургского Кировского завода – ООО «Воронежский завод экскаваторов». Смогут ли эти предприятия стать достойными продолжателями традиций завода им.Коминтерна – покажет время.

Так выглядели корпуса завода в 2014 г.

Так выглядели корпуса завода в 2014 г.

Источники:

1. Докунин В. Воронеж. – Воронеж: Воронеж. обл. книгоиздательство, 1938. – С.22.

2. Воронежская энциклопедия /Под ред. М.Д.Карпачева. – Т.2 (Н-Я). – 524 с.

3. Федин П.М. Воронежская «катюша». Изд. 2-е. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. – 87 с.

4. Рыбин Г.Б. Воронеж индустриальный. — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1985. — 175 с.

5. История создания и применения первых боевых машин «Катюша» (РСЗО БМ-13-16). См. КиберЛенинка

Сюжет о заводе им. Коминтерна с комментарием Галкина В.В. см. на сайте Вести-Воронеж

В.В. Галкин, д.э.н., проф.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.