Зарождение спортивного бизнеса: исторический анализ

Первые элементы в гигантское здание современного спортивного бизнеса стали закладываться еще на заре человеческой цивилизации. Основным источником и активатором развития предпринимательства в спорте и околоспортивной деятельности стали подвижные игры и соревнования, которые в той или иной мере были свойственны всем культурам и социумам. Являясь базовым свойством человеческой природы, тяга к играм и двигательной активности переросла в состязание и противоборство, в азартную борьбу, которая, осуществляясь по установленным правилам, выявляла сильнейшего.

У многих народов древнего мира спортивные соревнования были очень популярными, а победители в них пользовались большим почетом и всеобщим общественным признанием. Археологические находки свидетельствуют о широком распространении игры в мяч, художественной гимнастики и борьбы у египтян, прыжков через быка, кулачных боев и борьбы на Крите, различных видов единоборств, бега и конных соревнований у этрусков, борьбы у шумеров, конного спорта у хеттов, спортивных игр в Аттике (см. рис.1).

Рис.1. Игры в мяч. «Хоккеисты», начинающие игру (по аттическому рельефу, ок. 510 г. до н.э.).

Рис.1. Игры в мяч. «Хоккеисты», начинающие игру (по аттическому рельефу, ок. 510 г. до н.э.).

Однако наибольшего развития спорт получил в античной Греции. Здесь победителей Олимпиад и других соревнований (агонов) почитали как национальных героев и воздавали им всевозможные почести. Агонам и играм при проведении культовых празднеств отводилась важнейшая роль. Некоторые из них известны с древнейших времен. Как правило, они устраивались регулярно с интервалом в один год или несколько лет. Во время игр свободные граждане не работали. Игры сопровождались процессиями, спортивными и музыкальными соревнованиями, сценическими представлениями и увеселениями. Устраивались игры, как за общественный, так и за частный счет. В Греции самыми значительными были Олимпийские игры, проходившие в Олимпии, начиная с 776 г. до н.э. раз в четыре года; Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона, устраивавшиеся в Дельфах раз в четыре года; Истмийские игры в честь Посейдона, проводившиеся раз в два года под Коринфом; Немейские игры – в Немейской долине, посвященные Зевсу (раз в два года).

В родном городе под портиком храма выставлялись изображения олимпионикам (атлетам-победителям), в их честь чеканились особые монеты, они были первыми кандидатами на почетные общественные должности. Для победителей всегда оставлялись лучшие места на праздниках, состязаниях или в театре. Атлет, увенчанный в Олимпии венком оливы или периодоник (победитель на четырех общеэллинских агонах) мог поставить себе скульптурное изображение. Иногда особо выдающиеся атлеты почти обожествлялись. Павсаний, Геродот, Фукидид свидетельствуют, что периодоник Эфиалий имел право приносить своему изображению жертвы как статуе божества.

Чествование победителей начиналось сразу по завершении агона. После раздачи венков в Олимпии устраивалась торжественная процессия, исполнялись эпиникии (хвалебные песни в честь победителей). Возвращение атлета-победителя в родной город было настоящим триумфом. Иногда даже проламывали стену города, чтобы победитель торжественно въехал через пролом в городской стене.

Списки олимпиоников, высеченные на мраморных плитах, выставлялись в гимнасии Олимпии для того, чтобы слава победителей сохранялась в веках. Когда в IV в. до н.э. была создана олимпийская система летосчисления, Олимпиада получала название победителя в простом беге.

Наивысшее общественное признание достоинств атлетов, слава, награды и почести привлекали к спортивному поприщу большие массы людей. Многие мужчины и юноши пытались достичь жизненного успеха за счет своей силы, целеустремленности, интеллекта. Отвечая на потребности этих групп людей, их покровителей и родственников, в древнегреческих полисах стали формироваться школы и объединения атлетов, в которых преподавали за вознаграждение лучшие специалисты и тренеры. Сфера обслуживания спортивных состязаний стала пополняться такими отраслями, как производство спортивных снарядов, строительство спортивных сооружений (стадионов, гимнасий, палестр), размещения и обслуживания болельщиков и некоторыми другими (см. рис.2).

Рис.2. Схема зарождение спортивного бизнеса в античности

Рис.2. Схема зарождение спортивного бизнеса в античности

Спортивную тематику широко использовали в своей работе архитекторы, художники, чеканщики и представители иных направлений декоративно-прикладного искусства. Так, например, гончары и горшечники заметили, что снабженная рисунками и сценками из спортивных состязаний посуда лучше продается (см. рис.3). Глиняные и деревянные фигурки атлетов и олимпиоников пользовались повышенным спросом как сувениры и детские игрушки. Большим спросом в античности пользовались жесткие и мягкие мячи для спортивных игр, которые изготавливались четырех видов – набитые конским волосом, перьями, шерстью, волосами. Потребности детей и взрослых на продукцию спортивного назначения создавали благоприятный фон для развития спортивного предпринимательства в прямой и опосредованной форме.

Рис.3. Борьба (с амфоры из мастерской Андокида, ок. 530 г. до н.э.)

Рис.3. Борьба (с амфоры из мастерской Андокида, ок. 530 г. до н.э.)

Влияние греческого спорта распространилось и на античный Рим, который по-своему воспринял и развил в новом преломлении соревновательную деятельность и связанный с ней бизнес. Римляне издавна проводили состязания, где наряду со скачками, травлей зверей и боями гладиаторов устраивались также соревнования в беге, борьбе и кулачные поединки. Но сами римляне в подобных мероприятиях чаще всего не участвовали; для них это был шоу-бизнес, в котором были заняты рабы или профессиональные атлеты со стороны (из Этрурии, Кампании, Африки).

По мере эллинизации Рима (с III в. до н.э.) римские политики переняли обычай устраивать спортивные представления, с помощью которых завоевывались симпатии народа. Римляне, очень любившие спортивные зрелища и гладиаторские бои (всем известен зародившийся тогда лозунг: «Panem et circenses!» — «Хлеба и зрелищ!»), с удовольствием участвовали в шоу в роли болельщиков. Вместе со спортивными зрелищами активно развивалась розничная торговля, реклама услуг постоялых дворов, гладиаторов и увеселений.

Спортивно-развлекательные мероприятия собирали огромное количество зрителей, которые стекались в Рим и другие города для участия в зрелищах и празднествах. В период проведения Олимпиад (в 80 г. Сулла приказал перенести Олимпийские игры в Рим) и других спортивно-зрелищных событий, которые продолжались порой неделями и даже месяцами, представители купеческого, торгового и ремесленного сословия зарабатывали большие деньги на коренных римлянах и приезжих гостях. Бизнес на гладиаторах, их подготовке в специальных школах и перепродажах был поставлен на широкую ногу. В ходу были продажи элементов одежды и вооружений знаменитых гладиаторов; пропитанные их потом кусочки ткани продавали женщинам как сувениры и амулеты. Наконечниками копий и трезубцев гладиаторов девушки делали проборы в прическах. В крупных городах римской империи стали строить специальные спортивно-зрелищные сооружения (типа амфитеатров и знаменитого Колизея). За представление и гладиаторские схватки со зрителей взималась плата. Уже в те времена стал оформляться билетный бизнес. В амфитеатрах имелись места для стояния и сидения, а также специально выделенные ложи для особо важных персон. Ближние места стоили дороже дальних; для женщин предназначались места в верхних рядах.

Чаще всего представление начиналось с выступлений комедиантов и шутов, далее следовали схватки всадников, а потом – гладиаторские бои (которые иногда были постановочными). Для увеселения публики музыканты исполняли зажигательные мелодии, причем оркестр находился прямо на арене.

Среди гладиаторов была своя специализация – ретиарий был вооружен трезубцем и сетью, секутор – коротким мечом и щитом, венатор бился с дикими зверями – слонами, львами, носорогами, тиграми, медведями. Современная испанская коррида – битва тореадора с быком – представляет собой модифицированный вид гладиаторского боя.

Среди зрителей сновали торговцы едой и сувенирами – они продавали всем желающим горох, сладости, напитки. Массовое скопление зрителей и страсти, кипевшие вокруг спортивных соревнований и гладиаторских боев, привели к появлению и такого вида предпринимательской деятельности, как букмекерство. Заключая между собой сделки пари на исход того или иного поединка, все желающие ставили на кон денежные суммы. Выигрывал деньги тот участник, который более точно предсказывал результат события. Гарантии исполнения взятых на себя обязательств обеспечивали специальные посредники, которых теперь мы называем букмекерами и организаторами спортивных лотерей.

В период расцвета римской империи получило развитие и такое направление спортивного шоу-бизнеса как цирковое представление. На аренах цирков перед большим скоплением публики выступали силачи, борцы, акробаты, конные наездники. Их мастерство настолько притягивало зрителей, что они готовы были платить немалые суммы за показательные выступления профессиональных атлетов, за зрелище, представляемое ими.

Со временем по всей территории римской империи стали сооружать постоянно действующие цирки со стационарными аренами и обустроенными местами и ложами для публики. Так, древнейший и самый крупный цирк Рима (Circus Maximus) имел общую длину 600 м и ширину 150 м. В императорское время он вмещал 60 тысяч зрителей, позднее был перестроен в расчете на 185 тысяч зрителей. И хотя единовременные инвестиции в подобные и менее крупные цирки требовались огромные, государственные власти и частные лица охотно вкладывали деньги в такие проекты.

Проведение спортивных шоу и игр (по образу Олимпийских игр император Август организовал Акцийские, а Домициан – Капитолийские игры) приносило предпринимательскому сообществу Рима значительные прибыли, развивало целые направления сервисного, гостиничного, туристического, образовательного и тренерского бизнеса. Состязания и спортивная деятельность заняли значительное место в декоративно-прикладном искусстве, стали сюжетами при росписи посуды, изготовлении статуэток и игрушек, гобеленов и настенных изображений. Нередко в честь победителей крупных соревнований чеканились памятные медали и монеты, выдающиеся спортсмены становились народными героями.

Со времен императора Адриана начинают формироваться и действовать объединения атлетов, которые выполняли роль института, представлявшего экономические и социальные интересы профессиональных спортсменов и их покровителей. Атлеты, объединенные в профессиональные сообщества, обучали на возмездной основе учеников боевым и спортивно-прикладным дисциплинам, выступали за вознаграждение в соревнованиях, оказывали консультационные услуги.

Появление на спортивных и гладиаторских аренах специально подготовленных профессиональных атлетов многое изменило в организации спорта. Высокий престиж и немалые доходы привлекали в спорт значительные капиталы состоятельных людей. Стали возникать школы профессиональных атлетов, строивших свою деятельность на предпринимательских принципах и самоокупаемости. При подготовке спортсменов-профессионалов стали использоваться особые системы питания и тренировки. Это приводило к тому, что атлеты-любители стали постепенно вытесняться из круга претендентов на высокие призовые места (особенно в тяжелоатлетических дисциплинах).

С развитием профессионального атлетизма участились случаи коррупции, мошенничества и обмана со стороны атлетов, их владельцев и спонсоров. Это обстоятельство придало определенный импульс к модернизации системы судейства, более четкого оформления и соблюдения правил игры и регламентов проведения соревнований.

С закатом Римской империи профессиональный спорт и связанная с ним предпринимательская деятельность постепенно утратили свои позиции и лишь в XIX в. вновь возродились в новом качестве. В этот период интерес мировой общественности к спорту значительно вырос, во многих странах стали появляться добровольные спортивные общества и федерации по видам спорта. Одной из первых национальных спортивных федераций стала «Национальная федерация бейсбола Соединенных штатов», образованная в 1858 г. В Европе вслед за английской футбольной лигой (1863 г.) возникли бельгийская, германская, итальянская, голландская и французская гимнастические федерации, английские федерации регби, плавания и конькобежного спорта, гребли и легкой атлетики. И, наконец, апогеем возрождения общественного интереса к спорту стало образование Международного Олимпийского комитета и проведение первых Олимпийских игр нового времени (1896 г.).

В начале ХХ в. в связи с распространением и популяризацией спорта значительно повысился спрос на спортивную одежду, обувь, спортивные снаряды и инвентарь. Для удовлетворения массового спроса на товары физкультурно-спортивного назначения стали создаваться специализированные предприятия спортивной индустрии, которые поставляли на рынок соответствующие товары и услуги. В этот период в мире многократно увеличилась численность людей, занимающихся спортом, возросла армия болельщиков, приобрели популярность многие новые спортивные дисциплины и виды спорта. Спорт стал достоянием не только узкого круга избранных лиц, располагающих соответствующими финансовыми ресурсами и досугом, но стал подлинно массовым феноменом, который посредством образования и средств массовой информации вошел практически в каждый дом.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.