Волонтёрство в спорте

Одной из важных составляющих современного спорта является волонтёрское движение или волонтёрство. Суть этого понятия довольно проста. Многое в наших повседневных действиях определяет воля. С детских лет мы говорим: «Хочу иметь такую-то игрушку, велосипед или ролики», «В будущем желаю стать тем-то, приобрести такую-то профессию», «Хочу (или не хочу) учиться». Все эти выражения, а также многие другие, отражающие внутренний порыв личности, являются проявлением воли. Латинское слово «волюнтас» означает «воля, желание, хотение», а «волонтёр» — человек, движимый доброй волей, внутренними побуждениями и устремлениями. Недаром в русском языке синонимом данного термина является «доброволец» — образованного двумя словами – добро и воля. В.И. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка поясняет: «Доброволить – делать что по своей воле, давать на что вольное согласие». [1]

Таким образом, мы выяснили, что волонтёр и доброволец – слова-синонимы, обозначающие одно и то же понятие. В современной российской практике бескорыстной помощи спорту и физкультурно-спортивным отношениям чаще употребляются термины волонтёр и волонтёрство в целях избегания путаницы с добровольчеством и добровольцами, которые в сознании россиян прочно скрепились с военной тематикой.

Теперь попробуем углубиться в экономический и социально-культурный слой спортивного волонтёрства, определить специфику данного феномена и его формальные отличия от благотворительности и спонсорства.

Выше мы уже останавливались на явлениях благотворительности, меценатства и спонсорства в спорте. Сейчас лишь кратко напомним, что благотворительностью признаётся любое действие жертвователя (дарителя), приносящее благо отдельным атлетам, клубам, тренерам, физкультурно-спортивным сообществам. Благотворитель может завещать своё имущество тем или иным физическим и юридическим лицам, направлять на нужды спорта определённые суммы денег, дарить материальное имущество и интеллектуальную собственность. Спонсор – это лицо, оказывающее помощь спорту на возмездной, коммерческой основе. Например, компания-производитель спортивной амуниции предоставляет в бесплатное пользование атлетам своей продукции в обмен на рекламные мероприятия.

Волонтёрство находится на пересечении понятий благотворительности, меценатства и спонсорства, выступая особой сферой деятельности, где волонтёры, не имея возможности помочь спорту деньгами, помогают ему своим бескорыстным трудом (см. схему на рис.1).

Рис.1. Взаимное пересечение волонтёрства, благотворительности, меценатства и спонсорства

Рис.1. Взаимное пересечение волонтёрства, благотворительности, меценатства и спонсорства

Заметим, что границы пересечения отмеченных нами феноменов не остаются статичными, они могут перемещаться в той или иной мере, образуя общие области с другими понятиями.

Более конкретно это выглядит следующим образом. Меценатство отличается от благотворительности тем, что меценат не желает себе рекламы и паблисити, оказывая помощь конфиденциально. Благотворитель, жертвующий материальные, финансовые или иные активы публично, извлекает из этого пользу – повышение уважения, авторитета, социального статуса (что может быть использовано в политической деятельности или при выдвижении на выборные должности). Спонсор, как нами отмечалось, открыто преследует коммерческие цели.

Волонтёрство, таким образом, может сочетать в себе весь спектр упомянутых интересов – карьерных, коммерческих, имиджевых, познавательных, социально-культурных и даже религиозных.

Теперь обратимся к рассмотрению групп участников волонтёрского движения в спорте. Принято считать, что волонтёры – это, в основном, молодые люди, поддерживающие спорт. На самом деле круг участников волонтёрского движения гораздо более широк – в него входят атлеты-профессионалы, физкультурники, тренеры, фитнес-инструкторы, активисты общественных организаций, государственные служащие, представители международных федераций, научных и образовательных организаций.

Что же конкретно делают все вышеперечисленные категории волонтёрского движения, каковы их формы участия в общем деле?

Начнём с группы профессиональных атлетов и спортсменов-любителей. Их волонтёрская деятельность осуществляется по следующим сегментам:

— проведение встреч с детьми, школьниками, студентами, болельщиками и любителями спорта для проведения лекций, бесед;

— проведение для различных категорий (в том числе инвалидов, социально незащищённых граждан, детей с замедленным развитием и проч.) мастер-классов;

— участие на некоммерческой основе в спортивных праздниках, в церемониях заграждения победителей, в фестивалях;

— осуществление пропагандистской и пиар-деятельности в плане продвижения своего вида спорта, здорового образа жизни, антидопинговой пропаганды, борьбы с вредными привычками и т.д.).

Со стороны тренерского сообщества, фитнес-блогеров и судейского корпуса волонтёрская деятельность выражается в таких аспектах, как:

— бесплатные консультации для различных контингентов занимающихся физической культурой и спортом (в части объёмов физической нагрузки, периодичности тренировок, возрастных ограничений, правильного питания и проч.);

— участие в соревнованиях разного уровня в качестве экспертов, арбитров, организаторов, менеджеров;

— участие в социальной рекламе, продвигающей ценности олимпизма, двигательной активности, жизни без алкоголя, наркотиков и курения.

Со стороны активистов, любителей спорта, молодёжного сообщества:

— помощь в подготовке и проведении спортивных соревнований;

— помощь в переводе на иностранные языки, в размещении гостей и прибывающих болельщиков;

— уборка мусора, спортсооружений, городских улиц;

— участие в программах экологического, просветительского и научного характера, направленных против расовой ненависти, вспышек агрессии, столкновений болельщиков.

Мощным импульсом к развитию спортивного волонтёрства в России стало проведение Сочинской Олимпиады и Паралимпиады в 2014 году. Тогда к местам проведения соревнований и встреч гостей были направлены 25 тысяч волонтёров, привлечённых из разных регионов страны. Все эти люди прошли специальную подготовку, получили неоценимый опыт работы в крупных спортивных проектах.

В общем движении волонтёрства мы можем выделить две больших группы участников — организованных и неорганизованных волонтёров. В первую группу входят те люди, которые действуют под эгидой какой-либо организации, ассоциации, спортклуба. Ко второй группе следует отнести энтузиастов, которые действуют на разовой или регулярной основе, помогая бескорыстно окружающим, спорту, обществу. Их главное оружие — личный пример, инициатива и убеждённость в своей правоте. Тренеры-общественники, работающие бесплатно (или за символическую плату) с ребятами на дворовых спортплощадках, инструкторы по лечебной физкультуре, работающие на общественных началах с пенсионерами, организаторы беговых клубов — все они в известной степени являются волонтёрами по зову сердца.

Безусловно, нам интересен и социально-экономический портрет волонтёров. Что движет этими людьми? Являются ли они чистыми альтруистами или в их поступках есть практическая компонента. Эту тему нам поможет осветить результат опроса российских социологов, проведённый в августе 2017 г. специалистами ВЦИОМ. На вопрос: «Почему Вы лично участвуете в волонтёрской деятельности?» респонденты отвечали так:

  1. Желание интересно проводить время, жить активной жизнью — 48%
  2. Желание чувствовать себя полезным — 37%
  3. Желание реализовать себя и свои инициативы — 32%;
  4. Желание получить дополнительные знания, навыки, квалификацию — 31%
  5. Возможность решить общие проблемы — свои и других людей — 26%
  6. Желание получить профессиональный опыт, который понадобится при устройстве на работу — 18%
  7. Желание реализовать свои убеждения, ценности — 17%
  8. Возможность получить полезные связи — 15%
  9. Получение поощрений — приглашение на мероприятия, поездок, встреч с известными людьми и др. — 14%
  10. Желание завести друзей — 14%
  11. Потребность общаться с людьми, быть частью группы — 12%
  12. Желание связать свою жизнь со сферой некоммерческих организаций, заниматься этим профессионально — 7%
  13. Желание получить рекомендации для будущего работодателя или учебного заведения — 5%
  14. Другое — 1%
  15. Затруднились ответить — 2%.

Из результатов опроса видно, что волонтёры руководствуются в своей работе весьма разными интересами — как практического, экономического, карьерного свойства, так и социальными идеями — приобретения новых контактов, общения, получения новых знаний, эмоций, впечатлений.

С точки зрения экономики спорта волонтёрство — важнейший компонент современной спортивной индустрии с нераскрытыми до конца возможностями. Идейный труд волонтёров имеет почти такое же хозяйственное и социально-пропагандистское значение, какое имели субботники в советский период или безвозмездный труд на благо Родины в трудное военное и послевоенное время.

Исходя из существующих на текущий момент тенденций, институт спортивного волонтёрства будет в нашей стране активно развиваться, приобретать массовость, новые формы и оттенки работы.

=========================

[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. – С.444

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.