Постановка целей и задач в спортивном менеджменте

Каждый или почти каждый человек о чём-то мечтает, строя в своём воображении желаемые образы  будущей жизни. Многие дети мечтают стать выдающимися спортсменами или тренерами, взрослые строят в своих мечтах карьерные или предпринимательские перспективы, люди старшего поколения грезят о здоровье и духовном благополучии.

Иногда мечты становятся не просто грёзами, но перерастают в нечто большее — они преобразуются в цели, к которым решительно и неуклонно движутся отдельные люди, человеческие коллективы, предприятия, команды, клубы, нации.

Мечты и цели схожи в смысле проецирования себя в будущее. Однако есть между этими понятиями и существенное отличие, которое лежит в области реализации задуманного (см. рис.1). Если человек стремится достичь поставленных ориентиров, то мечта становится целью При отсутствии конкретных шагов в воплощении мечты в жизнь, она остаётся идеальным образом, плодом фантазии, воображения, игрой мысли.

Рис.1. Схема взаимосвязи «мечты — цели»

Для спорта и спортивного бизнеса это особенно актуально. Допустим, мальчик или девочка мечтают стать известными в стране и за рубежом спортсменами. Однако для реализации этой смелой мечты надо делать первые шаги — записаться в спортшколу, приступить к регулярным тренировкам, подчинять свой распорядок строгой дисциплине.

Естественно, не каждый способен это выдержать. Кому-то не хватает мотивации, кому-то воли, способностей, таланта, терпения. Мечта может стать лишь временной целью, краткосрочным или среднесрочным ориентиром. Реальная жизнь может внести свои серьёзные поправки в намерения человека, заставив его скорректировать цель или выбрать иной образ будущей жизни.

Таким образом, мы констатируем тот факт, что цели могут быть постоянными (неизменными) и временными (подвергающимися корректировке).

Каждая большая цель содержит в себе целый набор подцелей, которые принято называть задачами. Например, человек, решивший сбросить вес и поправить своё здоровье вдруг обнаруживает, что достичь эти две цели без выполнения ряда условий не удастся. Эти условия (они же задачи) включают в себя ограничения в питании (пересмотр диеты), планирование распорядка дня и введения дозированных физических нагрузок, отказ от курения и алкоголя, пустой потери времени. Постепенное выполнение указанных подцелей (задач) приводит человека к достижению его главных целей — сбросу излишнего веса и улучшению здоровья.

Иногда говорят, что цели могут быть долгосрочными (стратегическими) и относительно кратковременными (тактическими). Например, 27 марта 2019 года президент В. Путин на заседании Совета по развитию физкультуры и спорта заявил, что стратегической целью развития физкультуры и спорта в стране является вовлечение в сферу двигательной активности 60% населения к 2024 году (к 2019 году эта цифра составляла 40% или 54 млн. чел.).

Для реализации этой глобальной цели потребуется решить комплекс задач, связанных с возведением спортивной инфраструктуры, усилением рекламы и пропаганды здорового образа жизни, изменением потребительского поведения, культуры питания, систем досуга, обеспеченности квалифицированными кадрами, с развитием спортивного бизнеса.

Не следует оставлять без внимания и аспект противоречивости, конфликта целей, которые сплошь и рядом встречаются в спорте, бизнесе, повседневной практике. Конфликтуют между собой стратегические и тактические цели, экономические и спортивные, имиджевые и спонсорские.

Например, спортивный клуб ставит перед собой следующие цели:

  • получение прибыли от выступлений на международном уровне и в чемпионате России;
  • снижение издержек по всем видам затрат;
  • максимальное привлечение новых болельщиков и удержание старых;
  • всемерное увеличение известности клуба и повышение его узнаваемости;
  • привлечение солидных спонсоров, способных улучшить имидж клуба и решить его финансовые задачи (иногда спортклубы несут репутационные потери, если спонсорами выступают бордели, порносайты или похоронные бюро);
  • повышение качества и зрелищности выступлений.

Анализируя представленные цели мы увидим, что одни из них дополняют друг друга, другие, напротив, вступают в явные или скрытые противоречия.

Возьмём такие управленческие цели, как привлечение новых болельщиков, повышение качества и зрелищности выступлений, узнаваемость спортклуба, привлечение благотворителей и спонсоров. Все они в известной степени дополняют друг друга. Яркие и запоминающиеся выступления привлекают новых любителей спорта, повышают известность и узнаваемость спортивной организации, мотивируют на деловые контакты потенциальных спонсоров.

Но есть и противоречивые цели. Например, реклама — дело хорошее, она привлекает потребителей, болельщиков, покупателей, клиентов. Но всякая реклама — будь то в офлайне или онлайне, стоит денег. По сути своей, реклама — это инвестиции в будущие проекты. Но дадут ли рекламные инвестиции хорошую отдачу, будут ли риски оправданными? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Реклама в спорте может окупиться сторицей, а может принести сплошные убытки и разочарования.

Или, скажем, покупка у других клубов талантливых и перспективных атлетов нередко снижает прибыльность спортивной организации, её экономическую эффективность, повышают издержки и риски. Иногда бывает так, что покупки дорогостоящих атлетов оказываются настолько неэффективными, что спортклуб становится банкротом. Или, например, менеджеры заключает контракт с известным тренером (как, например, с Фабио Капелло, который стал самым дорогим тренером для сборной России) в надежде на окупаемость этой сделки, что происходит далеко не всегда.

Отметим также, что повышение конкурентоспособности одного клуба за счёт покупки лучших атлетов может привести к снижению конкурентоспособности других. Система чемпионатов с одним-двумя явными лидерами снижает интерес болельщиков к играм, делает многие матчи скучными и проходными.

То же самое мы можем констатировать в плане такой управленческой цели как снижение затрат (издержек). Повсеместное урезание зарплат и расходов спортклуба приводит во многих случаях к оттоку лучших атлетов, снижению качества выступлений, и, как следствие, к потере зрителей. Падение этих показателей неизбежно ведёт к потере доходов, ухудшению имиджа, внутренним трениям, накапливанию долгов.

Противоречивыми оказываются цели управления и на персональном уровне. Например, желание стать красивой и стройной оборачиваются для женщины затратами денег и времени на фитнес-клуб, работу с персональным инструктором, покупку спортивной одежды и обуви. Приходится также отказываться от встреч с подругами в кафе, от употребления сладкого и жирного, частично — от просмотров телесериалов и проч.

В заключение нашего краткого анализа зададим себе вопрос: «А можно ли обойтись в жизни без управленческих целей, к реализации которых следует обязательно стремиться?». Разумеется, можно. Но тогда, если неизвестен курс, никакой ветер не будет попутным — говоря словами римского философа Сенеки. Жизнь человека становится похожа на существование животного, которое живёт сегодняшним днём. А для предприятия или спортивной организации, работающих без цели, само существование и бизнес в условиях конкуренции становятся под вопрос.

Лучше всего достигаются поставленные цели с помощью составления плана, планирования, записи на бумаге соответствующих пунктов с пояснениями, что и когда нужно сделать. Планирование в спортивном менеджменте играет очень существенную роль — это, по сути дела, та платформа, на которой базируются другие факторы управления — организация, регулирование и контроль.

Спортивный менеджмент как наука и практический инструментарий

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.