Открытие в Воронеже первого книжного магазина контактного формата

В настоящее время практически все крупные книжные магазины Воронежа используют открытый, или как его ещё называют, контактный формат торговли. Эта модель взаимодействия продавцов и покупателей даёт гораздо лучшие результаты, чем традиционная, без доступа потребителей к витринам и книжным полкам. В последние два года, начиная с 2017 года, даже сеть городских газетно-книжных киосков была переделана владельцами под открытый формат. Как утверждают менеджеры этого бизнеса, объёмы торговли возросли в среднем в полтора-два раза. Теперь собственники и управленцы книжных магазинов не только открывают доступ к литературе на полках, но и даже предлагают покупателям здесь же почитать издания, попить чаю или кофе, пообщаться, встретиться с авторами, поделиться впечатлениями.

Книжная торговля в открытом формате. Воронеж.

Книжная торговля в открытом формате. Воронеж.

Интересен в связи с этим вопрос о том, когда и как начиналась контактная торговля книгами, журналами, газетами в Воронеже, как она развивалась, в какие формы трансформировалась. А факты на этот счёт таковы.

В этот день, 6 января 1960 года, на углу улиц Плехановской и Войкова в Воронеже был открыт книжный магазин №11 со свободным доступом покупателей к стеллажам и витринам с книгами. Это была большая новость для воронежцев, большинство из которых никогда не слышали об открытом формате торговли, позже названном в СССР «магазинами самообслуживания». Считалось, что покупателям нельзя доверять допуск к товару, так как возникает соблазн похищения товаров. Не исключались также случаи порчи книг, вырывания страниц, загрязнения обложек или внутренних страниц. Конечно, всего этого избежать не удавалось, но растущие объёмы продаж с лихвой покрывали указанные издержки.

Довольны были торговой инновацией и авторы книг. По их мнению, формат самообслуживания был очень продуктивным, поскольку способствовал не только продажам, но и рекламе книги, продвижению имени писателя, знакомству с новыми именами поэтов, мемуаристов, прозаиков.

Воронежские писатели Е. Люфанов, О. Кретова, Г. Троепольский

Первые опыты работы такого рода магазинов дали хороший результат – потребители гордились оказанным доверием и редко прибегали к кражам (даже при том, что систем видеонаблюдения и радиометок товара ещё не существовало и спрятанный под одеждой товар легко мог быть похищен).

Успех магазинов самообслуживания стал предпосылкой для внедрения билетных касс упрощённой конструкции в автобусах, троллейбусах и трамваях. В них не обязательно было опускать монеты под расчёт; такие кассы не давали сбоев, а билеты выкручивались самими пассажирами.

Для книжной торговли открытый формат стал с тех пор преобладающим способом торговли. Каждый покупатель мог теперь брать книгу в руки, знакомиться с содержанием, текстами, иллюстрациями.

Позитивные результаты внедрения торговых инноваций придали импульс ещё одной передовой форме продажи печатных изданий – посредством торговых автоматов. Казалось, вендинг будет распространяться по городу и стране в целом с огромной скоростью. Торговые автоматы, продававшие газеты и открытки, появились на Воронежском вокзале, а также в залах крупных учреждений и магазинов. Воронежцы с удовольствием бросали в прорезь 3 или 5 копеек, нажимали рычаг и получали нужную им газету. Само наличие вендинговых аппаратов настраивало людей на позитивный лад, на мысли о быстро наступающем научно-техническом прогрессе, о инновациях и непрестанно улучшающейся жизни.

Но действительность оказалась иной. Прогресс в автоматизации торговли на какое-то время затормозился. Да и книги стали продавать по иным каналам – в том числе через Интернет-магазины.

Давно перепрофилирован и книжный магазин №11, контактный формат торговли в котором стал достоянием истории.

 

Источник: Коммуна. 1960. 7 января.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.