Школы и направления в философии спорта. Ч.2.

Древнеримское направление философии спорта сформировалось во многом под влиянием афинской и спартанской школ, заимствуя в них и перерабатывая отдельные принципы и подходы. При этом нельзя сказать, что римляне просто адаптировали под свои ценности, культуру и менталитет уже готовые философские доктрины, не слишком задумываясь о их переосмыслении.

Система физического воспитания и спорта у римлян полностью соответствовала их прагматическому взгляду на жизнь, и была ещё в большей мере, чем у спартанцев, ориентирована на развитие всесторонне подготовленных воинов. Юные римляне учились плавать в Тибре; на Марсовом поле они упражнялись в беге и прыжках, в единоборствах и кулачном бое, в метании копья, фехтовании и верховой еде. Популярная в то время игра в мяч служила для общего физического развития, отработки скорости реакции и координации движений.

В целях военной подготовки проводились и длительные марши с поклажей, а также упражнения в прыжках и отжиманиях на тренировочном деревянном коне с утяжелением или с оружием. Все эти упражнения были просты и носили ярко выраженный прикладной характер. Научной разработке, как у греков, они не подвергались. Римляне не искали гармонии между телом и разумом, не занимались поиском абстрактных идеалов и отвлечённых моделей. Их главным жизненным кредо был прагматизм – философское течение, основанное на практике как критерии истины и смысловой значимости. Если какие-либо конкретные действия приносят пользу – это надо использовать в реальной жизни. Если же это сложные и абстрактные умствования – то это пустые разговоры и напрасная потеря времени.

Сквозь призму прагматизма рассматривался и спорт. Издавна в Риме проводились состязания, где наряду со скачками, травлей зверей и боями гладиаторов устраивались также соревнования в беге, борьба и кулачные поединки. В этих играх римляне участвовали в качестве зрителей, а не спортсменов; сражаться и умирать должны были либо рабы, либо специально нанятые профессиональные атлеты со стороны (из Этрурии, Кампании, Африки) [1]. По мере эллинизации Рима (с 3 в. до н.э.) римские политики переняли обычай устраивать спортивные представления, с помощью которых они завоёвывали симпатии народа. Таким образом, римляне привнесли в спорт политическую компоненту со своей собственной философской линией – линией популизма.

Голоса избирателей в республиканском Риме можно было получить не только с помощью денег и прямых призывов голосовать за конкретного кандидата, но и за счёт потворствования толпе, устраивая грандиозные зрелища, игры, гладиаторские бои. «Panem et circenses!» (Хлеба и зрелищ) требовал плебс, и власти раздавали народу бесплатные продукты питания, устраивали цирковые и спортивные представления.

Спорт для римлян был средством удовлетворения потребностей – в зрелищах, развлечениях, физической подготовке солдат. Как средство духовного совершенствования спорт не рассматривался; категория калокагатии в Риме не получила распространения, понимания и тем более развития. Эпикуреизм преобладал в понимании римлян соревнований, спортивных зрелищ и игр, — от всего этого следовало получать удовольствие, наблюдая за схватками гладиаторов, борцов, кулачных бойцов, наездников. Но какое удовольствие можно получать от изнуряющих тренировок, ударов соперников, травм, пролитого пота и крови? Лучше находиться над схваткой, и, подобно божеству, наслаждаться битвой со стороны, быть судьёй и болельщиком одновременно. Быть атлетом в Риме было также малопочётно, как актёром или музыкантом.

Конечно, в Риме и Римской империи были различные воззрения на спорт и двигательную активность, которые основывались не только на прагматизме, эпикуреизме и утилитаризме. Но мы в целях известного упрощения действительности представим некую усреднённую модель, которую покажем в виде схемы (см. рис.1).

Философия спорта в Риме складывалась в рамках прагматических ценностей. В части подготовки молодых людей к воинской службе спорт и физическая подготовка рассматривались как не слишком приятный, но необходимый элемент, без которого было не обойтись. Свободные граждане Рима не стремились в инициативном порядке заниматься спортом; спорт был уделом рабов и искателей приключений.

Для несвободных людей бои с себе подобными, а также с дикими зверями (львами, тиграми, носорогами и проч.) становились не игрой, а суровой необходимостью, связанной с внешним принуждением. От самой сферы деятельности спорта сквозило жестокостью, насилием, отчаянием, последней надеждой. Спорт в Риме по своей опасности и летальности мог сравниться только с активными войнами и боевыми действиями. Часто ценой победы была жизнь участников кровавого спорта.

Естественно, что в таких экзистенциальных ситуациях говорить о гармонии человеческой души и тела не было смысла. Философия выживания, в которой все средства хороши, не имеет ничего общего с греческой идеализированной системой, где всесторонне развитый атлет обладает калокагатией, является наилучшим гражданином для государства.

Философия жестокого спорта по-прежнему существует и в наши дни. Добровольные и вынужденные современные гладиаторы участвуют в кровавых схватках для избранного круга лиц, готовых платить за бои без правил.

Что и как исследует философия спорта

Место философии спорта в системе гуманитарного знания

Законы развития в философии спорта

Движущие силы спорта

Школы и направления в философии спорта ч.1

Философия антиспорта: средневековый регресс

Философские идеи неоолимпизма

Спорт как философия национального превосходства

Философия классового спорта

Спорт как философия бизнеса

Философия допинга: человек-машина

Философия экстремального спорта

Философия инвалидного спорта

Философия тренировки

  1. Словарь античности. Пер. с нем. – М.: Эллис Лак; Прогресс, 1993. – С.544-545.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.