Гото Предестинация и Адмиралтейский комплекс

Все мы привыкли к тому, что памятники – это объекты недвижимости, которые прочно закреплены на отведённом им участке земли. Это характерно для индивидуальных и коллективных скульптур, выполненных в металле или мраморе, для предметов архитектуры, деревянного и каменного зодчества, для воинских мемориалов, для городских инсталляций и арт-объектов.

Но бывают и исключения из этого неписанного правила. Наглядный пример тому – реконструированный в Воронежском крае корабль петровских времён под названием «Гото Предестинация» («Предвидение Господне»), который в настоящее время представляет собой плавучий музей с полной боевой оснасткой, поражающий воображение воронежцев и гостей города своим величием, декором и красотой.

Носовая часть линкора "Гото Предестинация"

Носовая часть линкора «Гото Предестинация»

В современной России уже мало кто помнит, что некогда провинциальный город Воронеж на исходе XVII-го и в начале XVIII-го столетий стал не только колыбелью русского флота, но и определённое время был столицей России – пока здесь наездами жил и работал царь-самодержец Пётр Великий.

Пётр I в Воронеже

Пётр I в Воронеже.

Замыслив создать российский флот, будущий император выбрал для его создания Воронеж, удобно расположенный для этих целей в географическом и военном плане. Здесь имелся строительный лес, относительно глубоководная река Воронеж, впадавшая в Дон, населённый город с некоторыми трудовыми и силовыми ресурсами.

Воронежский край в ту пору был немноголюдным, но нехватку работных людей можно было быстро компенсировать за счёт рекрутирования крестьян из соседних областей (вместе с лошадьми и подводами), а мастеров корабельного дела и всевозможных ремёсел можно было выписать из-за границы.

Адмиралтейская площадь. Современный вид

Адмиралтейская площадь. Современный вид

Свой план Пётр I стал реализовывать быстро и решительно. По его указу в 1696 году было создано Воронежское адмиралтейство, к которому были приписаны города на реках Воронеж и Дон, стали строиться корабельные верфи, организовываться необходимые производства, сгоняться трудовые ресурсы. Исторические документы доносят до нас сведения о тяжести земляных и строительных работ – крестьяне, так называемые нетчики, предпочитали бросать лошадей с подводами (главное своё богатство) и подавались в бега, чтобы не умереть на почти что каторжных работах.

Адмиралтейская церковь в половодье

Вместе со строительством кораблей Пётр создавал необходимую инфраструктуру и вспомогательные производства – литейное, суконное, канатное, кузнечное, кожевенное, полотняное. Село Парусное, как считают краеведы, получило своё название из-за парусинной мануфактуры – именно здесь в период с 1696 по 1706 годы, была построена и активно работала полотняная фабрика. Место для неё отвели при впадении речки Тамлыка в Усманку.

Вид на реку Воронеж и Адмиралтейскую церковь.

Основные работы по возведению кораблей производились на берегу реки Воронеж, рядом с Петровским (Адмиралтейским) островом. На острове был выстроен Цейхгауз для складирования пороха и вооружений, недалеко от строительной площадки строители соорудили домик Петра (оба объекта до наших дней не сохранились). Здесь же, на берегу реки Воронеж, была построена Адмиралтейская (Успенская) церковь.

Начало реставрации Адмиралтейской церкви

7 мая 1700 года в Воронеже стало знаковой датой – в этот день на воду был спущен 58-пушечный линейный корабль с латинским названием «Гото Предестинация». Его строительство продлилось полтора года, поскольку начало возведения относится к 19 ноября 1698 года. Царь Пётр работал над этим кораблём самостоятельно, без иностранных корабелов и советников. Главными его помощниками были русские мастера – Федосей Скляев и Лукьян Верещагин.

Гото Предестинация постепенно достраивается. Воронеж. Водохранилище. 2014.

Кормовая часть линкора "Гото Предистинация"

Кормовая часть линкора «Гото Предистинация»

«Гото Пpедестинация» находилась в составе Азовского флота до апреля 1712 года, а затем была выгодно пpодана туpкам. В 2011 году на Павловском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась церемония закладки точной копии 58-пушечного линейного корабля. 27 июля 2014 года в Воронеже на Адмиралтейской площади прошло торжественное открытие масштабной копии линкора, корабля-музея «Гото Предестинация». Корабль будто сошёл с картинки из учебника истории: 36 метров в длину, более 9 в ширину, высота корпуса – 7 метров, плюс ещё мачты около 30 метров. Для воронежцев и гостей города, которые никогда ранее не видели вживую парусные корабли петровской эпохи, это было незабываемое зрелище.

Адмиралтейская площадка после 1972 г. Петровский остров заровняли бульдозеры.

Адмиралтейская площадка после 1972 г. Петровский остров заровняли бульдозеры.

На корабле расположена экспозиция, посвящённая истории строительства царём Петром Великим первого Русского военного флота. Здесь, на линкоре теперь проходят экскурсии, а в в дни праздников, связанных с историей военно-морского флота, «Гото Предестинация» выходит в акваторию Воронежского водохранилища. Линкор обслуживает команда моряков в составе 10 человек, обученная работать с парусной оснасткой.

Вид на Петровский остров (на котором слева вверху виден Цейхгауз) и Адмиралтейскую церковь. Начало ХХ в. Отчётливо видно, что Петровский остров находится выше по течению, чем позже намытая площадка.

Современная копия линкора «Гото Предестинация» и Адмиралтейская (Успенская) церковь составляют лишь часть мемориала, посвящённого Петру Великому и строительству первого российского военного флота. Идея создания масштабного Адмиралтейского комплекса с реставрированными историческими объектами витала у воронежцев и местных властей уже достаточно давно. Однако до практической реализации всё как-то не доходили руки — то не хватало денег, то велась подготовка к расширению акватории и заполнялось водохранилище (это произошло в 1972 году, когда Петровский остров с остатками Цейхгауза был уничтожен — см. фото выше — и лишь потом остров был намыт снова).

Стилизованная ростральная колонна на Адмиралтейской площади.

Первые попытки создать на берегу реки Воронеж мемориальный комплекс относятся к 1834 году, когда воронежская общественность и местные власти надумали поставить памятник Петру I. Планировалось установить памятный обелиск напротив Петровского острова, а в помещении Цейхгауза оборудовать комнату-кабинет царя с его сохранившимися вещами и домовую церковь Петра. Здесь же предполагалось открыть богадельню для отставных моряков.

Однако тогда, в XIX веке, задуманное осуществить не удалось — государственная казна денег не выделила, а на пожертвования, как сообщает краевед В. Кононов, удалось лишь выкупить у частного собственника (которому на тот момент принадлежал остров) сам остров за 4 тысячи рублей и Цейхгауз за 10 тысяч.

Впоследствии город сдал Петровский остров с Цейхгаузом Воронежскому Яхт-клубу в долгосрочную аренду — с 1 января 1876 года по 1919 год данный комплекс служил спортивным и развлекательным целям. После окончания гражданской войны Советской власти было не до восстановления острова, который из-за половодий и действия времени постепенно приходил в негодность. Боевые действия 1942 и начала 1943 годов довершили разрушительный процесс. К идее реставрации всего мемориального комплекса воронежская общественность и местная власть вернулись уже после распада СССР.

Полуразрушенный Цейхгауз, на Петровском острове. 1930-е гг.

В идеале власти хотели бы восстановить Адмиралтейство и всю его инфраструктуру в полном объёме — естественно, с соблюдением интересов туристов и норм безопасности современного уровня. Однако реализация этого грандиозного проекта, выполненного в образовательных, воспитательно-патриотических, исторических и коммерческо-туристических целях потребует весьма внушительных инвестиций.

Кроме того, у историков и учёных возникает немало вопросов по внешнему облику Домика Петра и его убранству, по планировке и внешнему виду самого Адмиралтейства (см. ниже реконструкцию на фото), по гармоничному включению в Адмиралтейский комплекс торговых и сувенирных магазинов, кафе, ресторана, прочих объектов.

Внешний вид Воронежского Адмиралтейства. Петровский период

Внешний вид Воронежского Адмиралтейства. Петровский период

Сейчас воссоздание Адмиралтейского комплекса осуществляется в достаточно хорошем темпе. Уже на текущий момент этот комплекс является одним из красивейших и притягательных мест в Черноземье для отдыха, туризма, образовательных и познавательных целей. По мере выделения бюджетных и спонсорских средств, а также частных капиталовложений мы можем получить туристический объект европейского уровня, который будет гордостью Воронежа и частью всероссийского наследия Петра Великого. Ведь даже незначительные исторические события, связанные с Петром I, способны приносить той или иной местности устойчивый доход. Пример такого прагматичного подхода мы можем увидеть в Карловых Варах, где Пётр лечился местными водами. Эпизоды со стройкой и соревнованием по стрельбе уже стали местной легендой, частью городской истории и культуры (ныне там установлен бюст Петру — см. фото).

Бюст Петру I в Карловых Варах

Бюст Петру I в Карловых Варах

Источники:

  1. Воронежский край. Памятные даты на 2015 год / Воронеж. обл. универс. науч. б-ка им. И. С. Никитина ; ред.-сост.: Н. Н. Белокобыльская, Б. А. Фирсов, Т. И. Шишкина. – Воронеж : ВОУНБ им. И. С. Никитина, 2014. – С.70-71.
  2. Кононов В.И. Воронеж: история города в памятниках и мемориальных досках. С.331-332.
  3. Как Пётр I каменщиком работал
  4. Памятник Петру I

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.