Гостиница «Бристоль», шедевр модерна

В 2020 году интереснейшему памятнику истории, архитектуры и предпринимательства Воронежа – зданию гостиницы «Бристоль» исполняется 110 лет. За более чем вековую историю «Бристоль» побывал в разных ипостасях – первоначально он был шикарной гостиницей с первоклассным рестораном, затем в нём расположились военные (сначала белогвардейцы, а потом и штаб Красной Армии). В послевоенный период и в настоящее время «Бристоль» не используется как гостиница – в нём арендуют площади коммерческие организации под офисы и магазины. И, наконец, теперь ему уготована роль важнейшего историко-культурного и исторического объекта, узлового элемента воронежского туристического кластера, в который «Бристоль», несомненно, превратится после серьёзных инвестиций и творческой обработки внутренних пространств. Но об этом скажем чуть позже, а сейчас вернёмся к истории.

Гостиница «Бристоль». Воронеж. 2020

Даже сегодня здание «Бристоля», выполненное инженером М. Фурмановым в стиле «модерн», приковывает к себе восхищённые взгляды воронежцев и гостей города, является, говоря языком маркетологов и специалистов по туризму, «ай-стоппером», объектом, останавливающим на себе взгляд наблюдателя.

Здание, действительно, великолепное. Оно и было задумано таковым своими создателями – воронежским купцом А.Г. Просвиркиным и его компаньоном, строителем-подрядчиком М.Н. Литвиновым, которые выкупили усадьбу у купцов Синицыных и возвели на данном земельном участке потрясающую гостиницу с элитными номерами и отличным рестораном.

Название гостиницы с рестораном было выбрано не случайно — в те времена английский город Бристоль считался столицей шоколадной промышленности, славился изысканными сладостями. Помимо этого, из порта Бристоля всегда привозили первоклассные вина португальского происхождения — херес, портвейн, мадеру. В связи с этим название «Бристоль» выглядело для состоятельной публики завлекательно и престижно.

Поскольку фасад «Бристоля» выходил на главную улицу города – Большую Дворянскую (ныне проспект Революции), его локация подразумевала привлечение наиболее платёжеспособной и фешенебельной клиентуры. Само упоминание того, что вы были в ресторане «Бристоль», поднимались на лифте в номера (в 4-х этажном здании), общались с посетителями и персоналом, давали на чай официантам и привратникам, вызывало у окружающих уважение и почитание.

Приходится констатировать, что, здание «Бристоля» было построено в канун весьма неспокойных времён. В 1914 году началась Первая мировая война, а в 1917 году свершились сразу две революции – февральская и Октябрьская. В 1919 году гостиницу «Бристоль» приспособил под свой штаб белогвардейский генерал Шкуро, на него же совершил лихой налёт Олеко Дундич, чьим именем ныне названа одна из улиц Воронежа.

В 1930-е годы в «Бристоле» жила новая пролетарская элита – работники культуры, литературы, театра, поэты и писатели, пропагандисты и певцы новой жизни.

Здание гостиницы "Бристоль" в январе 1943 г.

Здание гостиницы «Бристоль» в январе 1943 г.

Летом 1942 года в Воронеже начались кровопролитные бои с немецко-фашистскими войсками, которым удалось оккупировать правый берег. Линия фронта, таким образом, пролегла прямо через город – почти что так, как в Сталинграде. Примерно такими же грандиозными оказались и разрушения в Воронеже, после того, как 25 января 1943 года город был освобождён. Здание «Бристоля» пострадало весьма сильно от бомбёжек и пожаров (см. фото выше). При восстановлении Воронежа были идеи «упростить» архитектуру здания, сделать её более утилитарной и экономной. Этого, к счастью, не произошло, и «Бристоль» был восстановлен в своём первоначальном виде.

Сейчас, к 2020 году, мэрия города Воронежа и администрация Воронежской области всерьёз взялись за восстановление историко-культурного наследия Воронежа и развитие туризма (как внутреннего, так и внешнего). Думается, что здание «Бристоля» имеет в этой связи огромный потенциал. Для его раскрытия городским и областным властям потребуется помощь историков, краеведов, дизайнеров, просветителей (в том числе в рамках цифровых технологий), производителей сувениров, экскурсоводов, создателей тур-стори. Поскольку в «Бристоле» бывали разные знаменитости (например, Аркадий Гайдар), потребуется соответствующее оформление внутренних интерьеров, воссоздание атмосферы дореволюционного и советского периода. По сути дела, речь идёт о музеизации городских пространств, создании пешеходных зон и инновационных арт-объектов.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.