Памятник А.В. Кольцову: 150-летний юбилей

В этот день, 9 ноября 2018 года, исполняется ровно 150 лет памятнику поэту Алексею Васильевичу Кольцову, установленному в одноимённом сквере в центре Воронежа. За свою полуторавековую историю памятник переживал очень разные времена – когда-то он стоял на совсем небольшом пятачке вблизи внушительного Смоленского, или как его ещё называли, Троицкого собора (храм до наших дней не сохранился); мраморный бюст поэта был обращён в противоположную, чем сейчас, сторону – прямо на современную площадь Ленина с памятником вождю в центре композиции. Но со временем площадка вокруг монумента Кольцову разрослась до величины сегодняшнего сквера, который в 1942-1943 гг. на время превратился в немецкое кладбище.

Центр Воронежа. Середина XIX в. Староконная площадь (ныне площадь Ленина). Напротив неё (слева) - будущий Кольцовский сквер.

Центр Воронежа. Середина XIX в. Староконная площадь (ныне площадь Ленина). Напротив неё (слева) — будущий Кольцовский сквер.

Немецко-фашистские оккупанты памятник А.В. Кольцову не тронули, в отличие от бронзовых фигур Ленина и Петра I, которые были демонтированы и отправлены в переплавку. Поскольку бюст А.В. Кольцову и стела-постамент были изготовлены из мрамора, практической пользы для себя от демонтажа гитлеровцы не увидели, решив, что памятник будет хорошим украшением воинскому захоронению (см. фото ниже).

Памятник А.В. Кольцову в окружении могил немецких солдат и офицеров. 1942-1943 гг.

Памятник А.В. Кольцову в окружении могил немецких солдат и офицеров. 1942-1943 гг.

Но вернёмся в те дни, когда идея возведения памятника поэту только начала обсуждаться. С инициативой сбора пожертвований на увековечивание памяти А.В. Кольцову выступила в марте 1863 года его сестра А.В. Андронова, урождённая Кольцова. Она обратилась с соответствующим письмом в редакцию газеты «Губернские ведомости» и внесла сумму в 600 рублей.

Газета и общественность Воронежа поддержали эту инициативу, обратившись к императору с ходатайством о разрешении начать подписку.

Памятник А.В. Кольцову. Конец XIX в.

Памятник А.В. Кольцову. Конец XIX в.

Разрешение от Александра II было получено, и процедура сбора средств была запущена. Надо сказать, что продвигалась эта фандрайзинговая кампания довольно вяло, и денег было собрано немного, хотя некоторые гастролирующие в Воронеже актёры (как, например, артист Д.А. Славянский, давший благотворительный концерт в 1866 году) и студенческие коллективы участвовали в сборе пожертвований, перечисляемых затем в фонд памятника А.В. Кольцову. Всего же, как отмечает воронежский краевед В.И. Кононов, за время основной и дополнительной подписки было собрано 3413 рублей, тогда как только за доставку мраморного постамента из Италии компания-подрядчик запросила 955 рублей 65 копеек.

Памятник А.В. Кольцову. 2018.

Памятник А.В. Кольцову. 2018.

Скульптору из Санкт-Петербурга Августино Трискорни было предложено при изготовлении памятника уложиться в 2 тысячи рублей серебром. Опасаясь потерять более крупный контракт на изготовление иконостаса для воронежского Митрофановского монастыря, Трискорни согласился на предложенную сумму и подписал соглашение с городской Думой Воронежа. В документе были прописаны параметры памятника и материал для его изготовления – каррарский мрамор. Отдельной строкой указывалось, что пьедестал должен быть отделан гирляндами из мрамора других оттенков. Но что касается гексаграммы (о которой скажем чуть ниже), расположенной над гирляндами в центральной части стелы, не написано ничего.

Прижизненный портрет А.В. Кольцова и лик мраморного бюста

Прижизненный портрет А.В. Кольцова и лик мраморного бюста

Следует отметить, что бюст поэта и постамент для памятника изготавливались отдельно. При этом приходится констатировать, что портретного сходства между внешностью Кольцова и его бюстом не просматривается. Если сравнить прижизненный портрет А.В. Кольцова, выполненный художником К.А. Горбуновым в 1838 году (т.е. за три года до кончины поэта), с его мраморным ликом (см. фото выше), то из общих черт можно выделить только причёску. Чем объясняется столь существенное расхождение – отсутствием у скульптора хорошего изображения для копирования, или какими-то иными причинами – нам остаётся только гадать.

Памятник А.В. Кольцову. Конец XIX - начало ХХ в.

Памятник А.В. Кольцову. Конец XIX — начало ХХ в.

Есть в памятнике Кольцову и ещё один не вполне понятный элемент – это гексаграмма (шестиконечная звезда) на лицевой стороне постамента. Символизирует она что-либо (например, магическую силу и талант), или это просто декоративный элемент – тайна, скрытая в веках.

Гексаграмма на памятнике А.В. Кольцову

Гексаграмма на памятнике А.В. Кольцову

Торжественное открытие памятника А.В. Кольцову состоялось 27 октября (9 ноября по новому стилю) 1868 года. Вот как описывал это событие Н.В. Воскресенский в газете «Воронежские губернские ведомости»: «В час пополудни, на площади, где за несколько времени пред этим был поставлен на мраморном пьедестале таковой же бюст поэта, преосвященнейшим Серафимом, епископом Воронежским и Задонским, совершено было, в присутствии многочисленной публики, молебствие с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому. Затем, по произнесении вечной памяти покойному поэту и окроплении святой водой памятника Кольцову, почитатели его таланта отправились в зал Дворянского Собрания для слушания приготовленных к этому дню речей.

Памятник поэту А.В. Кольцову. Конец XIX - начало XX века

Памятник поэту А.В. Кольцову. Конец XIX — начало XX века

В числе первых посетителей были: Попечитель Харьковского учебного округа, тайный советник А.А. Воскресенский, посетивший в это время губернскую гимназию, и консул Северо-Американских Соединённых Штатов Е. Шейлер, проживший в г. Воронеж лишнюю неделю для того, чтобы присутствовать при открытии памятника Кольцову. В зале Собрания произнесены были три речи; все они имели предметом жизнь и поэзию Кольцова».

Памятник поэту установили на площадке рядом с Староконной площадью, сделав это место удобным для гуляний. Г.М. Веселовский в 1866 году в книге «Воронеж в историческом и современно-статистическом отношениях» так описывает вновь создаваемую площадку: «Места для городских прогулок устроены на бывшем военном плацу, против управления нынешней Московской части, как раз против Конной площади. Здесь распланированы дорожки от центральной круглой площадки, на которой предполагается поставить памятник известному поэту А.В. Кольцову. По бокам, вокруг всего парка, идёт аллея, и в середине парка летом устраивается цветник».

Вид Воронежа со стороны современной Плехановской улицы

Вид Воронежа со стороны современной Плехановской улицы. На переднем плане памятник А.В. Кольцову. 1905 г.

Революционные события 1917 года, гражданская война и смена власти мало повлияли на памятник Кольцову. Коммунистические идеологи лишь добавили приставку поэты-демократы к именам А.В. Кольцова и И.С. Никитина, назвав их народными поэтами, не причастными к политически чуждому царскому режиму.

При реконструкции Кольцовского сквера в 1930-х годах памятник поэту передвинули на несколько метров подальше от границы сквера со стороны бывшей гостиницы «Воронеж» (башни с часами) и развернули памятник на 180 градусов. Теперь мраморный бюст Кольцова смотрит не на площадь Ленина, а внутрь парковой зоны.

Памятник поэту А.В. Кольцову в Кольцовском сквере. Фото А.М. Полянина. 1920-е гг.

Памятник поэту А.В. Кольцову в Кольцовском сквере. На площади Ленина ещё стояла водонапорная башня. Фото А.М. Полянина. 1920-е гг.

Следует отметить, что в 1976 году в Воронеже появился ещё один памятник А.В. Кольцову, выполненный в «суровом стиле» народным художником РСФСР П.И. Бондаренко. Гранитный исполин сразу не понравился воронежцам, которым показался противоестественным многотонный колосс, посвящённый поэту-лирику. Для политических вождей типа К. Маркса, Ф. Энгельса или В.И. Ленина такой монумент мог бы выглядеть логичным и приемлемым, но для Кольцова нет, поскольку разрушает его образ.

Однако эти соображения можно отринуть, решили в управе города и перенесли в 2018 году гранитного исполина на улицу Кольцовскую – так сказать, по месту названия. Эпатаж в рекламных, образовательных и туристических целях ещё более важен, чем эстетическая ценность и вкусы горожан. Кто прав – рассудит будущее.

Источники:

Веселовский Г.М. Воронеж в историческом и современно-статистическом отношениях. С.28.

Кононов В.И. Воронеж: история города в памятниках и мемориальных досках. С.99-103.

Сайт Архивной службы Воронежской области

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.