Международные нормативно-правовые и рекомендательные акты

Физкультурно-спортивное право занимает в международной юридической науке и практике значительное место. Это обстоятельство объясняется той огромной ролью и значением физического воспитания и спорта, которое они имеют в современном мире, – в плане поддержания и сохранения здоровья людей, развития их физических возможностей, в сфере образования и производства, в быту, в области спортивных достижений. Значимость физической культуры и спорта для международного сообщества стала предпосылкой для нормотворчества в данной сфере: начиная с середины ХХ в. международное физкультурно-спортивное право стало активно формироваться как на уровне межгосударственных организаций и объединений (в виде хартий и деклараций), так и на уровне международных спортивных организаций и федераций (Международного Олимпийского комитета, Международной федерации футбола и иных федераций и организаций).

Необходимость появления международных нормативно-правовых актов в сфере физической культуры и спорта диктовалась следующими обстоятельствами: с одной стороны, для выработки единообразной политики в физкультурно-спортивной отрасли государствам-участникам международных договоров требовалось определить некие единые принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться последующая деятельность; с другой стороны, международным спортивным организациям нужна единая нормативно-правовая база для работы с национальными федерациями и министерствами, клубами и спортсменами.

Таким образом, на уровне международных объединений и организаций – таких, как Совет Европы или ЮНЕСКО,* – декларируются основные права человека в сфере физического воспитания и спорта, подчеркивается значимость спорта для международного сотрудничества и гармоничного развития личности и т.д.

На уровне международных спортивных организаций вырабатываются и юридически оформляются конкретные механизмы переходов спортсменов из клуба в клуб, правила проведения международных соревнований и допинг-контроля, права и обязанности организаций-членов федерации, условия функционирования международного арбитража и проч.

Для более глубокого представления о формировании содержательной части международного физкультурно-спортивного законодательства обратимся к конкретным примерам правовых актов.

Международная хартия физического воспитания и спорта

Международная хартия** физического воспитания и спорта была принята генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 21 ноября 1978 г. Хартия была принята с целью поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества, содействовать их развитию и побуждать правительства, компетентные неправительственные организации, работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею, распространять ее и применять.

В преамбуле (вводной части) Хартии дается разъяснение, по каким мотивам принимался данный правовой акт. В частности, основными побудительными причинами выступили:

  • Убеждение в том, что эффективное осуществление прав человека зависит в значительной степени от возможностей каждого мужчины и каждой женщины свободно  развивать и сохранять свои физические, интеллектуальные и нравственные способности и что в соответствии с этим доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован;
  • Убеждение в том, что сохранение и развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей человека улучшают качество жизни в национальном и международном плане;
  • Уверенность, что физическое воспитание и спорт должны усилить свое воспитательное воздействие во имя утверждения основных человеческих ценностей, которые служат основой для полного развития народов;
  • Понимание того, что физическое воспитание и спорт должны стремиться содействовать сближению как между народами, так и между отдельными людьми, а также бескорыстному состязанию, солидарности и братству, уважению и взаимному пониманию, признанию целостности и достоинства людей.

Учитывая все отмеченные обстоятельства, страны-участники провозгласили международную Хартию.

Содержательная часть Хартии физического воспитания и спорта содержит десять статей, в которых отражена квинтэссенция общих принципов и духа преамбулы. Статья 1 определяет, что «занятие физическим воспитанием и спортом – основное право каждого человека. Указывается также, что каждый человек, в соответствии со спортивными традициями своей страны, должен иметь все возможности для участия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего физического состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям. При этом специально подчеркивается, что особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и лицам с физическими или умственными недостатками в целях всестороннего развития их личности с помощью программ физического воспитания и спорта, приспособленных к их нуждам.

Статья 2 провозглашает, что физическое воспитание и спорт являются важным элементом непрерывного образования в системе просвещения. При этом поясняются функции физического воспитания и образования, которые должны развивать у каждого человека склонности, волю и выдержку и содействовать его полному включению в общество. Декларируется также, что каждая система образования должна отводить важное место и придавать большое значение физическому воспитанию и спорту, т.к. это необходимо для установления равновесия и укрепления связей между физической культурой и другими элементами образования.

Статья 3 устанавливает, что программы физического воспитания и спорта должны отвечать потребностям отдельных лиц и общества, то есть в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями участников, а также организационными, культурными, социально-экономическими и климатическими условиями каждой страны.

В статье 4 регламентируется обучение, обеспечение кадрами и управление в области физического воспитания и спорта. При этом подчеркивается, что обучение физической культуре и спорту должно осуществляться квалифицированным персоналом.

Статья 5 указывает, что для физического воспитания и спорта необходимы соответствующее оборудование и инвентарь. В рамках статьи отмечается: «Правительствам, государственным органам, школам и компетентным государственным организациям на всех уровнях следует объединить свои усилия и скоординировать свою работу по планированию создания и оптимального использования спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для физического воспитания и спорта.

Статья 6 устанавливает, что научные исследования и оценка являются необходимыми элементами развития физического воспитания и спорта, а статья 7 провозглашает, что охрана этических и нравственных ценностей физического воспитания. Здесь отмечается опасность допинга, насилия и коммерческих излишеств в спорте.

О положительном влиянии средств массовой информации на физическое воспитание и спорт говорит статья 8. Подчеркивается, что «отношения между работниками средств информации и специалистами по физическому воспитанию должны быть тесными и основанными на доверии в целях оказания позитивного влияния на физическое воспитание и спорт и обеспечения со всей объективностью обоснованной информации».

Содержание статьи 9 посвящено роли национальных организаций в сфере физической культуры и спорта. Пункт 1 данной  статьи четко и недвусмысленно определяет: «Государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации должны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту, воспитательное значение которых является вполне очевидным. Их участие должно заключаться в проведении в жизнь законов и постановлений, обеспечении материальной поддержки и принятии всех других мер поощрения, стимулирования и контроля. Кроме того, государственные органы должны провести налоговые положения в целях поощрения этой деятельности».

Заключительная, десятая статья декларирует, что международное сотрудничество является одним из условий всеобщего и сбалансированного развития физического воспитания и спорта. Определяется, что «сотрудничая друг с другом и защищая общие интересы в области физического воспитания и спорта, являющихся по преимуществу всеобщим средством общения, народы будут содействовать сохранению и поддержанию прочного мира, укреплению взаимного уважения и дружбы и создадут также благоприятный климат для решения международных проблем. Тесное сотрудничество с учетом специфической компетенции всех заинтересованных правительственных и неправительственных, национальных и международных организаций должно содействовать развитию физического воспитания и спорта во всем мире».

Как видно из целей и содержания Хартии о физическом воспитании и спорте, этот международный правовой акт раскрывает роль и место физкультуры и спорта в системе образования, воспитания и прав человека. Иными словами, Хартия представляет собой нечто подобное физкультурно-спортивной Конституции для международного сообщества. Игнорирование положений Хартии какой-либо страной ставит под вопрос ее цивилизованность и зрелость демократии.


* ЮНЕСКО – это Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Ее устав был принят на Лондонской конференции в ноябре 1945 г. и вступил в силу 4 ноября 1946 г. В настоящее время членами ЮНЕСКО являются 188 государств. Одно из важнейших направлений работы ЮНЕСКО составляет нормативная деятельность: подготовка и принятие международных правовых актов и обязательных к исполнению рекомендаций.

** Хартия (от греч. chartes – бумага, грамота) – юридический  документ публично-правового и политического характера, имеющий особо важное значение.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.