К оценке эффективности системы управления физической культурой и спортом в РФ (Часть 3). Экономические параметры в системе показателей эффективности управления системой физической культуры и спорта

Первостепенное значение для формирования методики оценки эффективности системы ФК и С имеют экономические показатели – их классификация, функции и особенности. Сегментирование наиболее значимых укрупненных групп будем проводить по следующим направлениям:

  1. Величине экономического ущерба для хозяйственной системы страны;
  2. По стоимости мероприятий, противостоящих деструктивным воздействиям на социум;
  3. По стоимости системы управления физкультурой и спортом;
  4. По повышению производительности труда и качества человеческого капитала (см. рис.1).
Рис.1. Классификация экономических показателей, зависящих от эффективности функционирования системы ФК и С.

Рис.1. Классификация экономических показателей, зависящих от эффективности функционирования системы ФК и С.

Классификация по четырем основным группам первого уровня имеет разветвленные выходы на второй, нисходящий уровень, где экономические потери, затраты и прочие монетарные показатели конкретизируются и получают все более узкую градацию. Так, экономический ущерб от болезней, связанных с гиподинамией, табакокурением, злоупотреблением спиртным, подразделяются на потери первичные (краткосрочные) и вторичные (долговременные). К первой группе относятся экономические потери, связанные с единовременным потреблением алкоголя – отравления, утрата трудоспособности от производственного травматизма и в связи с техногенными авариями, потери от прогулов, дорожно-транспортных происшествий, связанных с употреблением алкоголя и т.д. К группе долговременных (вторичных) экономических потерь относят снижение производительности труда, рост смертности (в том числе в трудоспособном возрасте), рост числа психических и сердечнососудистых заболеваний, преждевременное старение и общее сокращение продолжительности жизни.

Величину экономических и социальных потерь от пьянства и алкоголизма можно оценить следующими цифровыми данными: согласно статистике, каждое третье преступление совершается в состоянии опьянения. Наиболее частой причиной смерти людей, злоупотребляющих алкоголем, являются тяжелые травмы, отравления и другие несчастные случаи (27% от всех смертельных случаев), от расстройства сердечнососудистой системы умирает 18%, от новообразований – 14%, от цирроза печени – 7%, кончают жизнь самоубийством 7%. В целом от 60 до 72% лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, не доживает до 50 лет. Необходимо также отметить, что алкоголь в значительной степени способствует росту в обществе числа инвалидов (по общему заболеванию, из-за производственного травматизма, вследствие нетрезвого зачатия детей и проч.). Так, за последние семь лет количество инвалидов в России увеличилось в 2,5 раза и составило к 2009 г. более 10 млн. человек, из которых 500 тысяч – инвалиды-дети.

Важным представляется показатель стоимость системы управления физической культурой и спортом. Его определение с точки зрения включаемых компонентов традиционно осуществляется как затраты, связанные с содержанием управленческого аппарата, зданий и офисов управленческих структур, основных и дополнительных денежных выплат, производимых фиксированной численности штатных менеджеров и вспомогательному персоналу.

На наш взгляд, такое понимание с методологической точки зрения неверно. Стоимость системы управления ФК и С следует рассматривать в более широкой трактовке, которая включает в себя и макроэкономические показатели.

Начнем с того, что общую систему регулирования экономических процессов можно подразделить на государственное регулирование (управление) и рыночное саморегулирование (децентрализованное управление). Это положение дает нам платформу для классификации отношения государства к физкультуре и спорту в плане активного или пассивного управляющего воздействия. Соответственно, затраты на управление какими-либо управленческими процессами могут иметь акцентированный характер (с выделением специальных управленческих структур в виде министерств, ведомств, региональных управлений с соответствующим финансированием из бюджетных средств) и косвенный, макроэкономический характер. В последнем случае специальных управленческих структур государство не создает, но это вовсе не означает, что управленческие процессы отсутствуют и на управление средства не расходуются. Используя макроэкономические стимулы и косвенное регулирование, государство управляет, например, системой ФК и С в стране путем создания определенных условий для затруднения или облегчения отдельных видов экономической деятельности. Стимулируя физкультурно-спортивную деятельность через структуры спортивного бизнеса (фитнес-клубы, платные секции и т.д.), государство добивается определенного прогресса в улучшении человеческого капитала посредством двигательной активности, решая тем самым свою основную задачу в данной сфере. Однако нельзя сказать, что система косвенного управления бесплатна в данном случае, так как налоговые послабления, льготное кредитование и иные экономические стимулы выливаются для бюджетов в определенный недобор налогов и денежных средств. Поэтому, на наш взгляд, стоимость системы управления ФК и С можно рассматривать в широком и узком смысле.

Классификацию отношений государств по активному или пассивному управлению ФК и С в стране различные специалисты трактуют неоднозначно. Так, в своей работе «О государственной политике ведущих зарубежных стран в области физического воспитания и спорта»1 проф. С.И.Гуськов отмечает, что существуют две модели отношения государства к спорту – модель «невмешательства» и модель «дирижизма». Проф. Р.Г.Гостев в своей книге «Спорт и законодательство» отмечает: «В мире превалируют две разные модели участия государства в делах спорта. Первая модель называется либеральной, когда задачей государства является только обеспечение материальных условий, и другая модель (что называется более «управляемая»), когда государство непосредственно способствует стимулированию спорта».2

Хотелось бы подчеркнуть, во-первых, что в России исторически сложилась активная (дирижистская) модель управления физкультурой и спортом с выделением соответствующих организационных структур. И, во-вторых, по нашему мнению, следует определять величину затрат, идущих на управление системой ФК и С в стране с позиций широкой трактовки, руководствуясь формулой 1:

Nоб. = Nу + Nма ; (1)

где Nоб – общие затраты на систему управления ФК и С;

Nу – затраты на федеральные и региональные управленческие структуры;

Nма – затраты, связанные с поддержкой желаемых условий для функционирования системы ФК и С.

Отдельным фактором на схеме рис.1 мы выделили затраты на противодействие деструктивным воздействиям. Величина затрат данного вида может в значительной степени варьироваться в зависимости от таких параметров, как интенсивность рекламных воздействий на население табачных и пивоваренных компаний, производителей крепкой алкогольной продукции. Физкультура, спорт и здоровый образ жизни зависят также от укоренения негативных обычаев и традиций, культуры и стереотипов поведения. В то же время затраты со стороны государства по данной статье расходов могут иметь вычеты, если участники физкультурно-спортивных отношений (фитнес-клубы, торговля спортивными товарами, физкультурно-оздоровительные учреждения) противостоят деструктивным факторам за счет собственных бюджетов. Таким образом, можно записать:

Nдв. = Nгос. ± Nсф.; (2)

где Nдв. – затраты на противодействие деструктивным воздействиям;

Nгос. – затраты государства на противодействие деструктивным воздействиям;

Nсф – затраты субъектов физкультурно-спортивных отношений на противодействие деструктивным воздействиям.

Четвертым фактором, входящим в комплекс параметров системы ФК и С, оказывающих влияние на экономику, является фактор повышения производительности труда и повышения качества человеческого капитала. Известно, что важнейшими характеристиками рабочей силы являются ее знания, физическая и творческая активность, дисциплинированность, резистентность к заболеваниям и вредным привычкам. Развивает указанные качества рабочей силы физкультура и спорт, организованные как внутри предприятия (корпоративный спорт), так и за его пределами.

На наш взгляд, физкультура и спорт – важный резерв в системе научной организации труда, повышении производительности трудовой деятельности. Особенно это важно для России, поскольку она традиционно считается одной из самых неэффективно трудящихся стран. По данным исследовательской компании Euromonitor, производительность труда в России в 4-5 раз ниже, чем в США и Европе.

Свою лепту в низкую производительность труда вносят такие факторы, как заболевания и прогулы, низкая производственная дисциплина, недостаточная физическая и интеллектуальная активность. Передовой опыт стран с высокой производительностью труда показывает, что значимым ресурсом в улучшении качества производственного менеджмента, сплоченности трудового коллектива и повышении производительности труда является корпоративный спорт.

В части организации систем физкультуры и спорта на предприятиях векторы интересов государства, коммерческих и некоммерческих организаций сходятся и приобретают общую направленность (см. схему на рис.2).

Рис.2. Баланс интересов государства и коммерческих предприятий в сфере физкультуры и спорта.

Рис.2. Баланс интересов государства и коммерческих предприятий в сфере физкультуры и спорта.

На основании данных факторов и проведенной выше классификации основных физкультурно-спортивных и экономических показателей следует проводить комплексную оценку эффективности системы ФК и С.

Авторы: Галкин В.В., Школьников М.А.


1 Гуськов С.И. О государственной политике ведущих зарубежных стран в области физического воспитания и спорта / Гуськов С.И. // Научные труды 1995 года / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. — М., 1996. — Т. 2. — С. 24-28.

2 Гостев Р.Г. Спорт и законодательство. – М.: НИЦ «Еврошкола», 2001. – С.62.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.