Конкурентоспособность спортивного бизнеса. Спортивные и финансовые результаты

Спортивный бизнес

Спортивный бизнес

Конкурентная борьба в спорте имеет во многом зримый и явный характер. Соревнования атлетов при большом количестве зрителей дают очевидную картину превосходства одного соперника над другим или же демонстрирует примерное равенство сил.В ходе выступлений спортсмены и команды показывают свое мастерство и таланты, силу воли и выдержку. При этом зрители не просто становятся свидетелями драматических моментов соревнований, но и арбитрами, когда каждый мысленно или словесно дает оценку различным игровым эпизодам или же трактовку выступления спортсменов в целом.

В то же время экономическая конкуренция отдельных атлетов и профессиональных клубов остается как бы за кадром, невидимой для внешнего наблюдателя. Вся подготовительная работа остается вне поля зрения болельщиков, но именно она представляет собой платформу для успехов или неудач профессиональных команд и клубов.

Существует пять слагаемых спортивных успехов:

1.    спортсмены;

2.    тренеры;

3.    финансы;

4.    менеджеры;

5.    болельщики (потребители).

Значение каждого из факторов весьма значительно, но подлинную силу они демонстрируют в монолитном единстве и сбалансированном состоянии. Доминирование одного компонента над другими очень редко приводит к стабильно высоким спортивным результатам. Поясним эту мысль следующим образом.

Спортсмены. Представим себе, что профессиональный спортивный клуб подготовил за несколько лет целую когорту сильных и талантливых атлетов. Однако выдающихся результатов команды клуба так и не показали, поскольку для их развития у организаторов спортивного бизнеса не хватило финансовых ресурсов, которые должны были пойти на адекватную оплату труда атлетов, приглашение квалифицированных тренеров и менеджеров. Из-за недостатка денежных средств спортсмены стали подыскивать себе другие клубы, которые предлагали лучшие условия в части вознаграждений и бытовых условий. Закономерным итогом данных процессов становится распад спортивного коллектива и ухудшение спортивных результатов.

Тренеры. За каждой спортивной командой или атлетом стоит тренер. Именно его творческая мысль, знания, опыт и навыки играют ведущую роль в успехах или неудачах клуба. Главный тренер и его помощники определяют стратегию учебно-тренировочного процесса, физическую и тактическую подготовку, кадровый состав команды. История спорта знает немало примеров, когда работа тренеров практически с одинаковым составом приводила к абсолютно разным спортивным результатам. У одних тренеров не складывались отношения с атлетами, игроки не понимали и не принимали предлагаемых методик тренировки, в команде или клубе формировался нездоровый психологический климат. Другие тренеры проявляли больший педагогический талант, находили индивидуальный подход к каждому спортсмену, воодушевляли команду, правильно и в полной мере использовали достоинства каждого игрока. Варьируя тактические схемы и темп игры в зависимости от силы и возможностей противника, предугадывая ход поединка, талантливые тренеры выигрывают даже там, где это кажется невозможным.

Однако может ли главный тренер, даже очень способный и квалифицированный, постоянно выигрывать у соперников с лучшей финансовой и материальной базой, с более качественным менеджментом? Хотя чудеса в спортивной практике иногда случаются, но все же  это бывает очень редко.

Финансы и материальная база. В современном спорте одно из ведущих мест занимают денежные ресурсы, располагая которыми организаторы спортивного бизнеса могут позволить себе практически все – лучших атлетов и тренеров, самые современные спортивные сооружения и тренировочные базы, комфортное проживание и транспортное сообщение, питание и медицинское обслуживание.

В преобладающем большинстве случаев количество финансовых ресурсов переходит в качество – возрастают спортивные результаты, улучшается кадровый состав спортивной организации, увеличивается численность болельщиков на трибунах. И все же так бывает не всегда. Иногда даже наличие огромных денег не спасает профессиональные спортивные клубы от фиаско. Задействуя, казалось бы, лучшие силы отечественных и зарубежных спортсменов и тренеров, клуб показывает весьма скромные результаты. Типичным примером подобного положения дел можно считать результаты футбольного клуба «Динамо» (Москва). Располагая огромными финансовыми ресурсами, клуб в сезонах 2005-2006 годов выступил очень слабо, отчаянно сражаясь за место в премьер-лиге. Как видим, без должного менеджмента даже большие деньги могут быть потрачены неэффективно, то есть соотношение «затраты – результат» могут быть на чрезвычайно низком уровне.

Менеджеры. Обострение конкуренции во многих популярных видах спорта привело к тому, что любая ошибка в выборе стратегии клуба, планировании и управлении активами приводит к потере завоеванных позиций. Перед руководством профессиональных спортивных клубов постоянно возникает проблема выбора единственно правильного решения из множества альтернатив: каких атлетов и тренеров приобрести, а от каких избавиться; как увеличить зрительскую аудиторию; в каких бизнес-проектах участвовать; куда сделать инвестиции. При этом проблемы управления маркетингом, кадрами и финансами начинают приобретать доминирующее значение.

Квалифицированное решение всех вышеперечисленных вопросов невозможно без качественного менеджмента, без участия в работе клубов профессиональных менеджеров. Попытки отдельных спортивных руководителей принимать решения интуитивно, исходя только из личного опыта и представлений о должном, чреваты грубыми просчетами и крупными финансовыми потерями.

Осознавая дефицит знаний в области современного управления событиями и коммерческими проектами, владельцы профессиональных спортивных клубов приглашают на соответствующие должности менеджеров, основная задача которых – максимизация прибыли и минимизация убытков. Выполняя функцию координации и управления основными компонентами бизнеса – атлетами, тренерами, финансами и взаимодействиями с болельщиками, менеджеры обеспечивают своим клубам надлежащую конкурентоспособность.

Болельщики. Зрительская аудитория и лояльные болельщики представляют собой прочную основу для стабильного спортивного бизнеса. Именно они составляют потребительский контингент профессиональных клубов, являются источником материальной и моральной поддержки своих команд.

Конечно, в спортивной практике имеют место случаи, когда клубы существуют в основном за счет своих владельцев и спонсоров (см. рис.1).

Рис.1. Общая схема выстраивания деятельности спортивного клуба.

Рис.1. Общая схема выстраивания деятельности спортивного клуба.

Однако такой способ существования подобен колоссу на глиняных ногах, так как финансовое благополучие клуба целиком опирается на материальное положение своего владельца и спонсора. Рыночные принципы уходят на второй план, а болельщики перестают играть роль ведущего звена в системе коммерческой деятельности клуба. Такой способ ведения спортивного бизнеса также имеет право на существование, но он менее эффективен и требует регулярных дотаций. Кроме того, не так уж много существует в мире бизнесменов, готовых постоянно нести крупные затраты на содержание собственного спортивного клуба.

Гораздо более распространенный вариант – опора на собственных болельщиков, взаимодействие с ними, совместное решение спортивных и финансовых задач. Понимание важнейшей роли болельщиков приводит в настоящее время к переориентации большинства профессиональных спортивных клубов на клиентоориентированные стратегии, в которых фигура болельщика становится центральной на стадионах в прямом и переносном смыслах. Так, в 2006 году на стадионе в Томске появился первый памятник болельщику – «Кузьмичу». Читается, что за истекшие 50 лет на стадионе побывало не менее 10 млн. болельщиков, которые всегда поддерживали местный футбольный клуб. Бронзовая фигура Кузьмича восседает на трибуне вместе с живыми болельщиками, создавая благоприятную психологическую атмосферу на стадионе.

Мощный и конкурентоспособный спортивный клуб сегодня – это хороший подбор атлетов и тренеров, опирающихся на прочную основу в виде лояльных потребителей – болельщиков. Болельщики создают клубу материальную базу и поток доходов. Задача менеджеров – создавать и приумножать этот поток, направляя и координируя деятельность всех подразделений клуба.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.