Бизнес на спортивной атрибутике (Часть 2)

Все многообразие спортивной символики и атрибутики можно с некоторой степенью условности разделить по следующим направлениям:

— элементы одежды для болельщиков (футболки, шарфы, головные уборы и т.д.);

— сувениры спортивной направленности;

— продукция с символикой клубов (в том числе фан-клубов), сборных команд или соревнований;

— средства звуковой поддержки (трещотки, клаксоны, дудки и проч.);

— значки, вымпелы и памятные медали;

— книги и мультимедиа на спортивную тематику.

Рассмотрим каждый из отмеченных видов более подробно.

Одной из наиболее востребованных товарных групп является одежда и аксессуары для болельщиков. Отправляясь на матчи любимой команды, огромные массы болельщиков и фанатов считают своим долгом украсить себя цветами поддерживаемой сборной или клуба, одеть на себя футболки с фамилиями и игровыми номерами своих кумиров, разукрасить лица красками национальных флагов. И даже не столь фанатичные болельщики, а люди более сдержанные и уравновешенные, отмечают свою принадлежность к клубу или сборной шарфами или значками с соответствующей символикой.

Потребность пришедших на матч людей быть не просто пассивными наблюдателями и зрителями, а активными болельщиками и участниками событий, которые своей поддержкой воодушевляют команду, очень сильна. Но как можно быть «дополнительным игроком» в команде, если ты не облачен в ее форму? Эффект сопричастности тогда ослабевает. Поэтому массы болельщиков считают необходимым выглядеть так, чтобы игроки клуба сразу выделяли «своих» из числа всех прочих зрителей и более эмоционально воспринимали их поддержку.

Осуществляя предварительную подготовку к матчу, болельщики закупают для себя и своих знакомых специальные головные уборы, шарфы, футболки, бейсболки с клубными цветами и эмблемами (см. рис.1).

Рис.1. Элементы одежды болельщиков.

Рис.1. Элементы одежды болельщиков.

Следующим видом спортивной атрибутики является сувенирная продукция. Многие болельщики и туристы покупают себе какие-либо вещицы на память, связанные с тем или иным матчем или спортивным событием. Индустрия спортивной атрибутики учитывает эту потребность и в соответствии с предъявляемым спросом поставляет в торговые точки сувенирную продукцию.

Величина спроса на отдельные группы сувениров со спортивной символикой во многом зависит от творческого подхода, изобретательности и юмора создателей памятных предметов. Оригинальность дизайна, стилистических и технических решений поощряется более массовым спросом и повышенной ценой изделий. Так, например, хорошо раскупается болельщиками и туристами стилизованные фигурки спортсменов и тренеров, спортивных фанатов, макеты спортинвентаря (боксерских перчаток, футбольных мячей и т.д.). Неизменно популярными являются сувениры в виде объемных клубных эмблем и гербов организаторов соревнований, а также клубных и событийных талисманов (см. рис.2).

Рис.2. Спортивные сувениры в виде копилки «Фанат», кружки болельщика и талисмана спортивного события.

Рис.2. Спортивные сувениры в виде копилки «Фанат», кружки болельщика и талисмана спортивного события.

 

 

 

 

 

 

 

К группе продукции со спортивной символикой относятся самые разные товары, на которые наносятся торговые марки спортивных клубов, логотипы участников соревнований и спонсоров проведения чемпионатов, стилизованные изображения городов и спортсооружений, в которых проводятся состязания. Наиболее часто товарами-носителями символики являются флажки, трещотки, клаксоны, авторучки, блокноты, зажигалки, часы, календари и тому подобные предметы.

Для любителей неброской атрибутики и коллекционеров производителями спортивной продукции изготавливаются клубные значки, брелоки и особые памятные медали, приуроченные к той или иной юбилейной дате (см. рис.3).

Рис.3. Примеры значков ФК «Зенит», ХК ЦСКА и клубного брелока

Рис.3. Примеры значков ФК «Зенит», ХК ЦСКА и клубного брелока

 

 

 

 

 

Выпуская партии значков и медалей из сплавов драгоценных металлов и ограниченными тиражами, организаторы спортивного бизнеса повышают мотивацию покупателей к их приобретению. Зная, что с течением времени на эти нумизматические ценности будет расти, болельщики и коллекционеры с удовольствием приобретают значки и медали в личную собственность.

Еще одной значимой группой товаров для болельщиков являются специальные печатные издания и мультимедиа. На протяжении многих десятков лет во многих странах мира для любителей спорта организаторы соревнований и профессиональные клубы издают литературу справочного, статистического и популярного характера, в которой приводится история команд, спортсменов, выступавших за клуб в разные годы, тренеров, работавших с атлетами.

В последние годы, в связи с бурным развитием цифровых технологий и технических средств, большое распространение получили видеоматериалы, касающиеся того или иного клуба или спортсмена. Болельщики со стажем, а также участники фан-клубов с удовольствием просматривают видеодиски с кадрами хроники прошлых лет, обсуждают в кругу друзей и близких былые победы и поражения. На рис.4 представлены образцы книг и мультимедиа соответствующего содержания.

Рис.4. Книга и видеоматериалы о футбольном клубе «Зенит».

Рис.4. Книга и видеоматериалы о футбольном клубе «Зенит».

 

 

 

 

 

 

 

Как видим, современная отрасль спортивной символики и атрибутики предоставляет болельщикам и туристам широкий спектр продукции на самые разные вкусы. С ростом благосостояния людей в большинстве стран мира активно развивается и данная сфера спортивного бизнеса, доля которой в доходах профессиональных клубов постоянно увеличивается.

В заключение коснемся такого немаловажного вопроса, как лицензирование торговли спортивной атрибутикой.

Использование торговых марок спортивных клубов, олимпийской символики, логотипов федераций и имиджа отдельных спортсменов не может использоваться в оптовой и розничной торговле без письменного разрешения правообладателя того или иного интеллектуального продукта. Другими словами, ритейлерам необходимо заключить с держателями прав надлежащие соглашения, в которых указывается, в какой пропорции делится полученная прибыль от продажи спортивной атрибутики. Например, в договоре может быть указано, что 10% чистой прибыли необходимо уплачивать владельцу официально зарегистрированной торговой марки. Отсутствие договора у продавца спортивной атрибутики делает процесс продажи незаконным, а сам товар считается контрафактным.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.