Спортивный менеджмент и педагогика

Рассмотрение роли спортивного менеджмента в управлении человеческим капиталом, в воспитательных и просветительных процессах потребует от нас разграничения понятий – иначе неизбежно возникнет путаница. Прежде всего, определим место спортивного менеджмента и педагогики (в том числе спортивной педагогики), которую специалисты в сфере физической активности вполне обоснованно воспринимают как управленческую и организационную деятельность.

Отметим, что эти понятия не тождественны, хотя в некоторых аспектах довольно близки и даже пересекаются друг с другом. Поясним этот момент следующим образом. Спортивный менеджмент имеет функциональную специализацию и делится на такие научно-практические дисциплины, как стратегический, инновационный, финансовый, торговый, событийный менеджмент. В ряду управленческих дисциплин нас будет интересовать педагогический и образовательный менеджмент, которые иногда рассматривают как единую управленческую науку (см. рис.1).

Рис.1. Образовательный и педагогический менеджмент в системе управленческих дисциплин

Заметим, что в России педагогика считается наукой, а не только практической деятельностью. В западных странах превалирует иное мнение – там специалисты убеждены, что наукой является психология, а её прикладным ответвлением можно считать педагогику. Как бы то ни было, педагогика в её распространённой формулировке (в таковых насчитывается более двух десятков) – это деятельность, направленная на воспитание и обучение индивидов.

Что же касается спортивной педагогики, то здесь определения таковы. По мнению Р. Хельмана, спортивная педагогика должна исследовать и обеспечить целенаправленное, осознанное и планомерное осуществление развития личности посредством спорта. X. Швидман считает, что предметом педагогики спорта является спортивная деятельность (особенно деятельность по достижению спортивных успехов).

Спортивный менеджмент – это организационная и управленческая деятельность, целью которой становятся более многоплановые задачи – не только подготовить атлетов морально, физически и тактически, но и решить задачи экономической эффективности отдельного атлета или спортивной организации, системы (международной или национальной).

Для удобства дальнейшего анализа введём в рассмотрение ещё два определения — образовательного и педагогического менеджмента.

Образовательный менеджмент представляет собой организационно-управленческую деятельность, направленную на передачу теоретических и практических знаний обучающимся. Целью образовательного менеджера (учителя, преподавателя) является донесение до ученика и закрепления в его памяти определённого объёма знаний в некоторый ограниченный период времени. Для этого используются различные типы групповых и индивидуальных занятий, образовательных технологий, учебных пособий, видеоматериалов, практик.

Педагогический менеджмент, в отличие от образовательного, направлен на формирование личностных качеств, моральных ценностей, воли, дисциплины, культуры поведения и общения, патриотизма, уважения к чему-либо или кому-либо.

Ключевыми методами в воспитательном процессе является беседа, личность наставника, личный пример

В педагогическом менеджменте особенно важна личность педагога (педагогического менеджера), тренера, наставника, инструктора, учителя. Здесь мы не обойдёмся машинным, дистанционным, виртуальным обучением, поскольку ключевыми методами в воспитательном процессе является беседа, личность наставника, личный пример. Может ли человек с плохими личностными характеристиками стать хорошим педагогическим менеджером? В большинстве случаев нет. Исключение составляют лишь негативные случаи, когда педагогический менеджер прививает антигуманные качества — жестокость, беспощадность, беспринципность, расовую исключительность (как то делали фашисты, воспитывая мальчиков из Гитлерюгенд). Справедлив аналогичный вопрос — может ли стать хорошим образовательным менеджером человек, который сам мало что знает?

Когда решается управленческая задача по продвижению отдельного спортсмена, то персональный спортивный менеджер называется промоутером (например, в боксе) или агентом (в футболе). Иногда употребляются и другие термины, аналогичные по смыслу — антрепренёры, импресарио, спортивные продюсеры. Для клубного менеджмента и сборных команд наиболее часто используется термин менеджер с соответствующими уточнениями — старший (или младший) менеджер, линейный менеджер, генеральный менеджер.

Учащиеся общеобразовательных школ всецело находятся в объятиях педагогики. Они организационно разбиты на классы, осваивают предметные программы, находятся под постоянным контролем учителей. Учащиеся и школьники в таких учебных заведениях являются лишь объектами, на которые направлен педагогический процесс.

В профессиональных спортклубах и в спортивных организациях ситуация серьёзным образом меняется – спортсмены и тренеры, играющие роль наставников, становятся заинтересованными лицами в том, чтобы показать максимальный индивидуальный и командный результат. Мотивация в данном случае очень высока, так как от результатов соревнований зависит денежное вознаграждение, слава, известность, уважение в кругах болельщиков. Растёт и привлекательность спортивной организации, а также отдельных атлетов с точки зрения рекламы и заключения персональных спонсорских контрактов.

Кроме того, существенным различием спортивного менеджмента и педагогики являются управленческие уровни. Если в педагогике главными объектами являются индивиды и некоторые коллективы (учебные группы, классы), то в спортивном менеджменте это могут быть муниципальные и территориальные образования (в системе государственного физкультурно-спортивного управления), спортивные федерации и ассоциации наднационального уровня, Международный олимпийский комитет, ВАДА и проч.

 

Основные направления развития педагогики спорта за рубежом

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.