Спортивный менеджмент и педагогика

Рассмотрение этапов развития спортивного менеджмента потребует от нас разграничения понятий – иначе неизбежно возникнет путаница. Прежде всего, отделим понятие спортивного менеджмента от педагогики (в том числе спортивной педагогики), которую специалисты в сфере физической активности зачастую воспринимают как управленческую и организационную деятельность.

На самом деле эти понятия далеко не тождественны, хотя в некоторых аспектах довольно близки. Иными словами, учитель и тренер – это не менеджеры, хотя и выступают управленцами на межличностном уровне. Отношения «наставник – ученик» в значительной степени отличаются от взаимоотношений «начальник (менеджер) – подчинённый», что, в общем-то и не требует особых доказательств.

В России педагогика считается наукой, а не только практической деятельностью. В западных странах превалирует иное мнение – там специалисты убеждены, что наукой является психология, а её прикладным ответвлением можно считать педагогику. Как бы то ни было, педагогика в её распространённой формулировке (в таковых насчитывается более двух десятков) – это деятельность, направленная на воспитание и обучение индивидов.

Что же касается спортивной педагогики, то здесь определения таковы. По мнению Р. Хельмана, спортивная педагогика должна исследовать и обеспечить целенаправленное, осознанное и планомерное осуществление развития личности посредством спорта. X. Швидман считает, что предметом педагогики спорта является спортивная деятельность (особенно деятельность по достижению спортивных успехов).

Спортивный менеджмент – это организационная и управленческая деятельность, целью которой становятся более многоплановые задачи – не только подготовить атлетов морально, физически и тактически, но и решить задачи экономической эффективности спортивной организации.

Учащиеся общеобразовательных школ всецело находятся в объятиях педагогики. Они организационно разбиты на классы, осваивают предметные программы, находятся под постоянным контролем учителей. Учащиеся и школьники в таких учебных заведениях являются лишь объектами, на которые направлен педагогический процесс.

В профессиональных спортклубах и в спортивных организациях ситуация серьёзным образом меняется – спортсмены и тренеры, играющие роль наставников, становятся заинтересованными лицами в том, чтобы показать максимальный индивидуальный и командный результат. Мотивация в данном случае очень высока, так как от результатов соревнований зависит денежное вознаграждение, слава, известность, уважение в кругах болельщиков. Растёт и привлекательность спортивной организации, а также отдельных атлетов с точки зрения рекламы и заключения персональных спонсорских контрактов.

Кроме того, существенным различием спортивного менеджмента и педагогики являются управленческие уровни. Если в педагогике главными объектами являются индивиды и некоторые коллективы (учебные группы, классы), то в спортивном менеджменте это могут быть муниципальные и территориальные образования (в системе государственного физкультурно-спортивного управления), спортивные федерации и ассоциации наднационального уровня, Международный олимпийский комитет, ВАДА и проч.

 

Основные направления развития педагогики спорта за рубежом

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.