Функции спортивных сооружений: экономический и социальный аспект

Выше мы отметили известные трудности с чётким определением понятия «спортивные сооружения» и убедились, что российский законодатель практически отождествляет эти категории, лишь вскользь упоминая, что спортивные сооружения являются составной частью дефиниции спортивного объекта, имеющего «пространственную ограниченность». Думается, что и сам спортивный объект также имеет известную ограниченность, поскольку ограничены всё экономические, человеческие, материальные, финансовые ресурсы. И даже космические объекты ограничены определёнными рамками. Так что составителям отечественного Закона о ФиС в юморе не откажешь.

Упомянутые сложности, возникшие у российских законодателей с разделением понятий спортивные сооружения и спортивные объекты, в некоторой степени транслируются и на экономический анализ – в том числе в аспекте вычленения функций этих объектов и способов управления ими. Для простоты будем оперировать более общей категорией – спортивные объекты.

Выделение функций нам будет нужно не только в плане теоретических построений и надлежащей классификации, но и с позиций чисто утилитарного подхода, когда мы будем исследовать привлекательность спортивных объектов для различных возрастных и социальных групп, рассматривать различные маркетинговые, потребительские и бизнес-инструменты в их повседневной работе.

Перечислим основные функции спортивных объектов:

  1. Тренировочная. Одна из основных задач спортивного объекта – предоставлять помещения, площади, оборудование и специальные сооружения для подготовки различных категорий занимающихся – будь то профессиональные атлеты, спортсмены-любители, инвалиды, студенты, школьники или люди старшего возраста.
  2. К тренировочной функции тесно примыкает функция соревновательная. Как правило, спортивные объекты предоставляют возможность любителям двигательной активности, спортсменам-любителям и профессионалам свои площади, оборудование, персонал и сооружения для проведения состязаний. Соответственно, для зрительских контингентов предусматриваются условия для комфортного (или относительно комфортного) просмотра соревнований.
  3. Здравоохранительная. В статье 41 п.1 Конституции РФ функции охраны здоровья и медицинскую помощь разводятся. Спортивные объекты в подавляющем своём большинстве выполняют задачи по сохранению, восстановлению и приумножению здоровья занимающихся контингентов, выступая главнейшим институтом профилактики заболеваний, укрепления организма, борьбы с вредными привычками, избыточным весом, гиподинамией.
  4. Развлекательная и досуговая. Немалое место в жизни людей занимают развлечения и досуг. Люди часто приходят в спортивные сооружения для участия в играх, шоу, флэш-мобах, постановках, семейных и корпоративных мероприятиях.
  5. Общения и обмена информацией. Спортивные объекты нередко становятся местом общения и обмена мнениями родителей и родственников детей, школьников, студентов, других категорий занимающихся. Здесь собираются люди по интересам, делятся между собой профессиональной, культурной, спортивно-статистической, публицистической, экономической, международной и прочей информацией, которая позже публикуется в социальных сетях, на сайтах блогеров и электронных СМИ, государственных органов и проч. Здесь зарождаются и развиваются общественные инициативы, подпитываются актуальными данными волонтёрские и молодёжные движения, собираются средства и проч.
  6. Экономическая. Под эгидой спортивных объектов и спортсооружений идёт большая, хотя и часто малозаметная внешнему наблюдателю работа. Здесь происходит выявление спроса и предложения на спортивные услуги (тренерские, консультационные, профориентационные и т.д.), формируются новые рабочие места спортивного и технического персонала, рекламные продукты, спонсорство, продвижение торговых марок, спортивных товаров, аксессуаров, сувениров, атрибутики.
  7. Воспитательная. В стенах спортивных объектов и спортсооружений тренируются профессиональные атлеты, публичные персоны, тренеры, победители каких-либо соревнований или конкурсов, члены сборных команд регионов и России – то есть все те люди, на которых равняются, хотят быть похожими. Таким образом, имиджевая функция тесно переплетается с воспитательной, обучающей и патриотической. Просто так, нотациями и лекциями, нравоучениями и наказаниями никого не научишь любить родину, не привьёшь уважение к собственной стране, её жителям, истории, достижениям. Это делается иначе, подспудно, через каждодневную кропотливую работу, наблюдение за поступками, проявлениями воли, терпения, дисциплины, характера, за которыми приходят успех и общественное признание.

Мы не случайно расписали функции спортивных объектов и спортсооружений более подробно, чем это обычно принято. Поскольку мы изучаем экономику спортсооружений и спортивный менеджмент, мы должны точно понимать мотивацию людей, их пожелания, психологию, цели. Лишь тогда удастся удержать клиентские контингенты, сделать их постоянными потребителями, совершенствовать сервисы, своевременно вводить инновации. И, конечно, понимать, сколько люди готовы платить за те или иные продукты, и где лежат линии ограничения, за которые заходить не стоит.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.