Фил Найт – один из основателей компании Nike

В этот день, 24 февраля 1938 года, родился Филип Хэмпсон Найт, американский миллиардер и филантроп, соучредитель всемирно известной компании Nike. В этом человека воплощена мечта каждого американца «сделать себя самому» («Self made man»), так как Фил начинал свой бизнес с нуля, а стал, по данным «Форбс» за 2013 год, 56-м в списке самых богатых людей мира. Его личное состояние оценивается на сегодняшний день в 16,3 млрд. долл.

Дух предпринимательства в своём сыне воспитывал отец Фила – Уильям Найт, издатель газеты «Орегон Джорнэл». Когда Фил захотел подзаработать на каникулах денег, Найт-старший отказался устроить сына по-родственному в свою газету, полагая, что тот должен проявить характер и найти работу сам. Тот так и поступил, подыскав работу в другой газете, устроившись в ночную смену в отдел спортивных новостей.

Работа в журналистике привлекала Фила Найта и он поступил в университет штата Орегон в Юджине на профильный факультет. Там он и получил степень по журналистике в 1959 году.

Ещё в период учёбы Фил серьёзно занялся лёгкой атлетикой, став неплохим бегуном на средние дистанции. В университетских соревнованиях он одерживал победы в 1957, 1958 и 1959 годах. Там же, в университете, Фил познакомился с тренером Биллом Бауэрманом, который позже стал соучредителем компании Nike (подробнее о Nike и стадиях её создания можно прочитать здесь).

После службы в армии Фил поступает в Стэнфордскую высшую школу бизнеса. Логическим продолжением карьеры предпринимателя стал бизнес-план по созданию компании, которая бы производила кроссовки инновационного характера, отличавшихся от прежних моделей как дизайном, так и качеством.

В 1962 году Фил отправляется в Японию, где в Кобе покупает отличные кроссовки от производителя «Онитсука Тайгер» (Onitsuka Co). В то время кроссовки компании Онитсука (ныне компания переименована в Asics) продавались только на внутреннем рынке Японии. Фил Найт добился от господина Онитсука права торговать его изделиями в Штатах. Но ещё до этого он привёз несколько пар кроссовок от Онитсука в США, где со своим тренером стали улучшать их дизайн и качество.

Поскольку кроссовки очень неплохо зарекомендовали себя по соотношению «цена-качество», в 1964 году Бауэрман и Найт подписывают договор о совместной работе и основывают новую компанию под названием Blue Ribbon Sports. Каждый компаньон вложил в бизнес по 500 долл. На эти деньги они закупили 300 пар кроссовок Онитсука Тайгер. Первые продажи осуществлялись прямо из гаража семьи Найт. По имеющейся договоренности, Фил Найт занимался продажами, а Билл Бауэрман улучшал качество и дизайн кроссовок.

В 1971 году Бауэманом и Найтом учреждается новая компания – Nike. Именно в этом году американская студентка Кэролайн Дэвидс нарисовала для Nike знаменитый логотип в виде завитка, который получил название Swooshсвуш» — такой звук издает клинок, разрезающий воздух). За свою работу Дэвидс получила 35 долл. Название компания получила по имени античной богини победы Ники

Дебют компании Nike состоялся на Олимпийских сборах команды США в 1972 году. В том же году Билл Бауэрман засунул кусок резины в вафельницу своей жены, вследствие чего появилась «вафельная подошва», ставшая самой лучшей и универсальной для беговой обуви.

В 1979 году Nike начинает серийное производство одежды. При этом первые опытные образцы стали появляться еще в 1972 году. Их создателями стали Фил Найт и его жена. В 1980 году Nike становится акционерным обществом; численность работников предприятия к этому времени составила 2700 человек. В 1982 году Nike уже спонсирует более половины игроков Национальной баскетбольной ассоциации (NBA).

В этом же, 1982 году компания Nike попадает в полосу кризиса из-за неправильного выбора маркетинговой стратегии. Еще тогда руководству компании нужно было выбирать, по какому пути следует развиваться – по производству одежды и обуви для спорта или как модного брэнда. Из-за выбора второго варианта у Nike осталось большое количество непроданных кроссовок. Исправляя ситуацию, Nike в 1987 году выходит на рынок с кроссовками AIRMAX, которые пользовались большим успехом. В этот период компания выходит из кризиса и снова наращивает продажи. Тогда же появляются первые кроссовки Cross-Trening, которые стали называть кроссовками на все случаи жизни.

С 1988 года начинается самая успешная маркетинговая программа. Just Do It– «Просто сделай это» – гласит слоган компании. С 1991 года Nike становится единственной в мире компанией по производству спортивной продукции, чьи годовые доходы превысили 3 млрд. долл.

И на сегодняшний день лидерство остается за Nike, которая ныне присутствует практически на всех рынках спортивной одежды, обуви и амуниции.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.