Волонтёрство в спорте

Одной из важных составляющих современного спорта является волонтёрское движение или волонтёрство. Суть этого понятия довольно проста. Многое в наших повседневных действиях определяет воля. С детских лет мы говорим: «Хочу иметь такую-то игрушку, велосипед или ролики», «В будущем желаю стать тем-то, приобрести такую-то профессию», «Хочу (или не хочу) учиться». Все эти выражения, а также многие другие, отражающие внутренний порыв личности, являются проявлением воли. Латинское слово «волюнтас» означает «воля, желание, хотение», а «волонтёр» — человек, движимый доброй волей, внутренними побуждениями и устремлениями. Недаром в русском языке синонимом данного термина является «доброволец» — образованного двумя словами – добро и воля. В.И. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка поясняет: «Доброволить – делать что по своей воле, давать на что вольное согласие». [1]

Таким образом, мы выяснили, что волонтёр и доброволец – слова-синонимы, обозначающие одно и то же понятие. В современной российской практике бескорыстной помощи спорту и физкультурно-спортивным отношениям чаще употребляются термины волонтёр и волонтёрство в целях избегания путаницы с добровольчеством и добровольцами, которые в сознании россиян прочно скрепились с военной тематикой.

Теперь попробуем углубиться в экономический и социально-культурный слой спортивного волонтёрства, определить специфику данного феномена и его формальные отличия от благотворительности и спонсорства.

Выше мы уже останавливались на явлениях благотворительности, меценатства и спонсорства в спорте. Сейчас лишь кратко напомним, что благотворительностью признаётся любое действие жертвователя (дарителя), приносящее благо отдельным атлетам, клубам, тренерам, физкультурно-спортивным сообществам. В.И. Даль указывает, что благотворец или благотворитель — это благодетель, благоподатель; творящий, делающий добро другим. Благотворительность — свойство благотворящего (см. Т.1, с.94 Толкового словаря живого великорусского языка). Благотворитель может завещать своё имущество тем или иным физическим и юридическим лицам, направлять на нужды спорта определённые суммы денег, дарить материальное имущество и интеллектуальную собственность.

Спонсор – это физическое или юридическое лицо, оказывающее помощь спорту на возмездной, коммерческой основе. Например, компания-производитель спортивной амуниции предоставляет в бесплатное пользование атлетам свою продукцию в обмен на рекламные мероприятия.

Волонтёрство находится на пересечении понятий благотворительности, меценатства и спонсорства, выступая особой сферой деятельности, где волонтёры, не имея возможности помочь спорту деньгами, помогают ему своим бескорыстным трудом (см. схему на рис.1).

Рис.1. Взаимное пересечение волонтёрства, благотворительности, меценатства и спонсорства

Рис.1. Взаимное пересечение волонтёрства, благотворительности, меценатства и спонсорства

Заметим, что границы пересечения отмеченных нами феноменов не остаются статичными, они могут перемещаться в той или иной мере, образуя общие области с другими понятиями.

Более конкретно это выглядит следующим образом. Меценатство отличается от благотворительности тем, что меценат не желает себе рекламы и паблисити, оказывая помощь конфиденциально. Благотворитель, жертвующий материальные, финансовые или иные активы публично, извлекает из этого пользу – повышение уважения, авторитета, социального статуса (что может быть использовано в политической деятельности или при выдвижении на выборные должности). Спонсор, как нами отмечалось, открыто преследует коммерческие цели.

В приведенной нами градации смысловые наполнения терминов могут иметь различные оттенки (коннотации). Всем людям, родившимся во времена СССР, известны субботники, которые также можно толковать как всенародное волонтёрское движение. Герои повести А. Гайдара «Тимур и его команда» (1940) также занимались волонтёрской работой. В известной степени волонтёрами были и члены команды Басконии, прибывшие в СССР в 1937 году для сбора средств посредством футбола детям Испании.

Игрок сборной Басконии Луис Регейро. 1937.

Не деньги, а благодарность Стране Советов привели басков на наши стадионы. Капитан баскской команды Луис Регейро выступил перед зрителями на стадионе, сказав и о полутора тысяче детей, прибывших в Ленинград на пароходе из Бильбао. «Вы приняли детей, — сказал он, — так рано познавших ужасы войны, доказав тем самым ещё раз, что есть на свете страна мужества, мира и дружбы». (Подробнее см.: Самая скандальная победа «Спартака»).

Волонтёрство, таким образом, может сочетать в себе весь спектр упомянутых интересов – карьерных, коммерческих, имиджевых, познавательных, социально-культурных и даже религиозных. Как отдельную составляющую выделяют корпоративное волонтёрство, то есть добровольную поддержку сотрудниками социальных, имиджевых и производственных программ своих предприятий

Теперь обратимся к рассмотрению групп участников волонтёрского движения в спорте. Принято считать, что волонтёры – это, в основном, молодые люди, поддерживающие спорт. На самом деле круг участников волонтёрского движения гораздо более широк – в него входят атлеты-профессионалы, физкультурники, тренеры, фитнес-инструкторы, активисты общественных организаций, государственные служащие, представители международных федераций, научных и образовательных организаций.

Что же конкретно делают все вышеперечисленные категории волонтёрского движения, каковы их формы участия в общем деле?

Начнём с группы профессиональных атлетов и спортсменов-любителей. Их волонтёрская деятельность осуществляется по следующим сегментам:

— проведение встреч с детьми, школьниками, студентами, болельщиками и любителями спорта для проведения лекций, бесед;

— проведение для различных категорий (в том числе инвалидов, социально незащищённых граждан, детей с замедленным развитием и проч.) мастер-классов;

— участие на некоммерческой основе в спортивных праздниках, в церемониях заграждения победителей, в фестивалях;

— осуществление пропагандистской и пиар-деятельности в плане продвижения своего вида спорта, здорового образа жизни, антидопинговой пропаганды, борьбы с вредными привычками и т.д.).

Со стороны тренерского сообщества, фитнес-блогеров и судейского корпуса волонтёрская деятельность выражается в таких аспектах, как:

— бесплатные консультации для различных контингентов занимающихся физической культурой и спортом (в части объёмов физической нагрузки, периодичности тренировок, возрастных ограничений, правильного питания и проч.);

— участие в соревнованиях разного уровня в качестве экспертов, арбитров, организаторов, менеджеров;

— участие в социальной рекламе, продвигающей ценности олимпизма, двигательной активности, жизни без алкоголя, наркотиков и курения.

Со стороны активистов, любителей спорта, молодёжного сообщества:

— помощь в подготовке и проведении спортивных соревнований;

— помощь в переводе на иностранные языки, в размещении гостей и прибывающих болельщиков;

— уборка мусора, спортсооружений, городских улиц;

— участие в программах экологического, просветительского и научного характера, направленных против расовой ненависти, вспышек агрессии, столкновений болельщиков.

Мощным импульсом к развитию спортивного волонтёрства в России стало проведение Сочинской Олимпиады и Паралимпиады в 2014 году. Тогда к местам проведения соревнований и встреч гостей были направлены 25 тысяч волонтёров, привлечённых из разных регионов страны. Все эти люди прошли специальную подготовку, получили неоценимый опыт работы в крупных спортивных проектах.

В общем движении волонтёрства мы можем выделить две больших группы участников — организованных и неорганизованных волонтёров. В первую группу входят те люди, которые действуют под эгидой какой-либо организации, ассоциации, спортклуба. Ко второй группе следует отнести энтузиастов, которые действуют на разовой или регулярной основе, помогая бескорыстно окружающим, спорту, обществу. Их главное оружие — личный пример, инициатива и убеждённость в своей правоте. Тренеры-общественники, работающие бесплатно (или за символическую плату) с ребятами на дворовых спортплощадках, инструкторы по лечебной физкультуре, работающие на общественных началах с пенсионерами, организаторы беговых клубов — все они в известной степени являются волонтёрами по зову сердца.

Безусловно, нам интересен и социально-экономический портрет волонтёров. Что движет этими людьми? Являются ли они чистыми альтруистами или в их поступках есть практическая компонента. Эту тему нам поможет осветить результат опроса российских социологов, проведённый в августе 2017 г. специалистами ВЦИОМ (см. также [2]). На вопрос: «Почему Вы лично участвуете в волонтёрской деятельности?» респонденты отвечали так:

  1. Желание интересно проводить время, жить активной жизнью — 48%
  2. Желание чувствовать себя полезным — 37%
  3. Желание реализовать себя и свои инициативы — 32%;
  4. Желание получить дополнительные знания, навыки, квалификацию — 31%
  5. Возможность решить общие проблемы — свои и других людей — 26%
  6. Желание получить профессиональный опыт, который понадобится при устройстве на работу — 18%
  7. Желание реализовать свои убеждения, ценности — 17%
  8. Возможность получить полезные связи — 15%
  9. Получение поощрений — приглашение на мероприятия, поездок, встреч с известными людьми и др. — 14%
  10. Желание завести друзей — 14%
  11. Потребность общаться с людьми, быть частью группы — 12%
  12. Желание связать свою жизнь со сферой некоммерческих организаций, заниматься этим профессионально — 7%
  13. Желание получить рекомендации для будущего работодателя или учебного заведения — 5%
  14. Другое — 1%
  15. Затруднились ответить — 2%.

Из результатов опроса видно, что волонтёры руководствуются в своей работе весьма разными интересами — как практического, экономического, карьерного свойства, так и социальными идеями — приобретения новых контактов, общения, получения новых знаний, эмоций, впечатлений.

Интересно отметить, что согласно другому опросу ВЦИОМ (см. [2]), более половины граждан России (52%) оказывают волонтёрскую помощь индивидуально, 21% — с группой знакомых, 15% — в составе компаний, в которых работают. При этом перспективы у волонтёрства в нашей стране весьма позитивные — 19% опрошенных заявили, что безусловно будут участвовать в волонтёрских акциях, а ещё 49% сказали, что скорее всего будут участвовать в таких акциях и далее.

С точки зрения экономики спорта волонтёрство — важнейший компонент современной спортивной индустрии с нераскрытыми до конца возможностями. Идейный труд волонтёров имеет почти такое же хозяйственное и социально-пропагандистское значение, какое имели субботники в советский период или безвозмездный труд на благо Родины в трудное военное и послевоенное время.

Исходя из существующих на текущий момент тенденций, институт спортивного волонтёрства будет в нашей стране активно развиваться, приобретать массовость, новые формы и оттенки работы.

=========================

[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. – С.444.

[2] Волонтёрство в России: сегодня и завтра

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.