Закон «О физической культуре и спорте» Белоруссии: сравнения и комментарии (Часть 1)

Закон Беларуси о ФиС

Закон Беларуси о ФиС

Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 2003 и 2006 гг.) выглядит менее разработанным и продвинутым, нежели рассмотренный нами ранее Закон Украины о ФиС. Белорусский Закон более компактен, немногословен, носит общий и отсылочный характер.

Справедливости ради надо сказать, что и современный российский Закон о ФиС от 2007 г., и его украинский коллега от 2009 г. имеют те же недостатки. При этом российский законодатель так стремился уйти от абстрактных формулировок и апеллирования к прочим законам и подзаконным актам, что включил в новый Закон (который сменил Закон о ФиС от 1999 г.) такие мелочи, которые обычно регламентируются внутри спортивного ведомства и саморегулирующихся спортивных организаций.

Но обратимся к рассмотрению белорусского Закона о ФиС, который и является предметом нашего краткого анализа. Закон состоит из пяти глав, которые имеют следующие названия:

1. Общие положения;

2. Система физической культуры и спорта;

3. Физическая культура;

4. Спорт;

5. Ресурсное обеспечение физической культуры и спорта.

Нетрудно заметить, что структура белорусского Закона о ФиС очень похожа на содержательную часть Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г. Первые три раздела и глава «Ресурсное обеспечение физической культуры и спорта» повторяются полностью. Лишь главу «Физическая культура» белорусские законодатели выделили обособленно, тогда как их российские коллеги посчитали необходимым зафиксировать отдельно раздел «Льготы и социальные гарантии в области физической культуры и спорта».

Открывает Закон статья1, в которой приводятся основные термины, используемые в законе. Определения «физическая культура» и «спорт» по своей трактовке практически полностью совпадают с российскими – видимо, в свое время российские законодатели взяли за основу категориальный аппарат своих белорусских коллег. Так, спорт – это социально-культурная деятельность, осуществляемая в форме соревнований и подготовки к участию в соревнованиях (белорусский вариант, ст.1). Спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним (российский вариант, ст.2-12).

Как видим, здесь нет упоминания, как в украинском Законе о ФиС, что спорт – это деятельность субъектов сферы физической культуры и спорта, направленная на выявление и унифицированное сравнения достижений людей в физической, интеллектуальной (курсив наш — В.Г.) и иной подготовленностях путем проведения спортивных соревнований и соответствующей подготовки к ним (ст.1).

Определенное преимущество имеет украинский Закон о ФиС и в части расшифровки понятия «Физическая культура». Так, например белорусский Закон о ФиС гласит: «физическая культура – составная часть общей культуры, сфера социально-культурной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, совершенствования его двигательной активности, направленная на укрепление его здоровья и способствующая гармоничному развитию личности» (ст.1). Ему вторит и российский Закон о ФиС: «физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» (ст.2-26).

Ни из белорусской, ни из российской формулировки нельзя понять, является ли спорт частью физической культуры, или же напротив, физкультура – это часть спорта. Российский Закон от 1999 г. прямо оперировал понятием «физкультурник» как аналогом термина «спортсмен-любитель». В более поздней редакции Закона от 2007 г. авторы избегают этого термина – в том числе и при расшифровке основных категорий. Видимо, они сами запутались в формулировках и постарались избегать возможных неловкостей.

Украинские законодатели, напротив, хотят сразу внести ясность в текст Закона, поясняя, что физическая культура имеет следующие направления: физическое воспитание разных групп населения, массовый спорт, физкультурно-спортивная реабилитация. Иными словами – физическая культура – вся сфера двигательной активности, за исключением профессионального спорта и спорта высших достижений.

Далее белорусские законодатели поясняют в ст.3 государственную политику в сфере физической культуры и спорта. Из текста статьи неподготовленный читатель с удивлением узнает, что таковая политика имеет лишь целью вовлечение граждан в физкультуру и спорт, а также поддержку сферы двигательной активности. Никаких разъяснений по поводу сохранения и приумножения здоровья нации, увеличения продолжительности жизни, самореализации, искоренения вредных привычек и прочего белорусский законодатель не дает. А вот авторы украинского Закона о ФиС в ст.4 дают развернутую трактовку направлениям государственной политики в сфере ФиС. Здесь мы сталкиваемся с иной миссией двигательной активности, с иной, более развитой и продвинутой философией законодателей из Украины.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.