Воронежская конференция по городскому благоустройству

Дом Красной Армии им. К.Е. Ворошилова. 1940-е гг.

Дом Красной Армии им. К.Е. Ворошилова. 1940-е гг.

В этот день, 3 января 1934 года, в Воронеже открылась Межкраевая конференция по городскому благоустройству и организации культурного быта населения. Местом проведения представительного форума стал Дом Красной Армии (впоследствии переименованный в гарнизонный Дом офицеров). Конференция представителей Центральной России, Белоруссии и Украины продлилась три дня – с 3 по 5 января. Участниками данного форума были представители 14 городов Советского Союза: Воронежа, Горловки, Горького (Н. Новгорода), Иваново, Липецка, Минска, Ростова, Свердловска (Екатеринбурга), Смоленска, Сталинграда (Волгограда), Старого Оскола, Тамбова, Тулы и Шахт.

Дом Красной Армии в 1947 году

Дом Красной Армии в 1948 году

Преобразованию культурной жизни и досуга населения коммунистическое правительство уделяло большое внимание, так как именно бытие определяло сознание, моральный облик и поступки советского человека. Указывал на главную роль культурной революции и В.И. Ленин, подчёркивавший значение образования, духовного развития, рационального времяпрепровождения, активного отдыха, творчества масс.

Действительно, делегатам Межкраевой конференции в Воронеже было что обсудить и о чём подискутировать – ведь тогда СССР был первым в мире социалистическим государством, которое строило свою экономику, культуру и быт совсем иначе, чем капиталистические страны во всём мире. Специалистам по архитектуре и градостроительству следовало определить оптимальные схемы застройки городов, организацию парковых зон, локацию вузов, техникумов, кинотеатров, вновь строящихся предприятий, микрорайонов, дорог, клубов, транспортных маршрутов.

Инновационный облик городов, магазинов, многоэтажных домов, стадионов, школ и прочих объектов должен был создавать новые эмоции и настроения у советских людей. Грязь, бытовые отходы и мусор должны были исчезнуть с улиц, получивших новые названия героев революции. Электричество, радио, кинематограф, советское искусство и архитектура должны были вселять в жителей городов и сёл оптимизм, патриотизм, веру в будущий прогресс. И это в условиях быстро растущего городского населения.

Первые рейсовые автобусы Воронежа

Первые рейсовые автобусы Воронежа

В этом смысле воронежцам как принимающей стороне было что предъявить участникам конференции как на пленарных заседаниях, так и на объектах городской инфраструктуры. Успехи были, и немалые.

25 октября 1933 года в Воронеже состоялся пуск ВОГРЭС.

Вместо гужевого транспорта и конки на городских улицах появился с 1926 года трамвай. С 1925 года стало налаживаться регулярное автобусное сообщение по первым городским маршрутам. В 1933-1934 годам значительно выросла посещаемость кинотеатров города (которые тогда именовались электротеатрами) – число зрителей выросло до полутора миллионов воронежцев. А в 1935 году кинотеатры города посетило 1 миллион 974 тысячи зрителей.

Основные тезисы, которые выдвинули на конференции воронежские представители, состояли в следующем:

— В каждую квартиру рабочего – электрическую лампочку и радиорепродуктор;

— Ни одного неграмотного рабочего на производстве;

— Каждой улице города – тротуар, центральной улице – асфальтированную мостовую.

И, надо сказать, заявленные тезисы были в короткое время воплощены в жизнь. Так, по сообщениям историка В.П. Загоровского известно, что в сентябре 1939 года в Воронеже была заасфальтирована улица Карла Маркса. 16 сентября этого же года начались работы по асфальтированию улицы 20-летия Октября. Это были центральные проспекты и улицы; что же касается окраин, то там были почти исключительно грунтовые дороги, иногда с дощатыми тротуарами.

Источники:

  1. Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. С.182-183.
  2. Городские автобусы Воронежа: страницы истории
  3. Коммуна. 1937. 6 февраля

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.