Философия антиспорта: средневековый регресс

С распадом Римской империи и распространением по её территории идей христианства, философские модели спорта греческого и латинского мира стали не просто претерпевать серьёзные изменения, но и полностью опровергаться. Набиравшая силу католическая церковь в Западной Европе, а также ислам на Востоке, отвергали прежних античных богов, считая прошлую религию язычеством и ересью.

Поскольку Олимпиады (которые в 80 г. Сулла приказал перенести в Рим), Акцийские, Капитолийские и все прочие игры проводились в честь каких-либо греческих и римских богов, они были отменены. Более того, в памяти ранних христиан стойко держались картины травли собратьев по вере дикими зверями на гладиаторских аренах. Некоторые римские императоры – например, Нерон, от которого пошло «число зверя» — 666, — признавались воплощением сатаны, и все их деяния, включая Игры, вакханалии, спортивные состязания, признавались противными Богу.

В эпоху Средневековья получила распространение система взглядов, которую можно условно назвать философией антиспорта. Католическая церковь, формировавшая тогда духовные и светские ориентиры, не приветствовала занятия, порождавшие азарт, агрессию, вспышки насилия. Игры и состязания с денежными ставками считались грехом. Осуждалась также двигательная активность для женщин. Свою значимую роль играли и другие факторы (см. рис.1).

Рис.1. Спорт как нежелательный социальный феномен.

Рис.1. Спорт как нежелательный социальный феномен.

Философия аскетизма, монашества, отхода от мирской суеты и проявления чрезмерных страстей имела во времена Средневековья большое распространение. Отцы церкви, бывшие главными моральными авторитетами в обществе, учили, что не следует понапрасну тратить силы и время на сомнительные занятия, так как подвижные игры портили одежду и обувь, требовали более тщательной гигиены и мытья, стирки и чистки.

Свободное время следовало расходовать иначе – горожанам и сельским жителям предписывалось больше думать о Боге, молиться, ходить в церковь, заниматься текущими домашними делами.

Что же касается светских властей, то они, опасаясь возможных восстаний и бунтов, предпочитали заменять спортивные игры и зрелища публичными наказаниями, казнями, которые выполняли роль развлекательного и назидательного события, — именно в этом нуждалась толпа.

Отголосками прошлых гладиаторских боёв становились рыцарские турниры, охоты и развлечения типа испанской корриды, где место венатора (гладиатора, сражавшегося с дикими зверями), занимал тореадор, пытавшийся прилюдно заколоть разъярённого быка.

На долгие столетия новая философия опасности и греховности азартных игр и двигательной активности затормозила развитие спорта и даже обратила этот процесс вспять. Конечно, спорт и в средние века не умер полностью. Всегда сохранялись подвижные игры в кругах детей и юношества, самодеятельные состязания, кулачные бои среди взрослых. Однако организованный спорт, поддерживаемый правителями и государством, практически исчез на полтора тысячелетия – в это время не строились стадионы и спортсооружения (подобные римским), не осуществлялось регулярных соревнований. И лишь к середине XIX века ситуация стала динамично меняться.

Что и как исследует философия спорта

Место философии спорта в системе гуманитарного знания

Законы развития в философии спорта

Движущие силы спорта

Школы и направления в философии спорта ч.1

Школы и направления в философии спорта ч.2

Философские идеи неоолимпизма

Спорт как философия национального превосходства

Философия классового спорта

Спорт как философия бизнеса

Философия допинга: человек-машина

Философия экстремального спорта

Философия инвалидного спорта

Философия тренировки

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.