Функции спортивных сооружений: экономический и социальный аспект

Выше мы отметили известные трудности с чётким определением понятия «спортивные сооружения» и убедились, что российский законодатель практически отождествляет эти категории, лишь вскользь упоминая, что спортивные сооружения являются составной частью дефиниции спортивного объекта, имеющего «пространственную ограниченность». Думается, что и сам спортивный объект также имеет известную ограниченность, поскольку ограничены все экономические, человеческие, материальные, финансовые ресурсы. И даже космические объекты ограничены определёнными рамками. Так что составителям отечественного Закона о ФиС в юморе не откажешь.

Упомянутые сложности, возникшие у российских законодателей с разделением понятий спортивные сооружения и спортивные объекты, в некоторой степени транслируются и на экономический анализ – в том числе в аспекте вычленения функций и видов этих объектов, а также способов управления ими. Для простоты будем оперировать категорией спортивные объекты как общим понятием, которое может включать в себя комплекс спортивных сооружений.

Выделение функций нам будет нужно не только в плане теоретических построений и надлежащей классификации, но и с позиций чисто утилитарного подхода, когда мы будем исследовать привлекательность спортивных объектов для различных возрастных и социальных групп, рассматривать различные маркетинговые, потребительские и бизнес-инструменты в их повседневной работе.

Перечислим основные функции спортивных объектов:

  1. Тренировочная. Одна из основных задач спортивного объекта – предоставлять помещения, площади, оборудование и специальные сооружения для подготовки различных категорий занимающихся – будь то профессиональные атлеты, спортсмены-любители, инвалиды, студенты, школьники или люди старшего возраста.
  2. К тренировочной функции тесно примыкает функция соревновательная. Как правило, спортивные объекты предоставляют возможность любителям двигательной активности, спортсменам-любителям и профессионалам свои площади, оборудование, персонал и сооружения для проведения состязаний. Соответственно, для зрительских контингентов предусматриваются условия для комфортного (или относительно комфортного) просмотра соревнований.
  3. Здравоохранительная. В статье 41 п.1 Конституции РФ функции охраны здоровья и медицинской помощи разводятся. Спортивные объекты в подавляющем своём большинстве выполняют задачи по сохранению, восстановлению и приумножению здоровья занимающихся контингентов, выступая главнейшим институтом профилактики заболеваний, укрепления организма, борьбы с вредными привычками, избыточным весом, гиподинамией. Многочисленные исследования, проведённые в разных странах, показывают, что дозированная физическая активность повышает продолжительность жизни на 3,5-4 года. По России данные таковы — регулярная физическая активность продлевает продолжительность жизни женщин примерно на 3,9 года, у мужчин – на 2,9 года. Необходимо также отметить довольно широко распространённое мнение, что для профессиональных атлетов спорт не так полезен. Эту точку зрения опровергают российские исследователи Г.Е. Гендлин, Я.И. Учаева, А.В. Мелехов в своей работе «Физические нагрузки и продолжительность жизни».  Авторы поступили просто — взяли открытые данные по годам жизни на 15 174 олимпийских атлетов из 9 стран (США, Германия, Россия, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Австралия, Новая Зеландия), завоевавших призовые места в период с 1896 по 2010 г. и сравнили их с параметрами продолжительности жизни обычных людей, не занимающихся спортом. Группы были сопоставимы по полу, возрасту, стране проживания. Выяснилось, что большинство профессиональных атлетов прожили более 30 лет после завоевания медалей, а продолжительность жизни у них в среднем была на 2,8 года больше, чем в контрольной группе.  Таким образом вывод очевиден — спортивные сооружения одинаково нужны всем контингентам занимающихся.
  4. Развлекательная и досуговая. Немалое место в жизни людей занимают развлечения и досуг. Люди часто приходят в спортивные сооружения для участия в играх, спортивных праздниках, танцевальных, силовых, акробатических шоу, флэш-мобах, постановках, семейных и корпоративных мероприятиях. Современные любители спорта приходят на стадионы и иные спортивные объекты не только «болеть» за свою команду, но и самим участвовать с спортивном событии — делать соответствующий макияж, одеваться в форму своего клуба или сборной, сочинять и декламировать кричалки, бить в барабаны, использовать трубы, трещотки и т.д.

    Российские болельщики

    Российские болельщики

  5. Общения и обмена информацией. Спортивные объекты нередко становятся местом общения и обмена мнениями родителей и родственников детей, школьников, студентов, других категорий занимающихся. Здесь собираются люди по интересам, делятся между собой профессиональной, культурной, спортивно-статистической, публицистической, экономической, международной и прочей информацией, которая позже публикуется в социальных сетях, на сайтах блогеров и электронных СМИ, государственных органов и проч. Здесь зарождаются и развиваются общественные инициативы, подпитываются актуальными данными волонтёрские и молодёжные движения, собираются средства и проч.

    Волонтёры с В.В. Путиным

  6. Экономическая. Под эгидой спортивных объектов и спортсооружений идёт большая, хотя и часто малозаметная внешнему наблюдателю работа. Здесь происходит выявление спроса и предложения на спортивные услуги (тренерские, консультационные, профориентационные и т.д.), формируются новые рабочие места спортивного и технического персонала, рекламные продукты, спонсорство, продвижение торговых марок, спортивных товаров, аксессуаров, сувениров, атрибутики. Очень часто спортивные сооружения сдают в аренду имеющиеся в наличии и незадействованные площади под фит-бары, магазины спортивного питания, редакции спортивных СМИ, под офисы букмекерских контор. Нередко в аренду или субаренду берут помещения и залы персональные тренеры, фитнес-инструкторы, специалисты по рукопашному бою и т. д.
  7. Воспитательная. В стенах спортивных объектов и спортсооружений тренируются профессиональные атлеты, публичные персоны, тренеры, победители каких-либо соревнований или конкурсов, члены сборных команд регионов и России – то есть все те люди, на которых равняются, хотят быть похожими. Таким образом, имиджевая функция тесно переплетается с воспитательной, обучающей и патриотической. Просто так, нотациями и лекциями, нравоучениями и наказаниями никого не научишь любить родину, не привьёшь уважение к собственной стране, её жителям, истории, достижениям. Это делается иначе, подспудно, через каждодневную кропотливую работу, наблюдение за поступками, проявлениями воли, терпения, дисциплины, характера, за которыми приходят успех и общественное признание.

Мы не случайно расписали функции спортивных объектов и спортсооружений более подробно, чем это обычно принято. Поскольку мы изучаем экономику спортсооружений и спортивный менеджмент, мы должны точно понимать мотивацию людей, их пожелания, психологию, цели. Лишь тогда удастся удержать клиентские контингенты, сделать их постоянными потребителями, совершенствовать сервисы, своевременно вводить инновации. И, конечно, понимать, сколько люди готовы платить за те или иные продукты, и где лежат линии ограничения, за которые заходить не стоит.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.