Экономика профессионального спорта

Важнейшей составной частью сферы физической культуры является профессиональный спорт, который представляет вершинную, наиболее продвинутую и коммерциализированную часть всей совокупности физкультурно-спортивных отношений. Большинство спортсменов-любителей хотели бы стать профессионалами, звездами большого спорта и действующими лицами большого бизнеса.

Однако для попадания в профессиональный спорт одного желания недостаточно. И начинающим, и уже сложившимся спортсменам-непрофессионалам необходимо пройти горнило любительского спорта, где конкуренция весьма высока. И только самые способные и целеустремленные люди пробиваются сквозь сито жесткого отбора в элиту спорта – в когорту профессионалов (см. рис.2.6).

Рис.2.6. Схема взаимосвязи любительского и профессионального спорта.

Рис.2.6. Схема взаимосвязи любительского и профессионального спорта.

Профессиональный спорт, как и всякая элитная группа, составляет малую величину от основной массы спортсменов и физкультурников и не превышает обычно отметку в 0,1-0,5%. В то же время по своей затратности и объему обращающихся денежных средств он, как правило, многократно превосходит любительский спорт и составляет ныне весомую часть мировой экономики.

Услуги профессионального спорта. Как отрасль экономической деятельности, профессиональный спорт производит для потребителей продукт в виде зрелищных услуг. Зрители получают психологическое удовлетворение от потребления спортивно-зрелищных услуг и потому готовы оплачивать их. При этом, чем выше качество предоставляемых услуг (что выражается в престиже соревнований), тем выше их цена.

Поставляемые профессиональным спортом зрелищно-массовые услуги имеют свои отличительные особенности, которые делают их уникальными по своим свойствам. Эта уникальность позволяет зрелищно-массовым услугам профессионального спорта успешно конкурировать со всеми иными услугами аналогичного свойства и качества, представленных на рынках шоу-бизнеса.

Исключительность продукта профессионального спорта заключается в следующих специфических чертах:

  • В элементах постоянной новизны. Спортивные соревнования – всегда новое зрелище, которое практически никогда не повторяет предыдущее. Каждый новый старт, поединок, игра – это вновь открывающееся зрелище, захватывающее и незабываемое событие, приковывающее к себе внимание огромных масс людей самых разных национальностей и вероисповеданий;
  • В элементах сохраняемости услуги. Принято считать, что услуга не может сохраняться, то есть момент ее оказания и потребления совпадают во времени. Для многих видов услуг это утверждение верно (например, для транспортных). Однако зрелищно-массовые услуги профессионального спорта имеют свою специфику. В частности, они обладают свойством сохраняемости и воспроизводимости, то есть одно и то же спортивное зрелище может быть записано на видеоноситель и впоследствии воспроизводиться на телевидении, через Интернет или на мобильных телефонах. И всякий раз обладатель прав на спортивно-зрелищную услугу извлекает коммерческую выгоду;
  • В массовости, коллективности потребления. Соревнования профессиональных спортсменов практически всегда (за исключением специальных форм наказания, когда матчи проводятся без зрителей) проходят в присутствии множества болельщиков, привлекают повышенное внимание электронных и печатных СМИ. Помимо этого, спортивные игры и чемпионаты активно обсуждаются в среде любителей спорта, в кругу знакомых и коллег. Иными словами, спортивно-зрелищным услугам органически присуща массовость потребления, то есть потребления сразу многими лицами. Именно эта особенность продукта профессионального спорта используется в рекламном деле для получения вторичных экономических эффектов, которые состоят в расширении известности и привлекательности рекламируемых товаров и услуг, и, как следствие, стимулированию сбыта и потребления.

В силу своей высокой внутренней конкурентности, требующей постоянных высоких результатов и нагрузок, время пребывания спортсменов в системе профессионального спорта ограничено. Средний возраст выхода спортсменов из профессионального спорта существенно варьируется в зависимости от видов спорта, но в среднем не превышает 35-37 лет. Это обстоятельство имеет для экономики профессионального спорта существенное значение, так как при достижении возрастного порога спортсмен снижает свои скоростные и силовые показатели, а вместе с ними снижается и качество предоставляемой спортсменом услуги. Вместе с понижением качества падает и цена услуги. В результате спортсмену нужно либо менять амплуа (переходить на работу тренера, арбитра или менеджера) или покидать профессиональный спорт.

Уход из профессионального спорта связан для спортсмена с потерей источника доходов и утратой привычных условий жизни. А это обстоятельство влечет за собой следующие выгоды:

  1. спортсмен-профессионал должен за относительно непродолжительный период активных выступлений накопить достаточный капитал, чтобы после завершения спортивной карьеры не снижать уровня благосостояния. В этой связи становится ясно, что высокие зарплаты и гонорары спортсменов-профессионалов – необходимый элемент их карьеры;
  2. государству следует учитывать специфику труда спортсменов-профессионалов и обеспечивать им соответствующую социальную защиту и социальное страхование;
  3. работодатели обязаны принимать во внимание относительную краткосрочность работы спортсмена в профессиональном спорте и закладывать вытекающие отсюда издержки и риски в зарплату и социальный пакет, систему медицинского и дополнительного пенсионного обеспечения.

Рынки труда профессиональных спортсменов. Рассматривая экономические отношения в сфере профессионального спорта, необходимо отметить особую систему трудовых отношений, существующих на рынках труда спортсменов-профессионалов. Подобная система отношений «работодатель–спортсмен» не имеет близких аналогов для иных профессий и рынков.

Рассмотрим основные характерные черты рынков труда профессиональных спортсменов:

  1. Особый вид товара, торгуемого на рынках – спортсмены. Основным объектом сделок купли-продажи на рынках труда профессиональных спортсменов являются конкретные индивиды – как носители спортивных умений и знаний. Работодатели покупают спортсменов на рынках труда в буквальном смысле, приобретая не только их услуги, но и в значительной степени ограничивая права спортсменов – право на свободу передвижения, выбора распорядка дня, рациона питания, напитков и многого другого. Вместе с заключением контракта спортсмен-профессионал получает целый набор предписаний и ограничений. На этот набор накладывается система самоограничений с целью достижения высокого результата. Таким образом, рынок труда профессиональных спортсменов – особая система отношений, при которой обычный спектр гражданских прав индивида ограничивается. В период действия срока контракта спортсмен может быть вопреки его желанию передан в аренду в другой клуб или перепродан в иной город или страну. И это не система добровольного и узаконенного рабства. Просто на этих рынках иначе нельзя. Как показала многолетняя практика, именно такая система трудовых отношений носит на сегодняшний день оптимальный характер.
  2. Особая система отбора и найма профессиональных спортсменов. Рынки труда профессиональных спортсменов мало похожи на традиционные – на них не функционируют службы занятости (биржи труда), не публикуются информационные бюллетени с перечными открытых вакансий и квалификационных требований. Здесь все иначе. Специальные тренеры-селекционеры из спортивных организаций разного уровня «просеивают» рынок, отслеживая успехи и неудачи отдельных спортсменов. Замеченных перспективных спортсменов берут на заметку, дают им денежную оценку и затем приглашают на работу. В то же время спортсменов, не демонстрирующих обнадеживающих результатов, переводят в резерв или дублирующий состав. Если сторонний клуб предлагает за него приемлемую цену – не задумываясь, продают. При этом циркуляция кадров происходит на рынках труда профессиональных спортсменов латентно, скрытно от внешнего наблюдателя, то есть действует в условиях закрытости и соблюдения коммерческой тайны.
  3. Специальная система ценообразования. Вопрос о цене того или иного спортсмена на профессионально-ориентированных рынках труда очень важен по нескольким причинам. Во-первых, цены на профессиональных спортсменов, как правило, весьма высоки, во-вторых, потенциальные таланты спортсмена и его возможности неопределенны, в-третьих, профессиональный спорт весьма рискован в плане получения травм и повреждений. В профессиональном спорте очень велика возможность неверной оценки тех или иных индивидов, так что зачастую работодателям приходится покупать «кота в мешке». Следовательно, система ценообразования в профессиональном спорте в значительной степени основана на субъективных оценках и прогнозах, что делает сферу спортивного бизнеса довольно рискованной сферой деятельности.
  4. Особая система посредничества. Ритм жизни профессиональных спортсменов таков, что практически все свое время они проводят на сборах, тренировках и соревнованиях. Поэтому самостоятельно заниматься поисками новой, более высокооплачиваемой работы спортсмены-профессионалы не имеют возможности. В то же время такая потребность у спортсменов существует. Нуждаются в притоке новых кадров и работодатели. Образовавшуюся нишу заполняют специальные посредники – агенты, которые сводят вместе спрос и предложение.

Агенты на рынках труда профессиональных спортсменов выполняют такие функции, как поиск новых работодателей, спонсоров и рекламодателей, обговаривают со сторонами условия заключения контрактов, сроки трудовых соглашений, условия переезда к новому месту жительства, бытовые условия и многое другое. Вознаграждением агентам служат комиссионные отчисления от сумм контрактов спортсменов. В итоге оказываются удовлетворены интересы всех сторон сделки. Таким образом, агенты на современных рынках труда спортсменов-профессионалов представляют необходимый элемент перелива трудовых ресурсов от одних работодателей к другим.

Отмеченные нами особенности устройства и структуры рынков труда профессиональных спортсменов дают представление о их сложности и специфике. Более конкретно механизм функционирования рынков труда в части назначения зарплат спортсменам, заключения трудовых соглашений (контрактов), взаимодействия со спонсорами мы рассмотрим ниже.

Похожее ...

1 Комментарий

  1. Сергей:

    Все прекрасно, а кто платит?

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.