Управление спортклубами (Часть 1). Спортклуб как собственность одного лица

Управление спортклубами

Управление спортклубами

Несмотря на огромное разнообразие спортивных клубов и профессиональных участников спортивной индустрии, способы их организации и управления довольно единообразны и ограничиваются несколькими основными видами, к числу которых относятся:

— частное владение, когда спортивный клуб и все права на него принадлежат какому-либо частному лицу;

— совместное владение, когда все материальные и нематериальные активы спортклуба принадлежат объединенной группе собственников, организованных на кооперативных или акционерных началах;

— государственное или муниципальное учреждение, в котором номинальными или реальными собственниками и держателями всех активов является правительство или местные органы власти.

Самым простым и весьма распространенным видом организации спортивного бизнеса является профессиональный клуб с единым собственником во главе. Чаще всего профессиональные спортивные клубы такого типа образуются по следующему алгоритму: вначале частное лицо, располагающее достаточными финансовыми ресурсами, приобретает соответствующую материальную базу для проживания и тренировок спортсменов, проводит подбор наиболее одаренных и перспективных атлетов, которые подписывают с владельцем клуба контракты, где оговариваются финансовые и правовые обязательства сторон. Если спортсмены достаточно юные и еще не приобрели всех атрибутов дееспособности, то еще одной стороной, подписывающей контракт, являются родители, которые удостоверяют своими подписями, что согласны на ограничения, накладываемыми собственником спортклуба на их ребенка в части самостоятельного трудоустройства и построения личной карьеры.

Бизнес владельца профессионального спортивного клуба в данном случае выстраивается на умении отыскать спортивные таланты и специальной подготовке атлетов, рыночная стоимость которых быстро растет в ходе выступлений и демонстрации надлежащих результатов (см. рис.1).

Рис.1. Диаграмма роста рыночной капитализации спортсмена.

Рис.1. Диаграмма роста рыночной капитализации спортсмена.

 

 

 

 

 

 

 

На любом из этапов подготовки перспективного спортсмена владелец клуба может перепродать его другим операторам рынка профессиональных спортсменов. Экономическая выгода при этом определяется как затраты на подготовку спортсмена, вычтенные из цены перепродажи. Если, например, затраты на подготовку спортсмена составили 150 тыс. долл., а конечная цена перепродажи другому профессиональному клубу 700 тыс. долл., то прибыль собственника клуба до уплаты налогов составит 550 тыс. долл.

Организация собственного бизнеса на базе подготовки и переподготовки профессиональных спортсменов – непростая и высоко рискованная деятельность. Дело в том, что владельцу бизнеса, его тренерам-селекционерам и менеджерам не всегда удается распознать в атлетах подлинные таланты, способные перерасти в спортивных звезд. Кроме того, в спорте, в отличие от многих прочих видов деятельности, очень высока вероятность получения травм, способных на длительное время выводить атлетов из строя или даже вовсе ставить крест на их карьере. Эти, а также ряд других обстоятельств, вносят в бизнес владельца профессионального спортивного клуба большую долю неопределенности.

Снизить коммерческие риски владельцы профессиональных спортивных клубов пытаются за счет диверсификации бизнеса, то есть расширения направлений деятельности, которая приносит дополнительные доходы. Так, например, известный российский организатор спортивного бизнеса Ш.Тарпищев осуществляет подготовку теннисистов и тренеров по нескольким программам и направлениям: в одних структурах ведется целенаправленная подготовка теннисистов экстра-класса, в других – профессиональных тренеров, в третьих – тренируют людей, играющих в теннис для своего удовольствия за установленную плату.

Организация собственного профессионального спортивного клуба – занятие не только рискованное, но и капиталоемкое, требующее значительных единовременных инвестиций в спортсооружения, в тренеров, в инвентарь, в технический персонал. Для участия в чемпионатах и первенствах требуются немалые транспортные и организационные расходы. Причем окупаются они в основном за счет побед команд, или спортсменов, выступающих под эгидой данного клуба. В подавляющем большинстве случаев здесь действует принцип одновременности спортивных и коммерческих успехов – выступая удачно, команды и атлеты, помимо почестей и славы, приобретают и денежное вознаграждение. На долю проигравших выпадает критика и скудная финансовая поддержка.

Таким образом, мотивация для успешного ведения бизнеса у владельцев профессиональных спортивных клубов очень высокая. Реализовать двуединую задачу по завоеванию спортивных трофеев и финансового вознаграждения можно лишь с помощью квалифицированного менеджмента. Вся полнота управленческих полномочий и материальной ответственности лежит на плечах собственника клуба, который либо самостоятельно руководит его повседневной деятельностью, либо нанимает на работу спортивного и финансового менеджеров, берущих основные управленческие функции на себя.

Прямое руководство осуществляется владельцем клуба, по преимуществу, в тех случаях, когда этот бизнес является для собственника основным; у него есть время и желание заниматься только делами клуба.

Более распространенным вариантом является руководство клубом через профессиональных менеджеров, исполняющих те или иные служебные полномочия. Собственник клуба рассматривает свое детище в нескольких аспектах:

а)  как Luxury, дорогую роскошную игрушку, которую не могут позволить себе другие бизнесмены;

б) как способ привлечения внимания к своей персоне, так как спортивный клуб своими выступлениями создает постоянный информационный повод для концентрации общественного интереса;

в) как инструмент рекламы своего бизнеса.

В зависимости от целей приобретения профессионального спортивного клуба выстраивается его стратегия. Но в любом случае спортивные успехи и коммерческая прибыль остаются приоритетными задачами. Здесь, правда, следует отметить, что под коммерческой прибылью не обязательно подразумеваются деньги – это могут быть такие параметры, как увеличение узнаваемости клуба, расширение контингентов болельщиков, рост популярности и узнаваемости владельца клуба, желающего сделать политическую карьеру или стать общественным деятелем. В решении всех поставленных задач клуб может оказаться незаменимым инструментом.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.