Спортивное сооружение как понятие. Экономика спортивных сооружений

Экономика спортивных сооружений представляет собой научную и практическую дисциплину, которая включает в себя большой набор теоретических и прикладных знаний, технологий и искусств, осуществления творческих подходов. Как, например, в маркетинге или бизнес-планировании, здесь важно сочетание академических знаний с креативностью, умение применить свежие идеи и технологические инновации, важен предпринимательский и управленческий потенциал. Экономика спортсооружений, как мы подробнее скажем ниже, это, в основном, эмпирическая наука, вбирающая в себя теорию, эксперимент, наблюдение, творчество проектировщика, эксплуатанта, менеджера.

Специалисты по экономике спортивных сооружений тщательно изучают историю создания и эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры разных времён и народов, сопоставляют различные параметры сооружений по вместимости, удобству, стоимости, окупаемости, безопасности, долговечности, приспособленности к погодным условиям. Опыт и искусство прошлых цивилизаций могут нас многому научить. Вероятно покажется странным, но современные архитекторы, инженеры и спортивные менеджеры не могут до конца понять секреты и технологии строителей знаменитого древнеримского Колизея, на арены которого под рёв многотысячных трибун доставляли на специальных лифтах диких животных (львов, тигров, слонов, носорогов) из подземных этажей этого гигантского комплекса. Античные проектировщики и эксплуатанты умели заполнять поле гладиаторских схваток водой и приспосабливать арену Колизея для водных сражений. Культурные, исторические и экономические особенности спортивных сооружений ранних эпох имеют для нас не только познавательную, но и практическую пользу.

К слову сказать, современные спортивные колизеи — также очень дорогостоящие, имиджевые и сложные объекты, стоимость которых превосходит сумму 1 млрд. долл. — таков, например, американский стадион с немецким названием «Mercedes-Benz» вместимостью в 71 тысячу человек.  Его стоимость составляет 1,5 миллиарда долларов. Стоимость московского стадиона «Лужники» составляла в 2017 году 473 млн. долларов при вместимости в 88 788 человек. Отметим, что рекордсменом по вместимости была в ХХ веке бразильская «Маракана», вмещавшая до реконструкции 200 тыс. зрителей.

Но вернёмся к теоретическим обобщениям и формулировке наиболее общих понятий.

Определение экономике спортсооружений мы дадим в широком и узком смысле слова. Экономика спортивных сооружений в широком смысле – это рассмотрение совокупности объектов спортивного назначения как единого хозяйственного комплекса на территории континента, страны или отдельно взятого региона.

Целесообразно также подразделять экономику спортивных сооружений в 3-уровневой градации:

  • макроуровень, в котором рассматривают спортсооружения и спортивную инфраструктуру Международные спортивные федерации, МОК, представители спортивной экономической науки и маркетинга;
  • мезоуровень, в котором удобно рассматривать спортивные и бизнес-системы агломераций (малых и больших городов, мегаполисов, иных населённых пунктов и территорий);
  • микроуровень, где анализируется экономика спортсооружений низового звена (в том числе дворовые, дачные, парковые спортсооружения).

Экономика спортивных сооружений в узком смысле – это научная и прикладная дисциплина, изучающая практику хозяйственной и предпринимательской деятельности объектов спортивного назначения. В этом ракурсе экономику спортсооружений можно рассматривать как составную часть экономики предприятия.

Но в отличие от, например, промышленного или торгового предприятия менеджеру спортивного сооружения нельзя забывать о социальной роли его работы, миссии организатора и преобразователя, готового не только получать прибыли, но и улучшать сам социум – так называемый человеческий капитал. Иными словами, экономика спортивных сооружений должна рассматриваться как область социального предпринимательства, где важны не только денежные потоки, но и сохранение здоровья людей, воспитание личности, формирование волевых качеств, дисциплины, твёрдости характера, патриотизма, командного духа.

Таким образом, мы должны констатировать некую двойственность целей в экономике спортсооружений – с одной стороны, владельцы и менеджеры спортивных объектов хотели бы максимизировать свой доход, с другой – они, как социально ответственные люди, должны вовлекать в сферу физической культуры и спорта возможно большее число потребителей – в том числе и тех, кто является ограниченно платёжеспособным (например, детей из малообеспеченных семей, инвалидов, людей старшего и пенсионного возраста). Указанное противоречие в целях спортсооружений почти всегда вызывает конфликт интересов различных групп участников (т.н. стэйкхолдеров) – собственников, акционеров, менеджмента, персонала, клиентов, государства. Кто-то пытается выжать из спортивного объекта максимум прибыли, отсекая всех, кто не способен заплатить назначенную цену, другие, напротив, действуют как благотворители и волонтёры, подчас в ущерб бизнесу. Отметим, что это первая особенность экономики спортивных сооружений – распространённый конфликт интересов.

Второй момент, который мы должны кратко рассмотреть, касается категории «спортивные сооружения». Без внесения ясности в этот вопрос мы не сможем дать более или менее чёткое определение экономике спортсооружений, не будем в состоянии подсчитать количество спортивных сооружений, предоставить им налоговые, финансовые, коммунальные и другие льготы, поскольку претендентов на такое наименование будет много.

Так что же такое спортивные сооружения? Является ли спортивным сооружением турник во дворе, парковая плоскостная спортплощадка, хавпайп для молодёжи, или, скажем, ипподром, где периодически проводятся скачки? По-разному можно трактовать назначение и многих других объектов – тренировочных баз спортклубов и спортивных обществ, собственность ДЮСШ и школ олимпийского резерва, лодочных причалов и размеченных водных пространств для гребного спорта, оборудованных и освещённых беговых дорожек, крутых тропинок и спусков для горного велосипеда и проч. В целом мы можем отметить сложный характер определения спортивного сооружения.

Какие признаки спортивного сооружения для нас очевидны? Это, во-первых, функциональная принадлежность к физической культуре и спорту. Но если понимать спорт как соревнования не только в двигательной активности, но и в интеллектуальной сфере – например, в шахматах, покере (который признан Минспортом РФ как вид спорта), киберспорте, то получается нонсенс. Фактически каждое здание, где соревнуются, например, шахматисты или киберспортсмены, может быть признано спортсооружением.

Во-вторых, можно использовать признак постоянства использования объекта в качестве спортивного сооружения. Но при этом следует помнить, что современные инфраструктурные объекты могут быть относительно быстро трансформированы в части полезных функций: крытый стадион или Дворец спорта может быть преобразован в концертный зал, драматический или ледовый театр, использован как выставочный комплекс, торговая площадка и т.д. Следует ли считать такой объект спортивным сооружением, если он используется по назначению только в ограниченной (локальной) своей части или несколько месяцев в году?

Сложности определения спортивного сооружения как такового затрудняются и временными конструкциями, которые используются как мобильное расширение или сужение объекта, дополнительными трибунами для зрителей, торговыми точками и проч.

Список сложностей в определении объекта как спортивного сооружения может быть продолжен, но мы остановимся на том, что для законодателей это есть немалая теоретическая и практическая задача, поскольку любые изменения определения «спортивные сооружения» в Законе о физической культуре и спорте, а также других правовых актах могут резко поменять картину статистики спортивных объектов в стране, дадут возможность воспользоваться преференциями и льготами многим нецелевым предприятиям, сформирует определённые диспропорции в малом и среднем бизнесе.

Кейсы

1.Является ли указание в ст.41 п.2 Конституции РФ на то, что в стране «поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта» прямым руководством для федеральных и местных органов власти к стимулированию двигательной активности, предоставлению различных льгот спортивным объектам и спортсооружениям?

Поясните, какие меры вы могли бы предложить для выполнения положений ст.41 п.2 Конституции РФ. В чём их смысл, конкретика и долгосрочные последствия?

2.Законодатели РФ решили предпринять усилия к оздоровлению нации, приобщить население к здоровому образу жизни, регулярным занятиям физкультурой и спортом. Для этого они постановили – поддержать малый и средний бизнес в сфере спортивных сооружений. Для тех предпринимателей и компаний, которые станут возводить и эксплуатировать спортсооружения, предусмотрено льготное кредитование, налоговые послабления (в том числе налоговые каникулы), бюджетные компенсации по коммунальным услугам и другим статьям.

Вопросы: Будут ли участники рынка при существенных льготах стремиться зарегистрироваться как спортивное сооружение? Смогут ли фитнес-клубы считаться спортсооружениями? Можно ли считать частные спортзалы, горнолыжные трассы, футбольные поля, пляжные волейбольные площадки, дворовые хоккейные площадки спортивными сооружениями или что-то надо отсеять? Является ли понятие «Объекты спорта» Закона о ФиС России (ст.2 п.7) тождественным понятию «спортивные сооружения»? (объекты спорта — согласно Закону о ФиС РФ от 2 марта 2018 г. — объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения). Спортивное сооружение (ст.2 п.17 — инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы).

Фитнес за счёт государства

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.